Найти тему
Игорь Орлов

Подставлял ли вторую щеку Христос своим обидчикам? Объяснение фрагмента Евангелия профессором Осиповым и два вывода.

Оглавление

Ситуация.

Евангельская фраза от Матфея:

«Кто ударит тебя в правую щеку твою, к тому обрати и другую» (Мф. 5:39).

А поступал ли так Сам Христос в контексте Евангелия? – задал такой вопрос профессор Осипов А.И. слушателям его лекции в Духовном семинарии (вопросы после лекции "Главное, что нужно знать христианину", МДА, 2009).

Профессор сослался на фрагмент евангелия от Иоанна в 18 главе:

«..один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» (Ин.18:22)

Это был крайне гнусный поступок, так как бить подсудимого считалось низостью даже у варваров (так толкует фрагмент евангелия другой профессор, церковный писатель, библеист и богослов - Лопухин Александр Павлович).

-2

Что же сделал Христос?

Подставил ли вторую щеку, что доказать истинность Своих Слов в Нагорной проповеди?

Вот что сделал Он, как пишет евангелист Иоанн:

«Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:23)

Таким образом, Христос требует, чтобы Его наказывали по закону, а не по произволу. Он предлагает собравшимся и ударившему осознать низость и безосновательность поступка того.

Профессор Осипов делает из этого два вывода:

Первый вывод.

Нельзя понимать Евангелие буквально, это грозит непониманием его по смыслу.

Что значит подставить щеку, в переносном смысле, например, в семейной ситуации?

Профессор Осипов А.И. показывает на примере.

Жена озлобленно «бьет супруга по щеке» гневным словом, раздражением.

-3

Супруг может ответить те же и это будет скандал.

Может поступить мудрее, по-евангельски, смолчать и сказать слово перемирия: «да, прости», «да, прости, давай обсудим позже». То есть перевести ситуацию в мирное русло, разрядить ее напряженность тотчас.

Профессор Осипов замечает, что не стоит никогда принимать скоропалительных решений, действий, высказывать слов в эмоционально напряженной ситуации.

Потому – "подставление второй щеки" в такой ситуации есть – остудить напряженность, снять ее. А потом в спокойствии, можно поговорить и разрешить ситуацию более основательно.

Так правильно, подчеркивает и заключает профессор, для всех нас, обычных людей, христиан.

Вывод второй.

Но святые отцы, говорит профессор Осипов А.И. могли и буквально подставить вторую щеку. Например, преподобный Серафим Саровский. Да, только ли он? Все истинные святые, по-Божьи просиявшие.

-4

Почему – задает вопрос аудитории профессор – они могли поступить так, буквально по-евангельски? Т.е. фактически подставить щеку»

И отвечает сам: они были чисты сердцем, исполнены Духом Божьим и благодатью Его, бесстрастны, добродетельны.

Что происходило тогда?

  • Либо рука бьющего отступала не в силах пересечь святость и нанести удар. Даже зверь не нападает на святого, святость спасительна.
  • Либо рука бьющего била, святой терпел, но потом бьющий получал гораздо большее возмездие на духовном уровне. Это возмездие попускалось Богом и не имело целью наказать, но преподнести урок, изменить мышление и сердце озверевшего. Если человек задумывался о причинах возмездия духовного, проникал в суть законов духовной жизни, он менялся. Многие люди через это приходили к подлинной христианской жизни.

В Евангелии все имеет божественный смысл, что выше земного, но полезен и в земных людских делах.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.