Найти в Дзене
Молодой социолог

Хозяйственная этика А. Риха

И снова здравствуйте. В данной статье я попытаюсь кратко описать основные положения хозяйственной этики экономиста и социолога Артура Риха. Об авторе Артур Рих – швейцарский экономист и социолог, представитель религиозной социологии. Окончил теологический факультет Цюрихского университета, занимался преподавательской и научной работой, основал в Цюрихе Институт социальной этики. О чем книга? Что вообще такое этика? Одно из понятий данного явления может звучать так: «это философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль». По сути, данная дисциплина изучает нравственность как форму общественного сознания. Проявление этики мы можем наблюдать во многих сферах жизнедеятельности человека, даже в экономике. Почему же важно развивать экономику в соответствии с этическим компонентом? Все очень просто. Экономика – это не самостоятельная система, которая живет и развивается для себя самой. Она служит человеку, удовлетворяя его потребности. Именно поэтому
Оглавление
"Хозяйственная этика" А. Рих Издательство "Посев"
"Хозяйственная этика" А. Рих Издательство "Посев"

И снова здравствуйте. В данной статье я попытаюсь кратко описать основные положения хозяйственной этики экономиста и социолога Артура Риха.

Об авторе

Артур Рих – швейцарский экономист и социолог, представитель религиозной социологии. Окончил теологический факультет Цюрихского университета, занимался преподавательской и научной работой, основал в Цюрихе Институт социальной этики.

О чем книга?

Что вообще такое этика? Одно из понятий данного явления может звучать так: «это философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль». По сути, данная дисциплина изучает нравственность как форму общественного сознания. Проявление этики мы можем наблюдать во многих сферах жизнедеятельности человека, даже в экономике. Почему же важно развивать экономику в соответствии с этическим компонентом? Все очень просто.

Экономика – это не самостоятельная система, которая живет и развивается для себя самой. Она служит человеку, удовлетворяя его потребности. Именно поэтому важно анализировать, удовлетворяет ли экономическая система потребности человека. Однако не стоит забывать, что человек неразрывно связан с окружающим его миром – природным и социальным. Если нарушается гармония среды, то страдает и сам человек. Следовательно, если экономика вредит окружающей среде человека (социальной или природной), то здесь никак нельзя говорить об лучшей жизни человека, даже если экономика дошла до такой степени рационализации и модернизации, что может снабдить человека различными товарами и услугами.

По Риху, суть этического вопроса – в поиске добра и правды, что шире морали или каких-либо нравственных устоев. Однако сам автор утверждает, что этика, в том числе и хозяйственная, никогда не предлагает готовых решений, по которым можно было жить. Именно поэтому здесь этика относительна.

Ученый выделяет 3 направления этики: дескриптивная этика, нормативная этика и метаэтика. Дескриптивная этика описывает фактические формы проявления этики в поведении человека, нормативная этика изучает нормы и правила, по которым должен действовать человек, метаэтика занимается анализом основных понятий, таких как «должное» или «хорошее», при исследовании самой этической оценки этих понятий. Нормативная этика, при всем этом, имеет еще отдельные типы: эмпирическую этику (изучающая реальные проявления этического), этику норм и принципов (изучающую принципы и нормы, по которым человек должен себя вести), казуистическую этику (изучающую действенность этических норм в конкретном случае), ситуационную этику (изучающую уникальные случаи проявления этики), этику убеждения (рассматривающую проявление этики через внутреннее побуждение человека), этику ответственности (рассматривающую проявления этики с позиции осознания ответственности индивида).

В своей работе Артур также выделяет предметное поле этики. В поле зрения этики, согласно автору, находится человек, а также ответственность этого человека перед самим собой, перед другим человеком, а также перед всей областью человеческого бытия. Так, ученый выделяет 3 вида человеческих отношений: «Я-Самость», «Я-Ты/Вы», «Я/Мы-Оно». Каждое из этих отношений имеет нечто институциональное в себе. Например, в отношении «Я/Мы-Оно» мы можем наблюдать пример, когда нынешняя экономика пагубно влияет на окружающую среду.

Из полученных отношений социолог выводит 3 вида этики – индивидуальную, межличностного общения и экологическую - которые в конце концов, соединившись, должны образовать социальную этику. Социальная этика должна впитать в себя все принципы и нормы из индивидуальной, экологической и этики межличностного общения и реализовать их в сфере опосредованного, в сфере общественных структур. Хозяйственная этика, в частности, является самой важной составляющей социальной этики.

Человеческая справедливость

-2

Для обозначения в дальнейшем принципов, по которым целесообразно социальной этике необходимо проводить экономическую политику, Артур Рих затрагивает вопрос о человеческой справедливости. Вообще основа человеческой справедливости определяется теологической предпосылкой, что означает, что в первую очередь это явление важно для христианского сознания. Однако автор хочет, чтобы критерии подлинной гуманности или справедливости стали существенными и для опыта на общечеловеческом уровне.

Рих выделяет 7 критериев человеческой справедливости, однако он не утверждает, что они единственны, ведь в процессе развития общества могут возникнуть новые критерии. Критерии таковы: критерий тварности, критерий критической дистанции, критерий относительного призвания, критерий соотносительности, критерий солидарности, критерий со-тварности, критерий соучастия. Так, например, критерий тварности означает, что человек - это не господин Вселенной, а «проект» Творца, а критерий соотносительности предполагает, что нельзя рассматривать этические понятия вне связи с фактически существующими явлениями.

Максимы

Для обозначения своего рода критериев, по которым в дальнейшем будут складываться предпосылки к изменению экономики в соответствии с принципами социальной этики и критериями человеческой справедливости, Рих вводит понятие «максим». По сути, максимы – это социально-этические ориентиры, основанные на принципах веры и убеждения, которые при этом опираются на эмпирическое знание. По крайней мере так их описывает Артур Рих. Таким образом, максимы являются элементами веры, хотя при этом, они подкрепляются рациональными аргументами. Максимы являются предписывающими нормами, основанные на гуманизме, однако, они не абсолютизированы, они направлены на разрешение определённых ситуаций, поэтому, они требуют постоянной критической проверки. При этом стоит учесть, что максимы имеют относительный характер, а не абсолютно относительный или релятивистский. Они не провозглашают произвола в принятии того или иного решения.

Зачем же нужны эти максимы для нашей проблемы? Максимы не смогут сконструировать для нас определённую экономическую систему, удовлетворяющую законам социальной этики и критериям человеческого гуманизма, однако они дают возможность установить, какие из существующих экономических систем приемлемы, а каике нужно срочно видоизменять.

Предмет и цели хозяйственной этики

-3

Немного выше уже было затронуто понятие хозяйственной этики, так что будет целесообразно ознакомится с её предметом. Рих считает, что предметом исследования хозяйственной этики является поведение человека, социальных групп, а также общественных объединений в сфере экономических структур и само их отношение к данным структурам. Таким образом, в предмете хозяйственной этики возможно наблюдать 2 аспекта: трансперсональный и общественно-социальный. Трансперсональный аспект касается изучения самого поведения людей внутри экономических структур, а общественно-социальный аспект рассматривает проблему организации в экономике, который должен соответствовать принципам гуманности, основанной на вере, надежде и любви.

На данный момент стоит также обратится и к вопросу цели хозяйственной этики. Согласно автору, главной целью хозяйственной этики является провозглашение истинной цели экономики, а также стремление к созданию условий, при которых будет невозможна экономическая деятельность, которая будет отклоняться от заданной цели. В зависимости от того, что сейчас рассматривает хозяйственная этика и в каком аспекте (трансперсональном или общественно-социальном), можно выделить 2 вопроса её изучения. Первый вопрос касается меры ответственности различных субъектов экономики в рамках организаций. А второй же вопрос рассматривает ответственность именно человека за социальные, общественные и другого рода последствия функционирования тех или иных организационных структур.

Очень важно уяснить, что трансперсональный и общественно-социальный аспекты хозяйственной этики составляют одно целое. При отсутствии экономических структур, которые создают условия для реализации трансперсональной ответственности субъектами экономики, невозможно вообще говорить о такого рода ответственности. При этом, если субъекты сами не желают использовать данные условия для реализации их трансперсональной ответственности, то все эти организационные структуры оказались бы полностью бесполезными.

Проблема сути экономики

Перед тем, как непосредственно обратиться к анализу максим, которые вывел Рих по отношению к существующим экономическим системам, стоит рассмотреть суть экономики, которую выделял сам Рих. Рих в своем труде настойчиво утверждал, что вопрос о сути хозяйствования принадлежит к сфере этического. Это обуславливается тем, что экономика не является самостоятельной системой, как, например, та же природа, а это институт, который был создан когда-то человеком для удовлетворения потребностей человека.

Согласно Риху, основная цель экономики – удовлетворять основные жизненные и культурные потребности человека. Здесь очень важно уяснить факт, что экономика является средством, а не целью, и если происходит обратное, то наблюдается искажение смысла экономики и фундаментальный кризис. По мимо основной цели у экономики есть и другие назначения её деятельности. Так, например, гуманная цель экономики заключается в предоставлении человеку определённого статуса, статуса личности, участвующего в общем процессе труда. Общественное назначение экономики заключается в создании максимально справедливой системы распределения ресурсов, как материальных, так и духовных. Экологическое назначение экономики, основывается на вышеупомянутом критерии тварности. Так человеку предопределено, все равно, использовать окружающую среду, преобразовывать её под наилучшую среду обитания, однако человеку не стоит забывать, что он является лишь частью всего тварного мира и что он, не смотря на стремление к развитию экономики и техническому прогрессу, не должен наносить ущерб природе.

Артур Рих заставляет нас принять, что данные цели нельзя абсолютизировать. Все они имеют определённые ценности, и, если их абсолютизировать, они, согласно своим ценностям, будут противопоставляться гуманизму. Это хорошо можно наблюдать на примере основной цели экономики – стремясь удовлетворить все больше потребностей населения, экономика будет вредить окружающей среде, а если абсолютизировать экологическое назначение экономики, то человек будет останавливать технологический прогресс, что приведет к отходу от общественного назначения экономики, так как справедливое и достойное распределение ресурсов станет невозможным. Именно поэтому надо воспринимать эти цели как нечто единое, тогда их ценности станут взаимодополняющими и совместимыми.

Основные этико-экономические вопросы

-4

Как и многие экономисты Артур Рих выделяет 3 главных вопроса экономики: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?». И хотя с первого взгляда эти вопросы носят сугубо экономический характер, Рих находит в них также и этический компонент. Сначала разберем первый вопрос, а именно «Что производить?». С экономической точки зрения все понятно – если продукт имеет спрос, или предложение данного продукта дошло до такой степени, что само предложение вызывает спрос, что по Риху свойственно современной экономике, то экономика должна производить данный продукт. Все легко и понятно. Однако так как потребности могут носить субъективный характер, нужно говорить и об их правомочии, и об их приоритете. Так, например, рассмотрим потребность в еде и потребность в наркотиках. И одно и другое имеет спрос, однако первое ведет скорее к благополучию всего общества, а второе к разрушению личности и ценностей данного общества. Поэтому обе эти потребности стоит оценивать по-разному. Таким образом в связи с первым вопросом экономики нужно задавать и другой, этический вопрос: «Обязана ли экономика удовлетворять вредные потребности человека, даже если на них есть спрос?».

Второй вопрос экономики рассматривает способ организации производства, то есть как должно быть организовано производство, чтобы получить наилучший эффект. С позиции экономики все также очевидно – ресурсы производства следует использовать таким образом, чтобы при минимальных затратах они приносили максимальный эффект. Таким образом, сначала кажется, что, используя такую логику производства, экономика должна максимально бережно сохранять ресурсы. Однако не стоит забывать, что природа, которая дает нам часть экономических ресурсов, очень «ранима», и поэтому нужно с особой осторожностью использовать потенциал земли ради лучшего будущего. При этом, важно особенно тщательно подходить к использованию ресурса «труд». Люди, как и природа, ранимы. Однако они ранимы не только с точки зрения физиологии, но и с точки зрения психологии. Нельзя использовать человеческий труд в ущерб личности, даже если того требует наилучшая эффективность экономики. Таким образом, второй вопрос экономики также содержит в себе этический компонент.

Третий вопрос экономики относится к проблеме распределения товаров и услуг. Ответом на данный вопрос являются люди, кто должен получить пользу от произведенных экономикой продуктов. Вопрос оптимального распределения товаров и услуг стоит во всех странах и во всех экономических системах. Насколько бы не была эффективна та или иная экономика, она не сможет оптимально удовлетворить всех и каждого. Экономисты могут считать, что данная проблема должна решаться рыночным механизмом, анонимным взаимодействием спроса и предложения. Однако Рих все же утверждает, что и этот вопрос несет в себе и этический аспект. В частности, данный вопрос должен решить, как будет распределяться произведенный продукт между экономически активной частью населения и экономически неактивной. Эффективное хозяйствование и хозяйственная этика предполагают, что те, кто не могут обеспечить себя средствами для нормальной жизнедеятельности, будучи членами данного общества, все же имеют право на некоторые гарантии своего существования. Человек ответственен за функционирование экономических структур, ведь он их и создал, и поэтому, он же ответственен за то, как продукты экономики будут распределяться между людьми с разными степенями вовлеченности в экономическую деятельность общества. Все это также показывает, что основные вопросы экономики на самом деле несут в себе не только сугубо экономический, но и этический характер.

Максимы экономических систем

В своей работе Артур Рих анализирует в основном 2 вида экономических систем – рыночную и плановую. Также он рассматривает в отдельности разные подтипы рыночной системы, выводит отличительные черты рыночной и плановой экономики, анализирует их достоинства и недостатки. В конце концов он выводит ряд максим, которые относятся к организации экономической системы. Их и стоит сейчас рассмотреть.

Автор останавливается на мысли, что за каждой из фундаментальных экономических систем стоят определенные принципы и ценности. Так, рыночная экономика основывается на стремлении к свободе и частной инициативе отдельных экономических субъектов. Централизованная или плановая экономика зиждется же на общественном долге и общественной солидарности. Однако и те и те ценности нельзя абсолютизировать. Рих утверждает, что противоположные ценности этих систем могут быть этически оправданными только при осознании их относительности. Их нельзя оценивать как постулаты для любой деятельности внутри той или иной системы.

Это понятие относительности данных экономических систем тесно связано с реальностью. Совершенно свободной или централизованной экономики не бывает, ведь полностью децентрализованная экономическая система ведет к нестабильности в макроэкономике, к социальной несправедливости, а также к экологическим угрозам, а полностью централизованная система ведет к неэффективности производства и экономическим или социальным потрясениям. Недостатки одной системы, по сути, можно решить элементами альтернативной системы. Однако Рих не утверждает, что нужно производить синтез двух систем, а нужно сделать выбор из этих двух систем, а затем проводить модификацию данной системы с помощью механизмов другой.

Наилучшим вариантом, по Риху, является модификация рыночной системы с помощью рамочного плана, так как при этом ранок остается первичным элементом, а всеобъемлющее макроэкономическое планирование будет выполнять регулятивную функцию поддержки. Однако, как мы можем видеть в наше время, Китай или Венгрия смогли все же преобразовать плановую экономику при помощи элементов рынка, при этом отказавшись от централизованного планирования.

Максимы рыночной системы

Анализируя различные типы рыночной экономики, Рих приходит к выводу, что только регулируемая рыночная экономика способна с одной стороны содействовать реализации фундаментальной, гуманной, общественной и экологической задачам экономики, а с другой стороны соответствовать критериям гуманизма, основанного на вере, надежде и любви.

В продолжение этому Рих выводит основные задачи «гуманной» экономики:

  • снижение конъюнктурной и структурной нестабильности (в первую очередь безработицы);
  • адаптация принципов хозяйствования к возможностям окружающей среды;
  • максимальное сдерживание инфляции;
  • создание максимально эффективной организации производства при гуманном обращении с человеческим и другого рода ресурсом;
  • создание социальных гарантий для всех слоев общества;
  • создание условий соучастия работников как в прибыли, так и при принятии экономических решений;
  • соучастие членов рабочего коллектива в прибылях и убытках, а также в успехе или провале предприятия.

Мировое хозяйство

-5

Отдельную главу в своей работе Артур Рих отводит вопросу всемирной экономической системы. Современная мировая экономика возникает как результат «стирания» границ между национальными экономиками. В следствие этого национальные хозяйства становятся зависимыми друг от друга. Развитые страны нуждаются в странах Третьего мира с точки зрения поставки естественных ресурсов и с точки зрения потребителей промышленной продукции. Развивающиеся и бедные страны нуждаются в помощи от развитых стран, потребности населения стран Третьего мира также могут быть удовлетворены с помощью научно-технологического потенциала развитых стран. Если экономический кризис произошел в странах развитых, то он дойдёт и до развивающихся и наоборот. В связи с этим существует необходимость построения наиболее эффективной мировой модели экономики, которая будет направлена на удовлетворение всех сторон. Это очень важно, так как свободная экономика может обострять неравенство не только на национальном, но и на мировом уровне.

Даже сейчас мы можем наблюдать огромные долги развивающихся стран при их то отсталости от развитых стран. Рих считает, что это последствия конфронтационного характера международной кооперации за последние десятки лет. Чтобы противостоять дальнейшей отсталости стран и росту неравенства среди стран по всему миру, нужно создать новую мировую экономическую модель «Север-Юг», которая бы отвечала принципам соучастия, то есть и развивающиеся страны будут прилагать все усилия для достижения более высокого экономического уровня.

Для создания такой модели Рих выводит несколько мер, которые возможно помогут преодолеть отсталость развивающихся стран и способствовать росту их экономического потенциала:

  1. Значительное, хотя и дифференцированное освобождение развивающихся стран от внешнего долга;
  2. Проведение ценовой политики, которая будет отражать не только нынешнее положение ресурсов на рынке, но и учитывать возможный дефицит этих самых ресурсов в будущем;
  3. Снятие рядом развитых стран протекционистских барьеров, которые мешают перемещению товаров из стран Третьего мира;
  4. Проведение политики «солидарности» в области защиты окружающей среды богатыми странами, которая поможет развивающимся странам решать экологические проблемы на территории их стран, которые актуальны для всей планеты;
  5. Соглашение населения развитых стран снизить свой уровень жизни, если это приведет к выполнению вышесказанных целей.

Всемирное сотрудничество между развитыми и развивающимся странами должно регулироваться. Однако, по Риху, еще нет таких международных органов, которые смогли бы регулировать правомерность действий разных стран в сфере международного сотрудничества. Поэтому, подобные регулирующие меры должны приниматься на основе взаимных соглашений субъектов мировой кооперации. При этом, в разработке тех или иных соглашений должны одинаково участвовать и развитые и развивающиеся страны, а это значит, что развитые страны не должны во время переговоров проявлять своё экономическое превосходство.

Таким образом, глобальная рыночная система приемлема лишь в том случае, если она будет направлена на социально-ориентированные формы национальных экономик и будет принимать на себя ответственность за окружающую среду. Главными принципами такой системы должны стать равенство в распределении, основанное на соучастии, а также защита законных интересов отдельных национальных экономик и защита окружающей среды от пагубного производства.

Список источников

  • А. Рих "Хозяйственная этика" [Текст]: пер. с нем. Е.М. Довгань / А. Рих. – М.: Посев, 1996. – 810 с.
  • Куликов С.В. Концепция хозяйственной этики Артура Риха // Известия ВГПУ. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-hozyaystvennoy-etiki-artura-riha
  • Негреева В.В., Кочегарова Т.С., Филимонова А.В., Цимбалист-Колесникова И.А. ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ // Экономика и экологический менеджмент. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomiko-ekologicheskie-aspekty-resursosberezheniya
  • Национальная энциклопедическая служба "Рих Артур" URL: https://voluntary.ru/termin/rih-artur.html#:~:text=РИХ%20Артур.%20(1910-1992)%20-%20швейцарский,в%20Цюрихе%20Институт%20социальной%20этики