Жизнь Николая Ивановича после возвращения его из ссылки резко изменилась. Он пишет новые стихи, сочиняет новые романсы, которые сразу же исчезают с прилавков нотных магазинов. Его новые сочинения ждут, его имя становится очень популярным в России. У него появляются новые знакомые, происходят изменения и в его личной жизни.
После возвращения из Швейцарии Николай был вынужден искать себе работу. И не просто работу, а занятие по душе, такое, где бы он мог найти применение своим талантам, тем более что на восстановление в университете рассчитывать пока не приходилось. Не долго думая, он пошел по уже знакомому адресу, туда, где в первый раз прозвучали его «Хризантемы», его талисман, романс, приносящий ему удачу. Главный режиссер Театра миниатюр, бывшего Бергонье, Матвей Тимофеевич Строев, был приятно удивлен знакомством с молодым человеком. Николай Иванович был готов взяться за все, он многое умел и многое уже знал – мог работать тапером, мог оформлять музыкальные спектакли, мог писать музыку к театральным постановкам. 27-летний молодой талантливый композитор был открыт душой, весел, приветлив, образован, твердо верил в свое призвание, казалось, его ждало большое будущее, да и имя его тогда было уже у всех на слуху и служило своеобразной визитной карточкой.
Для начала Строев согласился взять Харито на работу тапером. А через некоторое время он настолько расположился к своему новому сотруднику, что пригласил его к себе в дом и предложил стать гувернером его детей.
Николай Иванович стал другом семьи Строевых, занимался воспитанием подрастающего поколения, работал у Матвея Тимофеевича в театре. Через некоторое время он начал получать авторские отчисления от публикации своих произведений – его романсы пользовались огромным спросом, тиражи проданных издателем нот постоянно возрастали. Он обрел, наконец, материальную независимость, но расстаться с семьей Строевых уже не мог – юная дочь Матвея Тимофеевича Татьяна пленила его сердце и осталась в нем навсегда.
К этому времени отношения между Николаем и его женой разладились, они, практически, не общались.
Строев всем сердцем полюбил Николая и его семью. В его огромной киевской квартире Надежда Георгиевна Харито с дочерьми снимала несколько комнат. Матвей Тимофеевич видел в Николае своего преемника, хотел впоследствии поручить ему свое театральное дело.
Скоро Николай и Татьяна соединили свои судьбы, они стали снимать квартиру в доме рядом с домом Строева. Но сочетаться официальным браком они не могли – первая жена Николая Ивановича не давала ему развода.
Знаменитый красивейший романс «Астры осенние» на слова поэта С. Грея композитор посвятил своей молодой супруге. Татьяна вообще была талантливым человеком – она писала стихи, и в истории русской музыкальной культуры остались романсы Николая Харито на стихи Татьяны Строевой – это очень красивые лирические пьесы.
Период с 1913 по 1915 годы – самый счастливый и плодотворный в недолгой и трагической биографии Николая Харито. В эти годы он создал большинство своих самых лучших романсов, фортепианных пьес, мелодекламаций.
Интересно, что композиторский дар Николая Ивановича проявился в разных ипостасях – на сегодняшний день найдено 29 написанных им романсов, 5 мелодекламаций и 3 фортепианных пьесы. Мелодекламация – очень редкий в наши дни жанр – чтение стихов под музыку. Для создания этих произведений композитор использовал стихи А. Апухтина, А. Волошина, а для мелодекламации «Третью ночь бушует вьюга» написал стихи сам. В этом жанре очень важен ритм стиха, важно соответствие текста и музыки, совпадение настроений, тончайших нюансов … Жанр очень трудный, и работа над такими сочинениями – настоящее испытание для таланта его создателя. Фортепианные пьесы созданы Николаем Ивановичем, вероятно, в связи с его работой тапером – «Приключения Макса Линдера», например, явно вдохновлены экранными образами этой звезды немого кино.
Что касается романсов … Нужно просто посмотреть на портрет Николая Харито, взглянуть ему в глаза. Такие глаза могут отражать только душу светлую, романтическую, поэтически-возвышенную. Таковы и романсы Николая – светлые, трогательные, искренние, необычайно открытые, даже немножко наивные и оттого еще более притягательные для сердец отзывчивых и добрых. Они и до сих пор продолжают дарить радость всем, кто их слышит, даже спустя 90 лет. И в музыке каждого его романса неизменно и незримо присутствует легкая, тихая печаль. Говорят, что особо посвященные всегда осознают, сколько им предначертано Провидением.
В 1914 году началась Мировая война. Из-за болезни легких Николай Иванович не прошел медицинскую комиссию и на фронт не попал. Но, видимо, по призыву, был задействован на трудовом фронте.
С началом нового 1915 года он обратился с прошением к ректору киевского Университета Святого Владимира, приняв решение вновь стать студентом юридического факультета. С 13 февраля 1915 года Николай Харито начал посещать лекции.
Но получить высшее образование ему так и не было суждено – помешала война. В общей сложности он прослушал трехгодичный курс лекций, диплома так и не получил.
Несмотря на заключение медицинской комиссии, чуть позже Николай Иванович все-таки был призван в армию.
Сохранилось его прошение на имя ректора:
Его Превосходительству Господину Ректору Киевского Университета, студент 3-го курса юридического факультета Н. И. Харито.
Прошение
Ввиду призыва моего на военную службу и предстоящего приема 1-го октября сего года (1916) в Николаевское Киевское пехотное военное училище, покорнейше прошу Ваше Превосходительство сделать распоряжение …
Документы мои находятся в Николаевском училище (свидетельство о воинской повинности). 31 января призван на воинскую службу, буду зачислен юнкером в Николаевское военное училище на 1 курс.
Н. Харито
В этом послании Николай Иванович просит соответствующим образом распорядиться его документами.
22 марта 1917 года Николай Харито окончил училище и в июне был направлен для прохождения службы на Кубань, в город Тихорецк.