Найти в Дзене

Побывал в Абхазии. Первое впечатление: «нищета и блеск»

Для меня побывать в Абхазии было чем-то похоже на прыжок в воду. Ещё секунду назад ты стоял на пляже, слышал шум толпы, крики чаек — и вот ты нырнул с головой — и наступила внезапная тишина, лишь еле слышно шуршат пузыри, уносясь куда-то наверх. А вокруг тебя — другой, подводный мир. Красивый, но мрачноватый.

Чтобы попасть в эту страну, мне пришлось совершить целых два таких прыжка. Сначала — из питерского снежно-промозглого декабря в солнечный морской декабрь в Сочи (как из зимы в лето попал), а затем — при проходе через границу: от оживлённых сочинских окраин — в неожиданно пустые и тихие приграничные абхазские посёлки.

Природа в Абхазии мне показалась великолепной. В декабре здесь ещё нет снега, и было вполне тепло, иногда даже жарко.

И уж насколько я недолюбливаю море, но всё же был вынужден признать, что оно здесь очень приятное. И нормальные люди в декабре сюда не ездят, так что начало зимы — просто идеальное время для таких любителей тишины, как я.

Но гораздо больше, чем море, я люблю горы.

Хоть в декабре я не планировал совершать спортивные подвиги с рюкзаком по перевалам, но не мог не побывать на горе, куда сравнительно легко добраться на транспорте — Мамдзышхе.

Желающих попасть сюда в декабре и гулять по колено в снегу было мало, так что удалось в полной мере насладиться великолепными видами снежных шапок, а также совершенно экзотических для меня сочетаний зимы (снег) и лета (море с солнцем) прямо на одном кадре.

Я обязательно приеду сюда ради природы ещё раз, и даже, думаю, не один!

Но блестящая природа — это только половина медали. И хорошее на этом, наверное, заканчивается.

После войны с Грузией Абхазия отстояла свою территориальную независимость. Но, к сожалению, впала в сильнейший экономический кризис, вылезти из которого не может до сих пор, хотя уже прошло 30 лет.

Как следствие, вариантов заработать здесь не так-то и много, и один из основных ресурсов здесь — это богатые (по местным меркам) туристы из России, которые приезжают сюда, вспоминая славные советские времена, когда тут было красиво и богато, или начитавших статей в интернете, где было написано, что теперь тут дёшево и сердито.

Не стройте здесь иллюзий — увидев, что вы из России, вас будут постоянно пытаться эксплуатировать и даже обманывать.

Я не зря поместил выше фотографии одного из символов Абхазии — озера Рица. Хоть озеро потрясающе красивое, но 15 минут, проведённых проездом через туристический пятачок озера, успели капитально подорвать настроение. Шумные и наглые торговцы, впаривающие товар, какие-то сомнительное оборванцы, набивавшиеся в гиды, дорогой даже по местным меркам туалет (ради которого мы там и остановились) и в довершении всего — штраф за стоянку в неположенном месте, которая устроена так, чтобы «стричь бабло» — там невозможно встать и даже проехать, не нарушив.

К этому добавьте постоянные попытки обсчитать вас в кафе, завышенные цены на сувениры, специи и фрукты — и вы поймёте, что как турист сюда ехать можно только если вы на все 100 уверены в том, что вы делаете.

Ну и, конечно, следы войны. Где-то они почти незаметны, а где-то можно увидеть целые города, разрушенные и до сих пор не восстановленные.

Абхазия победила в войне на земле, но проиграла в воздухе — по международным правилам небо принадлежит Грузии, и некогда великолепный сухумский аэропорт лежит в развалинах.

На фото выше — город Ткуарчал и его пригород Акармара. Некогда это был крупнейший промышленный центр Абхазии, теперь же это в основном мёртвые руины, где живёт пара десятков человек...

В общем, Абхазия — это блеск природы и нищета экономики. Со всеми вытекающими. А уж понравится лично вам это, или нет, я не знаю.

Мне понравилось.