Именно женский взгляд – умный и чуть печальный – цепляет зрителя на этом портрете ХVI века из собрания Эрмитажа. Известно, что живописец Корнель де Лион изображал на своих миниатюрах размером с почтовую открытку, в основном, членов семьи короля, а также дам и кавалеров французского двора. Сдержанная цветовая гамма портрета создаёт настроение строгой торжественности, присущей особам королевской крови. Лицо незнакомки некрасивое, но очень милое, с широкими бровками, довольно крупным носом и нежными чувствительными губами, слегка тронутыми кармином. Наряд её довольно скромен, несмотря на то, что модный чепчик-наколка, гармонирующий с белыми рукавами, отделан золотом, как и корсаж платья из коричневого бархата. Вдобавок, тонкие цепочки и жемчуг в качестве украшения носили в то время незамужние особы. В пользу того, что перед нами девушка, а не дама, говорят также её изящные покатые плечики и тонкая талия. Рискну предположить, что здесь изображена Маргарита Валуа, младшая дочь короля Франциска I, которую за ум и образованность современники называли «Минервой». Хотя это неудивительно, ведь, потеряв мать в возрасте одного года, она была воспитана своей тёткой, знаменитой писательницей Маргаритой Наваррской. Удивительно другое – будучи подругой Екатерины Медичи, она сохранила доброе сердце и не стала жестокой, как «чёрная королева», живя при галантном французском дворе, сберегла девственность до тридцати шести лет, пока не вышла замуж за герцога Савойи. Кроме портрета Корнеля де Лиона, пожалуй, самым лучшим изображением Маргариты следует признать карандашный рисунок Франсуа Клуэ, сделанный вскоре после её венчания. С него постаревшая и подурневшая «Минерва» смотрит на зрителя всё тем же мудрым и одновременно печальным взглядом.
Корнель де Лион (Франция, 1500 - 1575). «Портрет женщины», 1530 – 1540-е гг.
8 февраля 20228 фев 2022
62
1 мин