У каждого человека бывало, что непринуждённая беседа и обмен информацией перетекал в разговор на повышенных тонах с оскорблениями и упрёками. Как такое могло произойти? Ведь ни кто не хотел повышать голос, но откуда взялись столь сильные неприятные эмоции?
Для наглядности рассмотрим 2 примера перетекания диалога в чересчур эмоциональный спор собеседника 1 и собеседника 2:
Вы говорите человеку, который смотрит аналоговое ТВ о том, что есть смысл оформить подписку на альтернативные источники:
С1. Существует подписки на онлайн кинотеатры и стриминговые сервисы.
С2. Меня устраивает моё ТВ.
С1. Подписка может стоить не дороже трёх-пяти тысяч в год.
С2. Всё что мне нужно, показывают по ТВ.
С1. Но в онлайн кинотеатрах нет рекламы.
С2. Мне она не мешает.
Мы прекрасно понимаем что реклама мешает просмотру фильмов, но "Собеседник 2", прекрасно понимая, что реклама не даёт погружаться в фильм, будет настаивать на своём, т.к. уже не намерен отказываться от своих слов. Даже если вы промолчите и не захотите продолжать эту тему, неприятный осадок останется, и диалог может продолжиться, но уже со стороны второго собеседника.
C2. Для тебя четыре тысячи не деньги?
Или
С2. Тебе деньги девать некуда?
Понаблюдав за окружающими, Вы можете заметить, что в какой момент один из собеседников переходит на личности и начинает спор не за истину, а за себя.
Рассмотрим второй пример, с которым я столкнулся лично:
Речь шла об инвестиционных продуктах и возможности влияния на них различных факторов:
С1. Я слышал информацию от разных источников, что компания X собирается проводить незаконные действия, и есть доказательство этих действий, но компания X отрицает что такие доказательства существуют.
Собеседник 2 был убежден в непогрешимости компании X, против которой могут предоставить негативные доказательства.
С2. А ты как думаешь, кто из них говорит правду?
С1. У меня нет оснований не верить обвиняемой стороне.
С2. Это означает что ты веришь то, что она говорит правду.
С1. Я не говорил что я ей верю, но не отрицаю что это возможно.
С2. Я хочу услышать твое мнение.
С1. У меня нет мнения.
С2. Как ты можешь не иметь собственного мнения?
С1. Я поддаю сомнение любую информацию.
С2. Зачем ты говоришь мне информацию, если ты не имеешь собственного мнения?
Спор произошел из-за того, что С2 перешел на личности, после чего был сильный конфликт. Всё, что хотел С1, это дать информацию к размышлению.
Фраза - "Зачем ты говоришь мне информацию, если ты не имеешь собственного мнения?" ясно даёт понятия что дальнейший разговор лишён всякого смысла и продолжать его не стоит.
Как же избежать спора в диалоге?
Вся суть бестолкового спора в том, что при появлении повышенного тона, при появлении агрессии, в том числе пассивной, стоит прекратить разговор, в противном случае начнётся спор не за истину, а за себя и за своё мнение.
Есть различные рекомендации в появлении бестолкового спора, например:
- стараться избегать эмоционально неустойчивых людей, т.к. при постоянном нахождении в такой среде, люди перенимают и ненамеренно копируют их манеру поведения. При этом нужно стараться наполнять свою жизнь людьми с критическим мышлением, подвергающим сомнению возможность существования тех или иных вещей, при этом допускающих такую возможность.
Но что если нет возможности избавиться от общения с такими людьми, например, если это ваш коллега:
- для того что бы понизить пыл собеседника, который попал в эмоциональную ловушку, стоит избавить его от возможности продолжения бестолкового спора, например можно уйти на время из комнаты, попить воды, или посмотреть интересное видео;
- ещё одно наиболее эффективное решение, это переводить весь диалог в шутку, ведь если собеседник увидит, что вы не воспринимаете всё серьезно, то постепенно потеряет к данной теме интерес.
Что если ничего из вышеперечисленного не помогает? В таком случае всегда можно применить одну интересную вещь:
- Сострадание.
Если человек в рабстве эмоций и не может себя контролировать, вы може посочувствовать ему, ведь не каждый человек может хладнокровно общаться, не прибегая к лишним эмоциям. Если принять сторону сострадания, Вы примите доминирующую позицию, при этом не прибегая к негативным эмоциям сможете свести эмоциональную неустойчивость собеседника к минимуму. Главное не говорить собеседнику фраз, вроде - мне тебя жаль, от этого можно получить ещё больше грубости и обид.
Если попрактиковаться в этих приёмах, то со временем всё получится.
Буду рад прочесть в комментариях, какие ещё есть эффективные способы устранения подобных, неприятных споров.