Найти тему
ИНОСМИ

Крепкая экономика России справится с санкциями

Россия хорошо экипирована с экономической точки зрения, по крайней мере, если испытания будут не очень долгими. У нее высокая степень самодостаточности, государственный долг невелик, а резервы пополнились за счет роста цен на нефть, газ и металлы.

Но инфляция – ее ахиллесова пята, а она может очень быстро усугубиться из-за жестких санкций, если конфликт с Украиной и Западом обострится.

"Россия – это бензозаправка, замаскированная под государство", – сказал республиканский сенатор Джой Маккейн (John McCain) в интервью для CNN в 2016 году.

Сказать так, конечно, со стороны ныне покойного американского политика было грубым упрощением. Но доля правды в этом высказывании есть. По сути, бизнес-модель Владимира Путина строится на экспорте нефти, газа, металлов и другого сырья – в сочетании с настолько высокой степенью самодостаточности, насколько может обеспечить хорошее производство продуктов питания.

С геополитической точки зрения эта стратегия прямо сейчас не выглядит каким-то ограничением, скорее наоборот. Цены на газ, которые в четыре раза выше нормального уровня и самая дорогая с 2014 года нефть пополняют казну и помогают держать российский государственный долг примерно на 15 процентах от ВВП, не давая ему расти.

Огромные доходы от нефти и газа, к тому же, пополняют как государственные инвестиционные фонды, так и золотовалютные резервы центрального банка, которые сейчас близки к историческому рекорду и составляют более 630 миллиардов долларов.

"Таким образом, Россия некоторое время прекрасно может выдерживать даже очень жесткие санкции", – говорит Пер Хаммарлунд (Per Hammarlund), главный стратег по развивающимся рынкам в крупном банке SEB.

"Россия относительно хорошо справляется со своей сырьевой зависимостью по сравнению со многими другими странами, зависящими от сырья", — добавляет он.

Такую же оценку дает Наталия Лаврова, главный экономист финансовой группы БКС в Москве.

"Россия лучше подготовлена к санкциям, чем в 2014 году", – сказала она новостному агентству Bloomberg.

"Государственный сектор готов, и финансовая подушка большая", – добавляет она.

Но опираясь только на это, сказать, что российская бизнес-модель работает по-настоящему хорошо, было бы слишком смело, считает Хаммарлунд. Он эту модель считает слишком уж протекционистской.

"Уменьшая свою зависимость от внешнего мира, вы также сильно уменьшаете и свой потенциал роста. Вам сложнее импортировать высокотехнологичное оборудование, сложнее импортировать знания для повышения производительности, вы получаете меньше инвестиций из-за рубежа", - объясняет он.

Такая политика приводит к тому, что потенциальный прирост экономики России останавливается на 1,5-2,5 процентах в год, тогда как в других странах с тем же уровнем дохода он составляет 5-10 процентов, по словам Хаммарлунда.

"Получаются очень мрачные перспективы на будущее", – говорит он.

Россия — помимо переброски войск к границе с Украиной и крупных военных с соседней Белоруссией учений в сочетании с трудноперевариваемыми требованиями гарантий безопасности к НАТО и США — недавно также сократила поставки природного газа в Европу. Речь идет о политическом давлении, считает, в частности, глава энергетического органа Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Фатих Бироль (Fatih Birol).

В то же время из-за того, что Запад активно потребляет бензин и очень зависит от российских нефти и газа, ему трудно ввести против России далеко идущие санкции.

"Это дает России некоторую защиту. Западу приходится действовать осторожно", – говорит Хаммарлунд.

"Но, ясно, что обе стороны друг от друга зависят. Если бы Россия перестала экспортировать в Европу энергию, это очень сильно ударило бы по Европе, но российская экономика тоже невероятно пострадала бы", – добавляет он.

По данным Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне, в прошлом году более 80 процентов экспорта российского газа шло в Европу. Этот объем газа, в свою очередь, покрывает 35-40 процентов всего потребления газа в Европе.

Ключевым для России игроком в геополитическом армрестлинге с Западом является Китай, который благодаря новому российскому газопроводу "Сила Сибири" с 2019 года смог значительно увеличить импорт газа из России. Также ведутся переговоры о строительстве еще одного газопровода.

На встрече с лидером Китая Си Цзиньпином в Пекине в пятницу Путин ясно дал понять, что Россия, которая уже и так третий по величине поставщик газа в Китай, может предложить еще больше — десять миллиардов кубометров российского газа в год сверх тех 16,5 миллиардов, которые Китай импортирует сейчас.

Хаммарлунд считает, что Китай, у которого на геополитическом уровне много трений Западом по поводу разных вопросов, включая статус Тайваня, готов поддержать Россию в случае санкций, как Пекин уже ранее делал, когда Запад бойкотировал Иран.

"Я убежден, что если против России введут санкции, которые повлияют на ввоз ее энергоресурсов в Европу, Китай постепенно станет главным рынком для российского экспорта", - говорит он.

Но на то, чтобы развернуть весь мощный поток российского газа из Европы в Китай, нужно немало времени, подчеркивает он вместе с тем.

оригинал публикации