Найти в Дзене

Красная Грязная Сельга и "Великий Олонецкий Зимник"

В предыдущих статьях «Повенецкий тракт» и «Красная Грязная Сельга и "Три Ивана"» были сделаны первые шаги по пониманию (не по научному изучению) старой картины мира, которой сейчас нет. Впрочем, нет и самой Красной Сельги, Мунозера, много чего нет. Память, отдельными крупицами есть, продолжаем далее собирать пазлик.

Очень зацепило меня, пока в отпуске могу себе позволить поискать в инете сведения, подумать и рассказать вам свои суждения.

Совершенно случайно нашел наконец детальное описание Повенецкого почтового тракта, которые сделали бравые военные в «Военно-статистическое обозрение Российской империи, 1855 год».

В открытом доступе, найти не сложно, кому интересно
В открытом доступе, найти не сложно, кому интересно

Очень подробно на пяти листах описана каждая кочка, болото, мост, поворот, спуск-подъем, почтовые станции и т.п. В нашем конкретном случае это интересно в плане покупки-продажи товаров жителями Карасозерского сельского совета и в частности, бондаря Петра Тимофеевича Ананьина из деревни Грязная Сельга.

Из материалов В.П. Ершова:

«Воскресенье. Выехали с посудой к Спасу к ночи. Ночевали у Спаса нетленного с Митькой. Проехали от Спаса в Кяписельгу. Ночевали у кумы Стафеевой. Торговали по Кяписельге и вернулись обратно до Викшозера. Ночевали у Феклистова. Выехали из Викшозера и приехали домой ночью в 2 часа. Посудой торговали хорошо. Продали своего товару на 366 рублей, из него сделали расход ... 12 руб.... наличные деньги 340 руб., овсом и табаком 26 руб.». (Прим. Стоимость товара в 19030-е годы)

Кстати, Кяппесельга от Грязной Сельги в 43км (по прямой, яндекс-карта) и является почтовой станцией Повенецкого тракта. Сбыт своего товара и покупка другого товара за 50 вёрст от дома вероятно рядовой случай. До революции товар могли продавать на знаменитой оптовой ярмарке в Шуньге, которая проходила четыре раза в год. До Шуньги по прямой от Грязной Сельги 24км, в принципе один день пути.

Шуньга, ярмарка
Шуньга, ярмарка
Храмовый комплекс Шуньгского погоста
Храмовый комплекс Шуньгского погоста

Я наивно думал, что Петр Тимофеевич Ананьин единственный бондарь на округу, этакая знаменитость местная. Ан нет, изучая материалы В.П. Ершова нашлись еще три бондаря в деревне Грязная Сельга.

Деревни Грязная Сельга и Селецкое, можно сказать, специализировались на этом ремесле. Е. М. Морозов, родившийся в д. Селецкое, отмечает в своей автобиографической книжке:

«Делали (в д. Селецкое) деревянные бочки, ушаты, лохани, кадушки, чаны. Зимой в дореволюционный период их обозами возили в поморские села, где меняли на соль, рыбу и другие товары, торговали на ярмарках. В советское время в основном бочки и ушаты делали для потребкооперации, а также по заказам частных лиц. Когда в деревне создавали колхоз, то назвали его „Красный бондарь"». Была построена бондарная мастерская...».

Фото бондарей из инета
Фото бондарей из инета

Да уж… Две деревни бондарей на расстоянии всего 6км друг от друга и колхоз «Красный бондарь» с бондарной мастерской. Естественно, сбыт продукции что до 1930-х годов, что в этот период времени должен был быть налажен в промышленных масштабах с отработанной логистикой.

Говоря более научным языком бондарное производство это – кустарное производство, дополняющее изначальный крестьянский труд. Кустарей по матушке Руси было огромное количество и далеко не от хорошей жизни (земли на всех не хватало, искали подработку). В условиях северных районов это еще усугублялось нашим прекрасным зимним климатом. По некоторым исследованиям отход на заработки в Санкт-Петербург после полевых работ составлял до 30% мужского населения Заонежья. «От каждого порога к Питеру дорога». Опять она, дорогая логистика.

Чуть надоели эти изыскания, поговорим о нашем, о женском, об Аполлинарии Ивановне Ананьиной (Баканиной), третьей жене Павла Тимофеевича. Она родилась в д. Верховье Великогубского прихода в семье Ивана Егоровича и Елены Михайловны Баканиных. Дом Баканиных не уступал ананьинскому – такой же богатый, двухэтажный, со светелкой. Ее выдали замуж в 27 лет за вдовца на 20 с лишним лет старше ее. А.И. Ананьина выходила и воспитала Марью, дочь от второй жены, вынянчила внучку Раису. Ее вспоминают как высокую, сухощавую женщину с добрым лицом, очень верующую – при ней всегда было Евангелие. Пережила финскую оккупацию. Умерла Аполлинария Ивановна в 1951г. после долгой болезни.

Для молодежи в верхнем абзаце ничего необычного нет, но! Для событий столетней давности выйти замуж в 27 лет это крайний, неординарный случай, т.к. замуж выходили намного раньше. И был у неё всего один сын Дмитрий (погиб на войне).

Дмитрий Павлович Ананьин. Фотография сделана в 1939-1940 гг. в д. Большие Горы Олонецкого района во время службы в армии. (Из личного архива Р.Д.Голицыной)
Дмитрий Павлович Ананьин. Фотография сделана в 1939-1940 гг. в д. Большие Горы Олонецкого района во время службы в армии. (Из личного архива Р.Д.Голицыной)

Если почитать сведения по той же Грязной Сельге, то 5-7 детей в семье вполне обычная ситуация. У Лазаря Сергина из д. Мунозеро было 5 детей и 18 внуков, уже упоминал ранее в статье. Про внуков правда не писал, каюсь. После смерти мужа (середина 30-х годов) и смерти сына на войне осталась Апполинария Ивановна с невесткой Марьей и внучкой Раисой (Раиса Дмитриевна Ананьина (Голицына)).

Прим. еще был внук Сергей.

Но вернемся к логистике. Нашелся новый термин «Великий Олонецкий зимник». Понять, где и как он проходил будет потруднее, чем Повенецкий почтовый тракт. По очень скудным данным (материалам из интернет) Великий Олонецкий зимник проходил так: «… указывает на то, что термин тяготеет к тому древнему водно-волоковому пути, который проходил по центральному Заонежью из залива Великая Губа на юге полуострова в узкое и длинное Космозеро, из которого есть выход в Повенецкий залив, омывающий полуостров с севера».

Насколько понимаю примерно так проходил Великий Олонецкий зимник
Насколько понимаю примерно так проходил Великий Олонецкий зимник

О Боги! Если почтовая Повенецкая дорога была с запада от Грязной Сельги (Карасозерского погоста, сельского совета), то Олонецкий Великий зимник проходил в одном шаге от деревни, с восточной стороны. Причем, по этому зимнику ездили много, скорее всего. Много веков из Беломорья таскали в основном, конечно же соль. Кто не в курсе, соль – очень дорогой, стратегически важный товар. За соль головы рубили только влет, причем не только у нас, но и по всему миру, и в большом количестве. Соловецкий монастырь разжирел именно на монополии по добычи соли, кстати. Перли эту соль с севера в центр страны разными путями. Не буду утверждать, но пути от Повенца к Олонцу и далее это не из-за бондарей, только соль (попутные товары никто не отменял).

поморской солью торговали по всей Руси до начала XX века, пока её не вытеснила более дешёвая, промышленная
поморской солью торговали по всей Руси до начала XX века, пока её не вытеснила более дешёвая, промышленная

Вот она ниточка и нарисовалась, а кругом погосты и деревни. Что чуть далее от этой ниточки, то сразу становиться глушью малообитаемой. А я-то все гадал, чего это вдруг в Каросозерском (Космозерском, Шуньгском, Велокогубском, Кижском, Сенногубском) погостах столько деревень-народу. Это сейчас конец географии, ранее это был центр Карелии (точнее центральная линия Карелии). Поиски материала по теме продолжаются.

В заключении пару слов о Викторе Петровиче Ершове, на основе его материалов в основном идет изучение этой темы. Виктор Петрович не карел, родился в Мордовии. Приехал в Медгору в 1960-х годах и является основателем Медвежьегорского краеведческого музея.

-9

Спасибо Виктор Петрович!