Найти тему
ToLateToHype

Как Тейлор Свифт изменила правила шоу-бизнеса в 2021? Оправдан ли перезапуск Fearless и Red?

Тейлор Свифт на церемонии награждения Гремми. В 2021 она победила в номинации "Альбом года" с пластинкой folklore
Тейлор Свифт на церемонии награждения Гремми. В 2021 она победила в номинации "Альбом года" с пластинкой folklore

В 2021 году Тейлор Свифт выпускает переиздания своих классических альбомов, в которые помимо перезаписанных версий всех ее известных композиций входят бонусные песни, написанные еще в ранние годы певицы и не опубликованные ранее. Главной целью этого мероприятия было создание собственных записей своих песен и регистрация прав на их использование.

Небольшая предистория

Для тех, кто все пропустил, объясню- в 2019 Тейлор Свифт теряет права на мастер записи всех своих песен, выпущенных за 13 лет сотрудничества с лейблом Big Machine Records. Происходит это в результате перехода этого лейбла во владение Ithaca Holdings- компании Скутера Брауна. После продажи звукозаписывающей компании ее владельцем, Скоттом Борчеттой, все надежды вернуть права на мастер записи исчезают, так как сама сделка, цена в 300 миллионов долларов и личность покупателя оказываются для певицы большой неожиданностью.

Тот самый пост, с которого все началось
Тот самый пост, с которого все началось

Артистка еще со времен возобновления конфликта с Канье Вестом в 2016 не ладит со Скутером. Учитывая, что ранее Тейлор уже безуспешно пыталась получить права на эти записи, а сделка была произведена под ковром, очевидно, что все музыкальное наследие Свифт безвозвратно утеряно. По сути, она потеряла его уже на стадии подписания контракта с лейблом в начале своей карьеры- по условиям договора за исполнительницей остаются права на интеллектуальную собственность, но не на студийные записи песен.

С какой то стороны это даже справедливо, да и авторы обычно не испытывают проблем с отчислениями, если остаются в ростере лейбла. Однако, при данном раскладе никто не может гарантировать себе владение своим творчеством, а прецеденты, подобные этому, уже имели место быть, правда в гораздо меньших масштабах. Теперь, когда речь зашла о крупнейшей фигуре в музыкальной индустрии, абсурдный характер общепринятой практики привлек внимание многих.

-3

Потенциальная выгода для воротил бизнеса

Сейчас, когда контракт истек, а Тейлор перешла на другой лейбл, продажа исходников ее 6 альбомов означает утрату любой возможности их использовать- каждый раз, когда слушатель скачивает или проигрывает старые композиции Тейлор, роялти с них получает Скутер. В 2019, осознав происходящее, певица уже озвучивала намерение перезаписать свою музыку, ситуация приняла новый оборот в 2020, когда Скутер Браун перепродал весь каталог Тейлор Shamrock Capital, за те же 300 миллионов.

Все это выглядит действительно странно, как будто Скутер Браун решает сначала лишить Тейлор Свифт всех прав на ее музыку, приобретая ее лейбл, а после продает уже отдельно ее каталог другой компании. С другой стороны, это могло быть и удачной серией решений, ведь Скутер продал лишь записи одного артиста по цене целого лейбла, который еще и остался при нем.

-4

Профит есть, но не такой уж и большой, согласно публичному обращению Скотта Борчетты, которое он выдвинул как ответ на заявления Тейлор, обвиненяющие его в вероломной продаже ее трудов главному ее же ненавистнику. Согласно открытому письму Борчетты, доходы, которые обеспечивает владение мастерами альбомов Тейлор, составляют порядка 80% от общей прибыли компании. Сейчас имя Тейлор в топах всех топов и если за чей каталог и стоит отдать треть миллиарда, то это Тейлор Свифт.

То есть повторная продажа такого ценного актива не имеет большого смысла, даже при выгодных на первых взгляд условиях. Решение таким образом довольно спорное и не понятно, чем обоснованное, только лишь вопросами выгоды или все таки еще и личными соображениями. Одно можно сказать точно- делать настолько крупное вложение исключительно из неприязни было бы странно.

-5

Мы не будем копаться в мотивах держателей капиталов, понять их действительно сложно, учитывая, что в этой ситуации у каждого своя правда. Браун говорит, что не хочет контролировать Свифт и отбирать у нее работу всей жизни. Борчетта говорит, что Тейлор знала о сделке заранее, а кроме того имела возможность отработать свои драгоценные альбомы выпуском новой музыки на лейбле. Сама Тейлор Свифт говорит, что ее дешево развели, а артист имеет право владеть своим творчеством. В итоге, решение было принято, 2 альбома уже перевыпущено, а мы, вместо копания в подробностях этих разборок выясним, насколько удачными эти решения оказались.

Потенциальная выгода Тейлор Свифт

Многие эксперты заявляют, что повторный выпуск альбомов ничего особенного не даст Тейлор, ведь оригинальные записи все равно останутся за бортом, и будут потенциально нести прибыль Shamrock Capital. Тем более, что слушателям не сильно то и захочется менять оригинальные версии любимых альбомов на перезаписанные, ведь любимые песни запомнились уже в первоначальном виде.

-6

Все это справедливо для артистов средней величины, но в случае Тейлор Свифт можно и поспорить. Начнем с того, что она крайне богата, ее новые альбомы продаются очень хорошо, Тейлор становится самым высокооплачиваемым музыкантом по версии 2020. Со своими мультимиллионами она может позволить себе так рисковать.

Второй важный фактор в успехе этого предприятия- неограниченная лояльность аудитории. У Тейлор Свифт невероятно большая база фанатов, которые за ней в огонь и воду, мы могли наблюдать примеры их преданности уже много раз в сети.

Третий фактор- артистка имеет достаточно сильную поддержку среди коллег. После того, как Тейлор опубликовала свой жалобный пост, и дала еще несколько раз огласку этой проблеме, ее поддержало огромное количество знаменитостей. Кроме того, проблема не нова- за всю историю шоу-бизнеса выкупить права на свое творчество удалось лишь немногим. Вспомним Принса, который даже имя свое потерял, или Френка Оушена, который смог вывести свою музыку с лейбла такими ухищрениями, что по ним впору детективный триллер снимать. Несомненно, очень многие, и очень немаленькие люди после подобного инцидента поддержат Тейлор, учитывая, что несовершенство настоящей системы очевидно.

-7

Ну и наконец, последний аргумент- певица уже неоднократно вступает в споры с крупными компаниями и при этом добивается своего. В 2014 она уже удаляла свою дискографию со стриминговой платформы Spotify, аргументируя это отсутствием адекватной компенсации за бесплатное распостранение ее музыки. Лишь через 4 года руководству корпорации удалось убедить артистку вернуть музыку на просторы сервиса, причем произошло это на ее условиях.

Ее лейбл, Universal’s Republic Records, на который Тейлор перешла после Big Machine, закрепил в условиях контракта обещание выплачивать всем своим резидентам часть дохода со Spotify. Разумеется, на этот раз певица предусмотрела и момент с сохранением своих мастер записей. В 2015 Свифт также изменила политику Apple Music, пригрозив удалением своего альбома 1989 со страниц площадки. Обьяснила она это тем, что Apple не выплачивает роялти за музыку, прослушанную пользователем в течение 3 пробных месяцев. Руководство яблочных немедленно удовлетворило эти требования. Тейлор Свифт обладает огромной силой в сфере музыкального бизнеса, даже корпорации прислушиваются к ней.

Настоящее бесстрашие или реальная выгода от релизов 2021 года

Fearless (Taylor's Version)
Fearless (Taylor's Version)

Подведем итоги. Выходу переиздания первого по настоящему успешного альбома Тейлор Свифт, Fearless предшествовал дроп новой версии «Love Story», которая на волне общего ажиотажа была встречена публикой очень хорошо. Возмездие Тейлор начинало потихоньку сбываться, спустя 2 года подготовки, и люди были крайне рады увидеть наконец ответ на их обострившееся чувство справедливости. Артистке удалось привлечь неслабое внимание к объекту спора- выпущенная параллельно с анонсом Fearless перезапись «Love Story» набрала 10000 скачиваний за первые 24 часа, в то время как оригинал насчитывал лишь 200 загрузок. Песня возглавила чарты ITunes и заняла 11 место в Billboard Hot 100.

Что касается самого Fearless, альбом продался большим тиражом и занял пятое место в годовом списке самых продаваемых альбомов. За первые сутки его продажи составили 500 тысяч копий, что вполне сравнимо с продажами оригинальной версии в 592 тысячи. То есть вдумайтесь, это всего лишь перезапись альбома Тейлор Свифт 2008 года, да, по своему великого, да, получившего Грэмми, да, дополненного ранее не изданными песнями. Но все же, учитывая наличие в библиотеках множества слушателей оригинальных копий альбома, а также никуда не исчезающую возможность их прослушивания, такой результат может только радовать. Тейлор Свифт удалось не только привлечь внимание общественности и вернуть принципиально важные плоды ее ранней карьеры, но еще и второй раз на них заработать.

Red (Taylor's Version)
Red (Taylor's Version)

Переиздание другого ее знакового альбома, Red стало еще более громким событием 2021. Обновленная версия показала продажи в 605 тысяч копий за первые сутки(против 1,2 миллионов в 2012) и стала десятым подряд альбомом певицы, который возглавил чарты. По итогу, Тейлор Свифт заработала в 2021 на одних только переизданиях больше, чем на ее прошлогодних evermore и folklore- Red стал вторым в списке самых продаваемых за год, против шестого и восьмого места для evermore и folklore соответственно. То есть да, четыре альбома в десятке самых продаваемых пластинок года, и два из них являются обновлениями релизов десятилетней давности.

Глобальные последствия

Эта история становится еще одной легендой на счету звезды. На наших глазах, Тейлор творит историю и меняет правила индустрии.. в очередной раз. Эта 300 миллионная сделка становится важным прецедентом, а вопрос об ее успешности оказывается камнем преткновения для музыкального бизнеса. В то время, как владельцы мастер записей в лице Shamrock Capital продолжают пересчитывать свою прибыль, Тейлор лишь активнее захватывает территорию.

-10

На правах владельца интеллектуальной собственности, она вводит запрет на использование ее песен в рекламе и источниках медиа, что лишает компании возможности наживаться на ее творчестве сторонним путем. Еще перед выходом Fearless, артистка предоставляет обновленную версию «Love Story» для рекламы с Райаном Рейнольдсом. Чуть позже и перезапись «Wildest Dreams» попадает в трейлер Spirit Untamed. Все эти шаги делают владение старыми записями бессмысленным, ведь никто больше не хочет иметь с ними дел- похоже, крупным компаниям выгодно негласно поддерживать Свифт.

Сложно все это вот так сразу осознать, но этот случай подобен чуду- поразительно, как один человек может обладать такой силой и менять правила игры, когда большинство крупных звезд только проигрывали в борьбе с корпорациями. Что уж говорить про уязвимость артистов среднего звена, возможно, пример Тейлор станет вдохновляющим и заставит людей более ответственно подходить к защите своих интересов. Кардинально расклад изменится навряд ли, разумеется, но это уже очень большой шаг в достижении справедливых условий для всех- восстановление своего статуса на глазах всего мира.

#музыка #биография