Найти тему
КиноНытик

«Дом под звездным небом»: зачем герой Баширова распилил женщину под молчаливым взором Ульянова

В период Перестройки советский режиссер Сергей Соловьев преподал зрителю три урока свободы, выпустив трилогию из кинолент «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и «Дом под звездным небом».

В этой публикации обратим взор к третьей части этого сложного произведения искусства, главные роли в котором исполнили Михаил Ульянов, Александр Баширов, Александр Абдулов. Фильм вышел на экраны в поворотном для Советского Союза 1991 году.

-2

События разворачиваются вокруг семьи советского академика Башкирцева, которого играет Михаил Ульянов. Он возвращается из командировки в США, после чего обнаруживает за собой слежку.

На праздновании юбилея муж дочери приводит товарища по Москонцерту Валентина Компостерова (Александр Баширов), который во время фокуса пилит супругу Константина пополам. А за столом в этом время все молчат, включая академика. С этого момента начинается борьба семьи академика с нечистью.

-3

Вообще, в фильмах Сергея Соловьева много иносказательного, у него был свой авторский стиль изложения событий, которые как бы имеют отношение к реальности, но не одного человека, а целой страны. Такой подход рождает разные трактовки, позволяет взглянуть на то, что происходит, под разными углами.

Очевидно, что красная нечисть в фильмах Соловьева – это вирус коммунизма, который захватил русскую цивилизацию, распилил ее, а сам задержался, напившись, а потом и ограбив чужой дом. Это режиссер показал с силой Булгакова. В фильме творится настоящая булгаковщина, но происходит она в поздние советские времена.

-4

В фильме показано, что зло, поражающие коррозией жизнь общества, творится не только властью, но и самим народом. Ведь именно простые люди предали свою культуру, молча, из-за стола посмотреть на ее уничтожение. Соловьев рассказывает об этом с изрядной долей постмодернизма. Железные столпы советского кинематографа режиссер плавит авторским китчем, впрочем, китчем вполне грамотным и интересным для широкого зрителя.

Красный вирус не получается уничтожить, он вновь возникает в лице Александра Баширова тут и там. Расправы над Компостеровым не имеют пользы.

-5

В конце фильма Соловьев намекает, нет, даже предчувствует гражданскую войну. Потому что общество больно, у него нет основы, а коммунизм больше не является скрепой.

Фильм «Дом под звездным небом» прекрасно проработан в концептуальном отношении, здесь явно виден завуалированный посыл режиссера, роли некоторых актеров можно назвать выдающимися.

Подписаться на канал «КиноНытик»

-6