Найти тему

Великая Отечественная война и кинематограф (часть сороковая)

Уже четвёртое поколение в мире не знает, что такое Мировая война. Оставшихся в живых ветеранов, подаривших нам мирное небо над головой, становится всё меньше. Но мы должны в веках свято помнить и чтить их Великий Подвиг и не допускать повторения Мировой трагедии! Вечная Память и Слава Воинам, победившим фашизм!

Коллективное фото генералов, адмиралов и Маршалов Рабоче-Крестьянской Красной Армии, освободившей мир от нацизма, депутатов Верховного совета СССР II созыва, избранного 10 февраля 1946 года.                                                                                                     (Сокращения: г-м - генерал-майор, г-л - генерал- лейтенант, г-п - генерал-полковник,       ГА - генерал армии, к-а - контр-адмирал, в-а - вице-адмирал, А - адмирал, М - Маршал,    ГМ - Главный маршал, МСС - Маршал Советского Союза, ГСС - Герой Советского Союза, ГСТ - Герой Социалистического Труда, Орден "Победа" - кавалер ордена "Победа",        ПГК - Полный Георгиевский кавалер, награждённый всеми четырьмя степенями                с IV по I солдатского Георгиевского креста, СП - Сталинская премия).                                                                                                                                        В первом ряду (слева направо): ГМ артиллерии Николай Николаевич Воронов (23.04.1899-28.02.1968); ПГК (5 крестов и 4 Георгиевские медали всех степеней), МСС Семён Михайлович Будённый (13.04.1883-26.10.1973); 2ГСС, Орден "Победа", МСС Константин Константинович Рокоссовский (Konstanty Rokossowski; 09.12.1896-03.08.1968);           2ГСС, Орден "Победа", МСС Иван Степанович Конев (16.12.1897-21.05.1973);                2ГСС, 2Орден "Победа", МСС Александр Михайлович Василевский (18.09.1895-05.12.1977); 3ГСС, 2Орден "Победа", МСС Георгий Константинович Жуков (19.11.1896-18.06.1974);  ГСТ, ГСС, 2Орден "Победа", Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин (Иосиф Джугашвили - იოსებ ჯუღაშვილი; 06.12.1878-05.03.1953); МСС Климент Ефремович Ворошилов (23.01.1881-02.12.1969); ГА Николай Александрович Булганин (30.05.1895-24.02.1975); ГА Андрей Васильевич Хрулёв (18.09.1892-09.06.1962);         Орден "Победа", Народный Герой Югославии, МСС Фёдор Иванович Толбухин (16.06.1894         -17.10.1949); ГСС, Орден "Победа", МСС Леонид Александрович Говоров (10.02.1897-19.03.1955); ГМ авиации Александр Евгеньевич Голованов (07.08.1904-22.09.1975).              Сзади - между 1-м и 2-м рядами (слева направо): ГСТ, 4СП, доктор технических наук, г-м инженерно-артиллерийской службы Василий Алексеевич Дегтярёв (21.12.1879-16.01.1949); 2ГСС, М бронетанковых войск Семён Ильич Богданов (17.08.1894-12.03.1960); ГСС, ГА Андрей Иванович Ерёменко (02.10.1892-19.11.1970); ГА Максим Алексеевич Пуркаев (14.08.1894-01.01.1953); ГСС, г-п Павел Алексеевич Курочкин (06.12.1900- 28.12.1989); ГСТ, 4СП, г-л инженерно-артиллерийской службы Фёдор Фёдорович Петров (03.03.1902-19.08.1978); А Филипп Сергеевич Октябрьский (Иванов) (11.10.1899-08.07.1969); М бронетанковых войск Яков Николаевич Федоренко (10.10.1896-26.03.1947).                                                                                                             Во втором ряду (слева направо): ГСС, к-а Неон Васильевич Антонов (19.01.1907-24.10.1948); г-л Василий Яковлевич Клоков (28.03.1902-09.07.1968); ГСС, г-п авиации  Константин Андреевич Вершинин (21.05.1900-30.12.1973);  А Владимир Филиппович Трибуц (15.07.1900-30.08.1977); г-п Сергей Семёнович Бирюзов (05.08.1905-19.10.1964); ГСС, г-п Кузьма Никитович Галицкий (12.10.1897-14.03.1973); ГСС, г-п артиллерии Василий Иванович Казаков (06.07.1898-25.05.1968); г-п Михаил Ильич Казаков (26.09.1901-25.12.1979); ГСС,ГА Василий Данилович Соколовский (09.07.1897-10.05.1968); г-м Алексей Андреевич Лобачёв (1903-29.05.1964); ГСС, г-п Кирилл Семёнович Москаленко (Кирило Семенович Москаленко; 28.04.1902-17.06.1985); г-п Алексей Сергеевич Желтов (15.08.1904-29.10.1991); г-л Иван Семёнович Аношин (17.11.1904-1991); г-л Иван Терентьевич Коровников (20.01.1902-09.07.1976); ГСС, г-п Алексей Семёнович Жадов (17.03.1901-10.11.1977); ГСС, ГА Иван Ефимович Петров (18.09.1896-07.04.1958);                г-л Владимир Николаевич Курдюмов (01.10.1895-14.02.1970); 2ГСС, г-п  Василий Иванович Чуйков (31.01.1900-18.03.1982); ГСС, г-п Иван Тихонович Гришин (16.12.1901-20.06.1951). В третьем ряду (слева направо): ГСС А Иван Степанович Юмашев (27.09.1895-02.09.1972); 2ГСС, г-п Павел Иванович Батов (20.05.1897-19.04.1985); ГСС, г-п авиации Сергей Игнатьевич Руденко (Сергій Гнатович Руденко; 20.10.1904-10.07.1990); ПГК, ГА Иван Владимирович Тюленев (16.01.1892-15.08.1978); ГСС, г-п Василий Степанович Попов             (26.12.1893-02.07.1967); ГСС, Гвардии г-п Василий Николаевич Гордов (30.11.1896-24.08.1950); г-п танковых войск Иван Захарович Сусайков (30.08.1903-12.07.1962);            г-л Василий Емельянович Макаров (14.02.1903-01.09.1975); ПГК, ГСС, г-п Александр Васильевич Горбатов (09.03.1891-07.12.1973); ГСС, ГА Иван Христофорович Баграмян (Ованес Хачатурович Баграмян- Հովհաննես Քրիստափորի Բաղրամյան; 20.11.1897-21.09.1982); ГСС, г-п Павел Алексеевич Белов (06.02.1897-03.12.1962);                             2ГСС, М бронетанковых войск Павел Семёнович Рыбалко (23.10.1894-28.08.1948);         ПГК, г-п Прокофий Логвинович Романенко (13.02.1897-10.03.1949); г-л Илья Корнилович Смирнов (17.07.1887-28.06.1964); ГА Георгий Фёдорович Захаров (23.04.1897-26.01.1957); ГСС, г-п Василий Иванович Кузнецов (03.01.1894-20.06.1964); ГСС, г-п Дмитрий Николаевич Гусев (26.10.1894-25.08.1957); г-п Маркиан Михайлович Попов (02.11.1904-22.04.1969); 2ГСС, г-п Дмитрий Данилович Лелюшенко (20.11.1901-20.07.1987);                    г-п Василий Александрович Юшкевич (16.02.1897-15.03.1951);  М войск связи Иван Терентьевич Пересыпкин (05.06.1904-12.10.1978).                                                                     19 марта 1946 года на I сессии Верховного Совета СССР 2 созыва по состоянию здоровья и по его личной просьбе был освобождён от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета СССР (формального Президента Страны) и избран членом Президиума Верховного Совета СССР многолетний руководитель парламента, многолетний член политбюро ЦК ВКП (б), заслуженный и очень любимый народом "Всесоюзный староста" ГСТ Михаил Иванович Калинин (07.11.1875 - 03.06.1946, 70 лет).  На должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР 19 марта 1946 года избран Николай Михайлович Шверник (07.05.1888 - 24.12.1970).
Коллективное фото генералов, адмиралов и Маршалов Рабоче-Крестьянской Красной Армии, освободившей мир от нацизма, депутатов Верховного совета СССР II созыва, избранного 10 февраля 1946 года. (Сокращения: г-м - генерал-майор, г-л - генерал- лейтенант, г-п - генерал-полковник, ГА - генерал армии, к-а - контр-адмирал, в-а - вице-адмирал, А - адмирал, М - Маршал, ГМ - Главный маршал, МСС - Маршал Советского Союза, ГСС - Герой Советского Союза, ГСТ - Герой Социалистического Труда, Орден "Победа" - кавалер ордена "Победа", ПГК - Полный Георгиевский кавалер, награждённый всеми четырьмя степенями с IV по I солдатского Георгиевского креста, СП - Сталинская премия). В первом ряду (слева направо): ГМ артиллерии Николай Николаевич Воронов (23.04.1899-28.02.1968); ПГК (5 крестов и 4 Георгиевские медали всех степеней), МСС Семён Михайлович Будённый (13.04.1883-26.10.1973); 2ГСС, Орден "Победа", МСС Константин Константинович Рокоссовский (Konstanty Rokossowski; 09.12.1896-03.08.1968); 2ГСС, Орден "Победа", МСС Иван Степанович Конев (16.12.1897-21.05.1973); 2ГСС, 2Орден "Победа", МСС Александр Михайлович Василевский (18.09.1895-05.12.1977); 3ГСС, 2Орден "Победа", МСС Георгий Константинович Жуков (19.11.1896-18.06.1974); ГСТ, ГСС, 2Орден "Победа", Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин (Иосиф Джугашвили - იოსებ ჯუღაშვილი; 06.12.1878-05.03.1953); МСС Климент Ефремович Ворошилов (23.01.1881-02.12.1969); ГА Николай Александрович Булганин (30.05.1895-24.02.1975); ГА Андрей Васильевич Хрулёв (18.09.1892-09.06.1962); Орден "Победа", Народный Герой Югославии, МСС Фёдор Иванович Толбухин (16.06.1894 -17.10.1949); ГСС, Орден "Победа", МСС Леонид Александрович Говоров (10.02.1897-19.03.1955); ГМ авиации Александр Евгеньевич Голованов (07.08.1904-22.09.1975). Сзади - между 1-м и 2-м рядами (слева направо): ГСТ, 4СП, доктор технических наук, г-м инженерно-артиллерийской службы Василий Алексеевич Дегтярёв (21.12.1879-16.01.1949); 2ГСС, М бронетанковых войск Семён Ильич Богданов (17.08.1894-12.03.1960); ГСС, ГА Андрей Иванович Ерёменко (02.10.1892-19.11.1970); ГА Максим Алексеевич Пуркаев (14.08.1894-01.01.1953); ГСС, г-п Павел Алексеевич Курочкин (06.12.1900- 28.12.1989); ГСТ, 4СП, г-л инженерно-артиллерийской службы Фёдор Фёдорович Петров (03.03.1902-19.08.1978); А Филипп Сергеевич Октябрьский (Иванов) (11.10.1899-08.07.1969); М бронетанковых войск Яков Николаевич Федоренко (10.10.1896-26.03.1947). Во втором ряду (слева направо): ГСС, к-а Неон Васильевич Антонов (19.01.1907-24.10.1948); г-л Василий Яковлевич Клоков (28.03.1902-09.07.1968); ГСС, г-п авиации Константин Андреевич Вершинин (21.05.1900-30.12.1973); А Владимир Филиппович Трибуц (15.07.1900-30.08.1977); г-п Сергей Семёнович Бирюзов (05.08.1905-19.10.1964); ГСС, г-п Кузьма Никитович Галицкий (12.10.1897-14.03.1973); ГСС, г-п артиллерии Василий Иванович Казаков (06.07.1898-25.05.1968); г-п Михаил Ильич Казаков (26.09.1901-25.12.1979); ГСС,ГА Василий Данилович Соколовский (09.07.1897-10.05.1968); г-м Алексей Андреевич Лобачёв (1903-29.05.1964); ГСС, г-п Кирилл Семёнович Москаленко (Кирило Семенович Москаленко; 28.04.1902-17.06.1985); г-п Алексей Сергеевич Желтов (15.08.1904-29.10.1991); г-л Иван Семёнович Аношин (17.11.1904-1991); г-л Иван Терентьевич Коровников (20.01.1902-09.07.1976); ГСС, г-п Алексей Семёнович Жадов (17.03.1901-10.11.1977); ГСС, ГА Иван Ефимович Петров (18.09.1896-07.04.1958); г-л Владимир Николаевич Курдюмов (01.10.1895-14.02.1970); 2ГСС, г-п Василий Иванович Чуйков (31.01.1900-18.03.1982); ГСС, г-п Иван Тихонович Гришин (16.12.1901-20.06.1951). В третьем ряду (слева направо): ГСС А Иван Степанович Юмашев (27.09.1895-02.09.1972); 2ГСС, г-п Павел Иванович Батов (20.05.1897-19.04.1985); ГСС, г-п авиации Сергей Игнатьевич Руденко (Сергій Гнатович Руденко; 20.10.1904-10.07.1990); ПГК, ГА Иван Владимирович Тюленев (16.01.1892-15.08.1978); ГСС, г-п Василий Степанович Попов (26.12.1893-02.07.1967); ГСС, Гвардии г-п Василий Николаевич Гордов (30.11.1896-24.08.1950); г-п танковых войск Иван Захарович Сусайков (30.08.1903-12.07.1962); г-л Василий Емельянович Макаров (14.02.1903-01.09.1975); ПГК, ГСС, г-п Александр Васильевич Горбатов (09.03.1891-07.12.1973); ГСС, ГА Иван Христофорович Баграмян (Ованес Хачатурович Баграмян- Հովհաննես Քրիստափորի Բաղրամյան; 20.11.1897-21.09.1982); ГСС, г-п Павел Алексеевич Белов (06.02.1897-03.12.1962); 2ГСС, М бронетанковых войск Павел Семёнович Рыбалко (23.10.1894-28.08.1948); ПГК, г-п Прокофий Логвинович Романенко (13.02.1897-10.03.1949); г-л Илья Корнилович Смирнов (17.07.1887-28.06.1964); ГА Георгий Фёдорович Захаров (23.04.1897-26.01.1957); ГСС, г-п Василий Иванович Кузнецов (03.01.1894-20.06.1964); ГСС, г-п Дмитрий Николаевич Гусев (26.10.1894-25.08.1957); г-п Маркиан Михайлович Попов (02.11.1904-22.04.1969); 2ГСС, г-п Дмитрий Данилович Лелюшенко (20.11.1901-20.07.1987); г-п Василий Александрович Юшкевич (16.02.1897-15.03.1951); М войск связи Иван Терентьевич Пересыпкин (05.06.1904-12.10.1978). 19 марта 1946 года на I сессии Верховного Совета СССР 2 созыва по состоянию здоровья и по его личной просьбе был освобождён от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета СССР (формального Президента Страны) и избран членом Президиума Верховного Совета СССР многолетний руководитель парламента, многолетний член политбюро ЦК ВКП (б), заслуженный и очень любимый народом "Всесоюзный староста" ГСТ Михаил Иванович Калинин (07.11.1875 - 03.06.1946, 70 лет). На должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР 19 марта 1946 года избран Николай Михайлович Шверник (07.05.1888 - 24.12.1970).

Вечная слава и память нашим прадедам и дедам, прабабушкам и бабушкам, подарившим нам свободу и мирное небо над головой!

Однако, и даже во время войны мирная жизнь продолжалась. Люди, живущие в большой многонациональной стране, ощущая великую беду, пришедшую на нашу землю, независимо от национальности и вероисповедания, стали ещё дружнее, стали одной семьёй. Конечно, основной задачей Советского руководства, да и всего Советского Народа было освобождение нашей родной земли от нацистских оккупантов и последующее восстановление народного хозяйства. Все возможные силы, армия, промышленность, сельское хозяйство были нацелены на выполнение этой задачи, на разгром фашизма. Не забывало правительство и о патриотическом воспитании и просто о развлечениях, отдыхе людей. На фронте эту задачу выполняли показы кинофильмов, как довоенных, так и созданных во время войны, а также фронтовые бригады, создаваемые из знаменитых артистов ведущих театров страны.

Заслуженный артист РСФСР Леонид Осипович Утёсов и его Джаз-оркестр выступает перед солдатами на фронте.1942 год.
Заслуженный артист РСФСР Леонид Осипович Утёсов и его Джаз-оркестр выступает перед солдатами на фронте.1942 год.

Фронтовые бригады обслуживали части Советской Армии и ВМФ на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.). За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч – не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Советской Армией артисты прошли весь путь войны. Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад. В них принимали участие 42 тысячи актеров, многие выступали на фронтах по 300 раз. Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче. Использовались отрывки из сочинений и речей государственных деятелей, сводки Совинформбюро, приказы Верховного Главнокомандующего и эпизоды из новых военных пьес. Для фронтового театра было написано около 700 одноактных пьес.

Заслуженная артистка РСФСР, Лауреат Сталинской премии Первой степени Любовь Петровна Орлова на импровизационный сцене - крыле сбитого фашистского самолета.
Заслуженная артистка РСФСР, Лауреат Сталинской премии Первой степени Любовь Петровна Орлова на импровизационный сцене - крыле сбитого фашистского самолета.

В грозных испытаниях войны особенно ярко проявились подлинные черты народного характера - неодолимая жизненная сила, упорство, оптимизм, взаимовыручка, готовность идти на жертву, на подвиг во имя Родины, во имя Победы. Не случайно именно во время войны фронтовой корреспондент Александр Трифонович Твардовский создаёт "книгу про бойца без начала, без конца" - поэму "Василий Тёркин" - подлинно народное произведение, с большим сердцем принятое миллионами солдат, сражающихся на фронте. К понятиям народ, народный характер, Родина обращается в цикле военных новелл Алексей Николаевич граф Толстой. Глубокая народность, ясность, простота, доходчивость были свойственны искусству военных лет. "Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке" (и в шутку и всерьёз писал А. Т. Твардовский).

Заслеженная артистка РСФСР Лидия Андреевна Русланова (Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина) выступает у стен поверженного Рейхстага.                                          Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года, у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски под управлением майора Михаила Николаевича Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые "Валенки", и певица объявила: "А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!". Один из участников выступления, Борис Уваров, вспоминал: "Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни - кто сибирские, кто про Волгу-матушку". Концерт продолжался до поздней ночи. Маршал Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат. В Берлине состоялось несколько концертов Лидии Руслановой - у Рейхстага           и у Бранденбургских ворот. 
Великая Отечественная война стала вершиной популярности Лидии Руслановой. Всего    на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1120 концертов.                               24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н: "За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I-й степени Русланову Лидию Андреевну".
Заслеженная артистка РСФСР Лидия Андреевна Русланова (Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина) выступает у стен поверженного Рейхстага. Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года, у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски под управлением майора Михаила Николаевича Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые "Валенки", и певица объявила: "А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!". Один из участников выступления, Борис Уваров, вспоминал: "Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни - кто сибирские, кто про Волгу-матушку". Концерт продолжался до поздней ночи. Маршал Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат. В Берлине состоялось несколько концертов Лидии Руслановой - у Рейхстага и у Бранденбургских ворот. Великая Отечественная война стала вершиной популярности Лидии Руслановой. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1120 концертов. 24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н: "За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I-й степени Русланову Лидию Андреевну".

Бойцы на фронте переписывали в тетрадки (и отсылали своим любимым в тыл) стихотворение К. М. Симонова "Жди меня", пели "Землянку" на стихи А. А. Суркова, бережно хранили газетные вырезки с гневными публицистическими статьями А. Н. Толстого, М. А. Шолохова,
И. Г. Эренбурга, В. В. Вишневского, Б. Л. Горбатова, А. П. Довженко. Песня "Священная война" композитора А. В. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача впервые прозвучала 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале Москвы при проводе солдат на фронт. Миллионным тиражом были изданы плакаты "Воин Красной армии, спаси" В. Б. Корецкого и "Родина-мать зовёт" И. М. Тоидзе. 9 августа 1942 года жители блокадного Ленинграда шли в нетопленный зал консерватории, чтобы послушать Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича в исполнении собранного дирижёром К. И. Элиасбергом из оставшихся в городе музыкантов симфонического оркестра. И лучшие советские фильмы предвоенных и военных лет показывались бойцам на фронте, сбрасывались партизанам на парашютах вместе с боеприпасами. Перо и фото-киноаппарат были "приравнены к штыку". Военные корреспонденты были бойцами, сражались и умирали, как солдаты. Советская большая литература создавала летопись народного подвига. Произведения "Народ бессмертен", "Сталинградские очерки" В. С. Гроссмана, "Они сражались за Родину" М. А. Шолохова, "Нашествие" Л. М. Леонова, "Непокорённые"
Б. Л. Горбатова, "Радуга" В. Л. Василевской, "Волоколамское шоссе"
А. А. Бека, стихи М. В. Исаковского, Н. С. Тихонова, А. А. Суркова, Павло Тычины, В. М. Инбер, О. Ф. Берггольц, Самеда Вургуна, Джамбула Джабаева и другие произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны стали классикой отечественной литературы.
С самого начала войны было создано множество научных и учебных фильмов, обучающих бойцов и командиров Красной армии и гражданское население военному делу и обороне, показывающих действия различных видов оружия, знакомивших с работой артиллеристов, с приёмами рукопашного боя, обучающих гражданское население с жизненно необходимыми знаниями, как, например, тушить "зажигалку", упавшую на крышу, как оказать первую помощь пострадавшему и т. д. {наиболее значительными были кинокурсы "Уничтожай танки врага" и "Немецкая оборона и её преодоление"(состоящий из пяти фильмов: "Система немецкой обороны", "Штурм укреплённой огневой точки", "Взлом переднего края немецкой обороны", "Захват укреплённого населённого пукта", "Преодоление немецкой обороны в зимних условиях"), созданные побывавшими на различных фронтах - под Москвой, на Северном Кавказе, под Сталинградом, на Дону - режиссёрами Владимиром Шнейдеровым и Владимиром Сутеевым, а также фильмы "Пехота в бою" и Путь на Запад" режиссёра Владимира Шнейдерова},

Николай Нилович Бурденко (22 мая 1876 - 11 ноября 1946) - русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник советской нейрохирургии, главный хирург Красной Армии в 1937-1946 годы, академик АН СССР (1939), академик и первый президент АМН СССР (1944-1946), Герой Социалистического Труда (1943), генерал-полковник медицинской службы (1944), участник русско-японской, Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн, лауреат Сталинской премии 1-й степени (1941). Член ВЦИК 16-го созыва. Член ВКП(б) с 1939 года. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Почётный член Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии.
Николай Нилович Бурденко (22 мая 1876 - 11 ноября 1946) - русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник советской нейрохирургии, главный хирург Красной Армии в 1937-1946 годы, академик АН СССР (1939), академик и первый президент АМН СССР (1944-1946), Герой Социалистического Труда (1943), генерал-полковник медицинской службы (1944), участник русско-японской, Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн, лауреат Сталинской премии 1-й степени (1941). Член ВЦИК 16-го созыва. Член ВКП(б) с 1939 года. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Почётный член Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии.

была создана серия военно-медицинских фильмов, которые оказались большим подспорьем для военных врачей и составили основу ценного фонда в киноархиве отечественной военно-полевой хирургии ("Травматический шок", "Комплексное лечение ран", "Раневой сепсис", "Столбняк", "Ранение сердца" и многие другие), в создании которых принимал активное участие Главный хирург Красной армии академик Н. Н. Бурденко. Также в годы войны были созданы большие научно-популярные фильмы:

В песках Средней Азии
В песках Средней Азии

"В песках Средней Азии" (Производство Киевской студии научно- популярных фильмов, эвакуированной в Ташкент, на экраны страны фильм вышел 6 мая 1943 года; автор сценария и режиссёр Александр Згуриди, операторы Виктор Асмус, Глеб Троянский, Сталинская премия второй степени за 1943; 1-я премия на Международном кинофестивале в Венеции, 1946) - описание жизни животных, полной борьбы, тревог и опасностей - жестокая межвидовая борьба стала центром повествования.

"В мире пресноводных" (Производство киностудии "Воентехфильм", Москва,1944; автор сценария Всеволод Попов, режиссёр Борис Долин, операторы Виктор Асмус, А. Свешников - микросъёмка,
музыка Виктора Оранского) - в фильме много экспериментов, показана жизнь простейших микроорганизмов, эмбриональный процесс развития икринок, появление личинок и рыб.

Кадр из научно-популярного фильма "Закон великой любви". Лисята.
Кадр из научно-популярного фильма "Закон великой любви". Лисята.

"Закон великой любви"(Производство киностудии "Воентехфильм", Москва,1944; автор сценария Сергей Скытев, режиссёр Борис Долин, оператор Виктор Асмус, Григорий Кабалов, композитор Виктор Оранский, научный консультант Пётр Мантейфель. Сталинская премия второй степени за 1944). Замысел фильма подсказал случай. Как-то известный учёный, зоолог-натуралист Пётр Александрович Мантейфель, связанный с режиссёром Борисом Генриховичем Долиным творческой дружбой, попросил его понаблюдать за интересным явлением из птичьего быта - высиживанием птенцов в январскую стужу. Клестиха отложила в гнезде пять яиц и согревала их, не отлучаясь. Гнездо было расположено на верхушке ели. Кинематографисты, соорудив подмостки, начали кинонаблюдение. "Здесь, в лесу на шестнадцатиметровой высоте под влиянием событий, происходивших в маленьком гнезде, зародилось желание сделать фильм, посвящённый величайшему закону природы - закону материнской любви" (Б. Г. Долин). В этой работе впервые осуществлено сюжетное повествование биологического фильма. В игровой форме рассказывается о приключениях маленького лисенка с самых первых шагов и до той поры, когда он становится взрослым.

"Солнечное племя". Пчёлы за работой.
"Солнечное племя". Пчёлы за работой.

Снимать пчёл режиссёр Андрей Винницкий вместе с оператором Павлом Уточкиным начал её до войны. Техническое совершенство и поиск своего сюжета, показывающего разумность поведения насекомых, их строительный инстинкт, продуманную систему распределения труда, интересный авторский комментарий сценариста Игоря Василькова с эмоционально окрашенными репликами определили зрительский успех фильма "Солнечное племя" (Производство киностудии "Воентехфильм", Москва,1944; сценарист Игорь Васильков, режиссёр Андрей Винницкий, оператор Павел Уточкин, Первая премия за лучший научно-популярный фильм на I Международном кинофестивале в Каннах в 1946 году).
Все эти ленты обогатили прерванный войной процесс формирования научно-популярного направления, принесли новое качество, новые художественные находки.

Разгромом милитаристской Японии и оглашением приговора Нюрнбергского процесса окончилась Вторая Мировая война - самая кровопролитная война в истории человечества. Наступило мирное время. Весь Советский народ, Народ-Победитель, приступил к восстановлению разрушенного хозяйства Страны. Вместе со всем советским народом и деятели искусств, в том числе и работники кино, искали новые темы для своих произведений. Однако вернувшиеся с войны солдаты, в большинстве своём никогда не бывавшие за пределами нашей Родины, и освободившие от нацизма благодарные народы Европы, в том числе и самих немцев, пройдя фронтовыми дорогами по странам Европы увидели отсталость и бедность нашего быта, нашей жизни, и принесли это ощущение домой, в Россию. Конечно, Россию, русский народ веками уважают и боятся за душевную самобытность, за самостоятельность в принятии решений, за невозможность подчинить нашу Страну своим правилам и постоянно меняющимся в "цивилизованном мире" так называемым "ценностям", за неизменность вековых христианских человеческих традиций, за призывы и действия за мирное существование, за невозможность победить или уничтожить Россию. Тем не менее, Правительство почувствовало настроение в обществе, что в Стране необходимо преодолевать отсталость и бедность, жить надо лучше. Надо было в кратчайшие сроки, несмотря на нехватку средств как финансовых, так и материальных, так и людских восстановить экономику довоенного уровня, вернуть эвакуированные в начале войны предприятия домой, сохранив при этом производства, созданные при эвакуации, постепенно переводя экономику на мирные рельсы, применяя новые прогрессивные технологии, восстановить и обновить жилищный фонд, восстановить исторические и культурные ценности, памятники старины, разрушенные нацистами, улучшить быт населения, и, наконец, восстановить и усовершенствовать сельскохозяйственную и продовольственную отрасли и просто накормить и одеть народ. В этих условиях, а также в связи с явной нехваткой средств на культуру, было решено ужесточить цензуру и снизить количество производимых кинофильмов. Однако, план кинопроката никто не отменял.

Кадр из фильма-спектакля "Правда - хорошо, а счастье - лучше" (на базе Московской киностудии имени М. Горького экранизацию классического спектакля Государственного академического Малого театра по одноимённой пьесе Александра Николаевича Островского осуществили режиссёры Сергей Петрович Алексеев и Борис Иванович Никольский).                                                                                                                    Александр Викторович Карцев в роли Никандра Мухоярова,  приказчика Барабошева, Евдокия Дмитриевна Турчанинова в роли Мавры Тарасовны, матери купца Амоса Барабошева.
Кадр из фильма-спектакля "Правда - хорошо, а счастье - лучше" (на базе Московской киностудии имени М. Горького экранизацию классического спектакля Государственного академического Малого театра по одноимённой пьесе Александра Николаевича Островского осуществили режиссёры Сергей Петрович Алексеев и Борис Иванович Никольский). Александр Викторович Карцев в роли Никандра Мухоярова, приказчика Барабошева, Евдокия Дмитриевна Турчанинова в роли Мавры Тарасовны, матери купца Амоса Барабошева.

В связи с этим кинематографисты, чтобы занять технические и творческие службы киностудий, приняли решение снимать на плёнку на базе киностудий уже прошедшие цензуру знаменитые классические спектакли московских, ленинградских, киевских, минских театров, а также фильмы-концерты, благодаря чему сегодня мы можем увидеть игру великих советских актёров (средняя стоимость съёмки двухсерийного фильма-спектакля составляла 400-500 тысяч рублей, а время постановки - не более месяца, тогда как постановка обычного односерийного нового фильма обходилась в среднем 7-8 миллионов рублей, а срок создания - не менее 1 года).

    Кадр из фильма "Индийская гробница" ["Das indische Grabmal". Экранизация одноименного романа Теа Габриэлы фон Харбоу, сценаристы Рихард Айхберг (он же продюсер и режиссёр) , Ганс Клаер, Артур Пол, операторы Ганс Шнебергер и Эвальд Дауб, композитор Харальд Бюмельт, производство "Richard Eichberg-Film GmbH", Германия, 1938 год. Суперпопулярный двухсерийный приключенческий фильм, озвученный на русский язык на Московской киностудии имени М. Горького и выпущенный на советский экран в декабре 1948 года, сделал огромную кассу в прокате].                                                         В центре - Ла Яна в роли танцовщицы Индиры, Фриц ван Донген в роли Махараджи. "Трофейное кино" - уникальное явление в истории кинематографии. Советский Союз, больше всех пострадавший от гитлеровской агрессии, имел полное право на   контрибуцию, в том числе культурными ценностями. Из немецкого Райхсфильмархива (Reichsfilmarchiv), находящегося  в шести километрах от  Бабельсберга в районе Потсдама, в период с 9 июня по 4 июля 1945 года было отгружено порядка 3700 фильмов. (Именно на основе коллекции иностранных фильмов в 1948 году в подмосковных Белых Столбах было создано крупнейшее в мире фильмохранилище - "Госфильмофонд СССР"). Чтобы помочь кинопрокату, Правительство СССР разрешило с начала 1947 года подготовить и выпустить на экраны Страны небольшую часть фильмов, привезённых в качестве трофеев из Германии. В основном это были музыкальные комедии, приключенческие боевики, исторические драмы, биографические картины. Фильмы были тщательно вычищены от любой "чуждой" идеологии, выпускались без титров и с необходимыми комментариями. Тем не менее уставший от войны народ с удовольствием ходил в кинотеатры на "заграничные фильмы". Это были на только производства поверженной Германии и их сателлитов (Италии, Австрии, Франции, Чехословакии и даже нейтральной Португалии), но и наших союзников - США и Великобритании. Всего, т. н. "трофейных фильмов" на экраны Страны с 1947 по 1959 годы было выпущено не много - не более полутора сотен, однако их показ помог выполнить финансовый план кинопроката, дать отдохнуть уставшему населению, а молодым работникам искусств, прежде всего кинематографистам - подсказал новые формы подачи художественного материала. После окончания войны фильмы в качестве трофеев из немецкого Райхсфильмархива демонстрировались не только в СССР, но и в США, Великобритании, Франции, освобождённых стран Европы.
Кадр из фильма "Индийская гробница" ["Das indische Grabmal". Экранизация одноименного романа Теа Габриэлы фон Харбоу, сценаристы Рихард Айхберг (он же продюсер и режиссёр) , Ганс Клаер, Артур Пол, операторы Ганс Шнебергер и Эвальд Дауб, композитор Харальд Бюмельт, производство "Richard Eichberg-Film GmbH", Германия, 1938 год. Суперпопулярный двухсерийный приключенческий фильм, озвученный на русский язык на Московской киностудии имени М. Горького и выпущенный на советский экран в декабре 1948 года, сделал огромную кассу в прокате]. В центре - Ла Яна в роли танцовщицы Индиры, Фриц ван Донген в роли Махараджи. "Трофейное кино" - уникальное явление в истории кинематографии. Советский Союз, больше всех пострадавший от гитлеровской агрессии, имел полное право на контрибуцию, в том числе культурными ценностями. Из немецкого Райхсфильмархива (Reichsfilmarchiv), находящегося в шести километрах от Бабельсберга в районе Потсдама, в период с 9 июня по 4 июля 1945 года было отгружено порядка 3700 фильмов. (Именно на основе коллекции иностранных фильмов в 1948 году в подмосковных Белых Столбах было создано крупнейшее в мире фильмохранилище - "Госфильмофонд СССР"). Чтобы помочь кинопрокату, Правительство СССР разрешило с начала 1947 года подготовить и выпустить на экраны Страны небольшую часть фильмов, привезённых в качестве трофеев из Германии. В основном это были музыкальные комедии, приключенческие боевики, исторические драмы, биографические картины. Фильмы были тщательно вычищены от любой "чуждой" идеологии, выпускались без титров и с необходимыми комментариями. Тем не менее уставший от войны народ с удовольствием ходил в кинотеатры на "заграничные фильмы". Это были на только производства поверженной Германии и их сателлитов (Италии, Австрии, Франции, Чехословакии и даже нейтральной Португалии), но и наших союзников - США и Великобритании. Всего, т. н. "трофейных фильмов" на экраны Страны с 1947 по 1959 годы было выпущено не много - не более полутора сотен, однако их показ помог выполнить финансовый план кинопроката, дать отдохнуть уставшему населению, а молодым работникам искусств, прежде всего кинематографистам - подсказал новые формы подачи художественного материала. После окончания войны фильмы в качестве трофеев из немецкого Райхсфильмархива демонстрировались не только в СССР, но и в США, Великобритании, Франции, освобождённых стран Европы.

Послевоенный репертуар кинотеатров состоял из немногочисленных новых фильмов, в том числе фильмов-спектаклей, картин довоенного производства, повторно выпускаемых в прокат, крайне немногочисленных кинопроизведений, купленных у освобождённых стран Европы и т. н. "трофейных фильмов", плёнок, привезённых из киноархива поверженной Германии. Страна восстанавливалась после тяжелейшей военной годины!

Если интересно, подписывайтесь на этот канал! Оставляйте комментарии, ставьте лайки!