Ситуация и вопрос.
До поступления в монашество молодого Францискоса Коттиса (будушего старца, греческого святого - Иосифа Исихаста) мучила сильнейшая блудная брань.
Почему?
Причина 1.
Францискос был молод, ему было 24 года. Он был очень смелым, активным человеком, лидером. В своем селе он не боялся драться и отстаивать победу силой. Все это в духовном плане есть не заслуги, а, скорее, основания своенравия молодости, самовозношения: вот я какой сильный и успешный, молодец я!
Раз ты такой сильный – получи-ка ту брань духовную, которая даст тебе почувствовать свою немощь.
Причина 2.
Францискос был девственником, не порочным человеком. В душе своей он не подозревал, что может столкнуться именно с блудной бранью. Одно дело, когда человек живет разгульно, а потом, ища духовной жизни, ему приходят и мешают воспоминания прошлых сластей. Тут, вроде бы все понятно: греховная страстная память.
Но есть и другое коварство темных сил, более ловкое и тонкое: ты ведь не знаешь, как это прекрасно – зачем ты готовишься дать обет целомудрия? Почувствуй эту сласть, поддайся ей. Вот на что идет искушение.
Причина 3.
Когда Францискос стал читать Евангелие и Жития Святых, ему представлялись картины необычной жизни подвижников. В этом, для него молодого, была прелестная (от слова – прельщение) романтика.
Когда он прибыл на Афон, то встретил совсем другую жизнь – будничную, рутинную, совсем непохожую на ту, которое рисовало его воображение. Он хотел подвигов, а тут - серость.
Рвешься к подвигам, хочешь подражать великим святым? Получи сильнейшую напасть, неожиданную, к которой не готов.
Причина 4.
Францискос хотел найти духовного наставника, но не мог его найти. Об этой трудности указывал еще в 19 веке святитель Игнатий Брянчанинов – трудно найти богоносных учителей. А тут – 20 век, еще труднее. Францискос решается сам бороться, не имея наставника и исповедника. Это крайне трудно, особенно, против такой мощной страсти как блудная, которое сотрясает все тело.
Причина 5.
Не только монахов, готовящихся принять монашеский обет целомудрия мучит эта брань блудная. Она мучит каждого христианина на его духовном пути, особенно, в его начале.
Дело здесь не в том - семейный человек или монах, а в том, что блудная страсть есть страсть, которая пытается подчинить ум человека телу, сделать рабом тела, лишить благодати, увести от реализации смысла жизни к блужданию в удовольствиях. Добродетель целомудрия - это когда человек целен, тело управляется разумом и духом. Противоположный порок - блуд - это когда разбитый, блуждающий, плетущийся на поводу у тела.
Ум может быть очень сильным, с высоким IQ, но он будет не управлять телом, а управляться им, если блудная страсть будет властвовать над человеком.
Христианину дана эта брань, чтобы ум окреп в Боге, служил Богу, делам Божьим, а не телу и его страстям.
Поэтому и Францискосу, на начальном этапе духовной жизни, была дана эта брань, чтобы либо победить тело, либо подчинить ему ум и дух. Битва была непростой. Заняла, в его случае, 8 лет.
Как святой Иосиф Исихаст одолел эту брань?
Первое.
Он упражнялся в молитве и бдении. Иногда он спал стоя, а на бдении ночном находился 10 часов, больше ночи.
Второе.
Он знал от святых отцов, которых читал, что блудная брань основой имеет чревоугодие и ублажение тела. Он сократил свой рацион питания до 70 гр. сухарей в день и пил немного воды.
Третье.
Он имел трость, которой бил себя по телу, чтобы показать телу, что оно не хозяин, но подчиненный.
Здесь он постигал науку наук - меру.
Нельзя забивать тело и уродовать его нещадно, ибо тело дано Богом и не с телом идет война, но со страстью в нем, со страстью телесной. Превышая меру человек впадает в другую брань – он становится злым и агрессивным, деспотом. То, что не поймал бес блуда - ловит бес гнева. Мера. Молитва помогала обретать ее.
Три большие трудности святого Иосифа Исихаста.
Будущий святой был очень активного нрава, как сказано выше (1). У него было живое воображение (2). Две эти вещи толкали его как в подвиги безмерные, так и рождали прелесть. Именно эти две вещи в сердце и уме сделали продолжительной битву с блудной бранью. Так как он не имел старца над собой, то и подсказать ему было некому (3).
Что помогло святому Иосифу?
Но у святого был главный святой мотив души, который помог ему.
Он пошел в монашество, взялся за подвиги не для того, чтобы «стать святым». У него не было такой «амбиции». Да, он впечатлялся подвигами известных святых, впадал от впечатлительности в прелесть. Но он не имел амбиций «стать святым». Не этот мотив сердца двигал им.
В его сердце был другой мотив: светлый и верный – быть с Богом, со Христом его. Он нуждался в Божьей любви, помощи, благодати, дающей силы. И ради этого делал все то, что делал: ради того, чтобы быть с Богом.
Не будь этого мотива в его душе, он пал бы и пропал.
Желая быть со Христом он стал осваивать умное делание – совершение Иисусовой молитвы, главное делание христианских подвижников исихастов. Именно поэтому и получил прозвище - Исихаст.
Как одолел святой Иосиф блудную брань?
Занимаясь много Иисусовой молитвой, он стал больше уповать на Христа. Его юношеская активность и горячность в подвигах и подходах к духовной жизни стала уходить. В период очень трудных испытаний ему была явлена Матерь Божья с Младенцем Иисусом, которая вразумила и укрепила его.
Победным явился главный шаг, прекращающий брань – смирение сердца.
Пока святой Иосиф бился сам, неистово, но сам, он все больше и больше усиливал брань и ополчение против него. Когда же принял в сердце искренне, что все в руках Любящего и Спасающего Христа и стал уповать на Него всецело, то ему были даны силы.
В завершении святому Иосифу было открыто видение блудного беса, который, по словам старца был плешивым, похожим на свинью и от него дурно пахло. Старец прогнал его тростью.
С тех пор, после 8 лет сильнейшей борьбы, блудная страсть оставила его. Ум и дух стали выше тела, управлять им. Этот христианский подвижнический этап был пройден.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.