Найти тему

Самый загадочный период в истории Карелии. Часть 1.

Оглавление

Сегодня мы поговорим об истории Карелии самого загадочного её периода. Загадочного, потому что наименее изученного и наиболее удалённого от нас во времени. Мы поговорим о временах неолита.

Изучение столь древних эпох всегда затруднено, потому что возможно только на основе анализа археологических находок. Люди тех лет не имели письменности, мы не знаем как и на каких языках они говорили. Но на основе предметов их быта, анализе костей их скелетов, зубов и волос, изучая структуру и географию их поселений, мы можем построить довольную ясную картину их жизни.

Карельские петроглифы, изображающие охотников на лыжах. Фото взято с Яндекс.Картинки.
Карельские петроглифы, изображающие охотников на лыжах. Фото взято с Яндекс.Картинки.

Период и география.

В этой статье мы рассмотрим тот период истории Карелии, который находится между мезолитом и неолитом, то есть, между 9 тысячелетием до н.э. и 4-3 тысячелетием до н.э. В широком смысле мы привыкли называть этот период Каменным веком. Поэтому, возможно, для кого-то удивительным будет узнать, что в этом колоссальном по длительности (около 99% человеческой истории) периоде развития человека есть несколько эпох.

Более того, мезолит и неолит, о которых мы будем говорить, это не столько про временные рамки, сколько про уровень развития самого человека. В разных точках планеты люди в разное время осваивали производство металлов (это точка окончания «каменного века») и в разное время переходили от праобщинного строя к родовой общине и от охоты и собирательства к производящему хозяйству. Именно эти характеристики являются решающими при определении отношения той или иной культуры к определённой эпохе, а отнюдь не время, когда эта культура существовала.

В нашем случае мы будем говорить о людях, которые населяли территорию современной Республики Карелии (субъекта РФ), а также ближайших приграничных территорий - восточные и южные части Финляндии, север Ленинградской области, отчасти территории Мурманской и Архангельской областей.

Что это были за люди?

Население Карелии того периода, который нас интересует, сформировалось из смешения групп людей приходящих из разных регионов. Преимущественно это были люди пришедшие с Востока - территорий Урала и Сибири. Но кроме них, была также мощная волна племён пришедших с юга - из бассейнов Волги и Оки.

Реконструкция физических типов древних жителей Ольньего острова. Выполнена Герасимовым. Фото с Яндекс.Картинки.
Реконструкция физических типов древних жителей Ольньего острова. Выполнена Герасимовым. Фото с Яндекс.Картинки.

Образ жизни этих людей.

Поскольку речь идёт о культурах каменного века, главным способом добычи пропитания для них были охота и собирательство. Позднее, с изобретением более сложных орудий, таких как рыболовные крючки и грузила, гарпуны и сети, к ним добавилась рыбалка. Наскальные изображения того периода, в наибольших количествах обнаруженные на Онежском озере и Белом море, сохранили для нас множество сцен охоты и рыбалки. Именно рыбалка и возникновение возможности создавать запасы еды обозначила переход людей того периода к оседлому образу жизни. Наибольшее количество поселений археологи находят на берегах рек и озёр. Чаще всего это были места впадения рек в моря и озёра, а также тихие бухты, защищённые от ветра и удобные для плавания на лодках. К слову, лодки древнего населения Карелии были разнообразны - от небольших простых челнов до крупных лодок, вмещающих до 20 человек. Эту информацию нам также дают рисунки на скалах Белого моря и Онежского озера.

Изображение крупной лодки на Беломорских петроглифах. Фото с Яндекс.Картинки.
Изображение крупной лодки на Беломорских петроглифах. Фото с Яндекс.Картинки.

Лодки были не единственным средством передвижения людей того времени. Существуют многочисленные изображения людей на лыжах.

Интересно, что в зимнее и летнее время люди той эпохи жили в разных жилищах: летом это были просторные шалаши, еда часто готовилась в очагах под открытым небом, а зимой жители древней Карелии переселялись в тесные (12-14 метров) полуземлянки с шалашными перекрытиями, накрытые шкурами и присыпанные землёй. В центре таких землянок располагался очаг, над которым было отверстие для выхода дыма.

Охотились эти люди с помощью луков. Это были небольшие, 70-80 см луки, которыми было удобно пользоваться в лесах. Учёные находят большое количество различных наконечников стрел, предназначенных для охоты на разных животных. Кроме лука, частью вооружения древнего охотника часто были копья и дротики с каменными наконечниками, а также костяные кинжалы.

Охотник с луком на карельском петроглифе. Фото взято с Яндекс.Картинки.
Охотник с луком на карельском петроглифе. Фото взято с Яндекс.Картинки.

Примечательно, что оружие было личной собственностью охотника, об этом нам говорят предметы найденные в захоронениях рядом с погребёнными телами. И это свидетельствует о переходе людей от одного этапа развития общества к следующему, поскольку культуры мезолита характеризуются коллективной собственностью, тогда как для неолита характерно зарождение собственности личной.

Наскальные рисунки, демонстрирующие сцены массовой охоты позволили учёным сделать вывод о «сибирском» происхождении племён Карелии того времени, поскольку способы охоты были идентичны тем, что применялись охотниками Сибири. Позднее эту версию подтвердят результаты генетических исследований.

Орудия труда людей этих эпох каменного века были сделаны не только из камня, но и из дерева, костей животных. Находят археологи на территории Карелии и кремневые орудия. И это очень любопытно.

Примеры орудий и украшений древних жителей Карелии. Иллюстрация из книги "Очерки истории Карелии".
Примеры орудий и украшений древних жителей Карелии. Иллюстрация из книги "Очерки истории Карелии".

В центральной и северной Карелии нет кремния. Однако там находят орудия сделанные из этого материала. По мнению учёных этот материал завозился из регионов расположенных южнее. Из-за отсутствия и поэтому ценности материала к изделиям из него относились бережно. Если они ломались, их не выбрасывали, а путём вторичной обработки превращали в другое, с иным назначением. Например, из сломанных наконечников стрел делали скребки. Из-за того, что для выделки орудий был удобен мягкий, влажный только добытый кремень, для изготовления большого количества орудий люди отправлялись в места, где был этот материал, и там же проводили его первичную обработку. А вернувшись, производили уже окончательную отделку. Всё это свидетельствует о том, что люди в те времена совершали дальние походы. Это подтверждается и наличием археологических доказательств товарного обмена между жителями древней Карелии и соседних регионов. С Валдайской возвышенности ввозился камень для изготовления орудий труда. Из Прибалтики янтарь для украшений. Сами жители Карелии предоставляли в обмен то, чем были богаты их земли. Например, на территорию современной Финляндии вывозился зелёный сланец, который использовался для изготовления топоров.

Одежда людей того времени до наших времён не сохранилась. Но на основании захоронений учёные делают вывод, что изготавливалась она из шкур крупных животных. И мужской, и женский костюм при этом состояли из штанов и курток. С уверенностью можно сказать, что одежда обильно украшалась, а в качестве материалов для украшений использовались камни, кости и зубы животных, в особенности медвежьи клыки и резцы лосей и бобров.

Основной формой общественной организации в те времена был род, который в свою очередь был частью племени. Род характеризовался общим местом проживания и кровным родством. Браки внутри рода запрещались. Однако разрешались браки внутри племени. Счёт родства велся по материнской линии, вследствие чего дети оставались в роду матери. Это была та стадия развития общества, которую можно назвать материнским родом. Отголоски существования материнского рода отчетливо звучат в "Калевала", сохранившей в своей основе многие элементы древности. Так, например, Лоухи рисуется как хозяйка соседней с Карелией страны Похъелы.

Полное и детское советские издания Калевала из моей коллекции.
Полное и детское советские издания Калевала из моей коллекции.

Мою статью о "Калевала" читайте здесь!

Не стоит удивляться, что учёные ищут свидетельства столь древних эпох в фольклорных произведениях, созданных спустя многие тысячи лет. Значение фольклора и эпоса заключается именно в способности сохранять и фиксировать традиции и культурные особенности даже тех эпох, которые сами носители этой культуры не застали.

Во второй части статьи, которая выйдет завтра, мы поговорим о религиозных воззрениях древних жителей Карелии.

Вторую часть статьи читайте здесь!

Подписывайтесь на мой канал, ставьте 👍 и пишите комментарии 👇