С 1 января 2022 года в сфере госзакупок по 44-ФЗ вступило в силу много поправок — их внёс Федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021. И довольно сильно изменилась ст. 105 44-ФЗ, в которой описан порядок действий участника закупки, если он хочет оспорить действия заказчика или оператора торговой площадки. Как теперь защищать свои права и интересы и жаловаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) — об этом расскажем в статье.
Наиболее важное изменение состоит в том, что с 1 января 2022 года жалобы по электронным закупкам подают только через личный кабинет в Единой информационной системе (ЕИС). В письменном виде подают обращение исключительно при закрытых конкурентных способах определения поставщика и в иных закупках, при которых размещение информации в ЕИС не предусмотрено.
Основания для жалобы и сроки обращения в ФАС
В целом, основания остались прежними, но изменились сроки обжалования:
- Некорректное оформление закупочной документации (если есть неправомерные или избыточные требования) — до окончания срока подачи заявки на участие.
- Неправомерные действия заказчика или закупочной комиссии (здесь может быть отклонение заявки, определение победителя, нарушение требований к протоколам) — не позднее 5 дней с даты размещения итогового протокола.
- Неправомерные действия заказчика при заключении контракта — не позднее даты заключения контракта.
- Действия оператора торговой площадки при аккредитации участника или при размещении предварительного предложения — в течение 5 дней с даты совершения действий.
На сроки обжалования следует обратить особое внимание, поскольку именно из-за нарушения сроков ФАС часто отказывает в рассмотрении жалобы.
Как составить жалобу
Если жалобу подавать в электронном виде через ЕИС, нужно указать:
- Наименование заявителя и лица, действия которого подлежат обжалованию.
- Код закупки.
- Неправомерные действия.
Необходимо обосновать неправомерность действий, приложив соответствующие документы и указав их перечень.
Все документы, передаваемые в ЕИС для рассмотрения жалобы, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью участника или лица, уполномоченного совершать действия от его имени.
В письменной жалобе надо указывать ещё и почтовые адреса заявителя и совершившего неправомерные действия.
Когда выносят решение
Информацию о принятии жалобы, переданной в ЕИС, или отказе в рассмотрении контрольный орган размещает не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой подачи жалобы. А в течение 3 часов с момента размещения такой информации контрольный орган направляет уведомления о решении заявителю и лицу, действия которого обжалуются.
В тот же срок контрольный орган отвечает по жалобам в письменном виде, направляя решение заявителю и совершившему неправомерные действия по почте.
Почему стало лучше?
Процесс обжалования действий заказчиков в госзакупках стал более упорядоченным и понятным. К тому же, по жалобам участников стало меньше отказов (наиболее частыми причинами раньше были нарушение сроков подачи жалобы и некорректность обращения). В октябре 2021 года на официальном сайте ФАС появилось сообщение, в котором сказано, что примерно в полтора раза сократилось количество отказов по жалобам в период с июля по октябрь. А именно в июле в тестовом режиме заработал механизм подачи жалоб по госконтрактам через ЕИС. При этом за указанный период около 15 % жалоб было подано через ЕИС.
Всё это, конечно, хорошо, но лучше в госзакупках не сталкиваться с неправомерными действиями и обходиться без обращений в ФАС. А для того чтобы сократить риск участия в закупке, в которой нарушают правила, заказчика необходимо заранее проверить на благонадёжность. Сделать это очень просто с помощью Сервиса проверки контрагентов от СберКорус. В нём есть раздел «Госконтракты», в котором представлена информация о размещённых и выигранных контрактах любой российской компании. Изучение раздела поможет принять правильное решение — участвовать в закупке или лучше обойти стороной.
Подписывайтесь на канал и будьте в ряду тех, кто первым читает наши публикации!