Найти тему
Загадки истории

ИМПЕРИЯ САМУРАЕВ #1.2/Бесстрашные войны/2.Ниндзя, скрытые в тени

Оглавление

Бесстрашные войны

Ниндзя, скрытые в тени

В современных фильмах японские ниндзя изображаются практически непобедимыми воинами с полумистическими способностями. Ажиота­жа добавляют и адепты современ­ных школ ниндзюцу, утверждающие, что им доступны секретные методи­ки, пробуждающие в человеке сверх­ способности. В результате вокруг средневековых наемников создался ореол таинственности. Наверняка на­стоящие ниндзя были бы довольны такой репутацией. Ведь пускать пыль в глаза (в прямом и переносном смысле) было их главной тактикой.

Период со второй половины XV по начало XVII века называется в японской истории «Сэнгоку Дзидай» — «Эпоха воюющих про­винций». В это время все воевали со всеми, и кровавые междоусо­бицы раздирали страну на части. Так продолжалось до тех пор, пока Оде Нобунаге и его последователям не удалось объединить Японию. Феодальных правителей различных областей Нобунага побеждал од­ного за другим. Но в 1578 году его победоносная армия споткнулась о небольшую провинцию Ига. На покорение этой области объеди­нителю Японии пришлось потратить 3 года и бросить на нее огром­ные силы. Несмотря на все приложенные усилия, победа Нобунаги оказалась довольно сомнительной. А все потому, что противостояли ему не местные князьки (даймё), а кланы ниндзя. Эти воины, лица которых были скрыты масками, а дела — окружены покровом тайны, продемонстрировали, что даже малыми силами способны справить­ся с самурайскими армиями.

Ниндзя, изображенный великим японским художником Хокусаем. 1817 год
Ниндзя, изображенный великим японским художником Хокусаем. 1817 год

Горные отшельники

Считается, что ниндзя произошли от горных отшельников — мо­нахов ямабуси. В средневековой Японии люди искренне верили, что боги и духи (ками) живут в горах. Но чтобы пообщаться с ними, не­достаточно было забраться повыше. Требовалось достигнуть опреде­ленного уровня духовного совершенства. Ямабуси как раз и счита­лись теми, кто такого совершенства достиг. Поэтому они выполняли функции «почтальонов» — простые люди передавали им записки с просьбами, обращенными к высшим силам, а монахи, поднимаясь высоко в горы, зачитывали эти тексты. При этом они сочетали син­тоистские, буддистские и даосские практики, занимая место между религиями.
Ямабуси отличались очень суровым нравом. Они были предель­но требовательны как к себе, так и к окружающим. Презирая тради­ционное буддистское духовенство, погрязшее в роскоши и корруп­ции, они жили в строгом аскетизме, неустанно совершенствуя тело и дух. Официальным буддийским иерархам не очень нравилась попу­лярность ямабуси в народе. Поэтому их начали преследовать. Но это было не так-то просто - ямабуси в своих горных убежищах осваива­ли боевые искусства и способны были за себя постоять. Кроме того, они учились искусству маскировки и скрытных перемещений, что­бы избегать облав.
Была у ямабуси и еще одна сторона, которую они старались не афишировать. Многие японские крестьяне знали, что если прине­сти в особое синтоистское святилище (как правило, скрытое в лесу) щедрое подношение и приложить к нему записку с жалобой на того, кто тебя обидел, то велика вероятность, что скоро враг отойдет в мир иной. Чаще всего это выглядело как несчастный случай, но все зна­ли — это дело рук ямабуси. Но они не были наемными убийцами — пострадать от их рук мог только тот, кто действительно поступал не­ справедливо и заслуживал суровой кары.
Со временем ямабуси вышли из тени и спустились с гор. Их стали приглашать в самурайские замки в качестве духовных учителей. А за­ тем и привлекать в армию, где они могли применить свои боевые на­выки. При Оде Нобунаге движение монахов-отшельников уже почти сошло на нет. Но к этому моменту у них уже появились последова­тели.

Смерть из ниоткуда

В ІХ-ХП веках в Японии стали возникать тайные крестьянские общины, которые помимо обраба­тывания земли занимались шпи­онажем, наемными убийствами и тому подобными вещами. Свое ре­месло они называли ниндзюцу — «искусство быть скрытным». А сами получили имя ниндзя.
Первыми ниндзя были те, кто решил браться за выполнение тех заказов, от которых отказывались благочестивые ямабуси. Ниндзя не интересовала мораль — их интере­совала лишь цена, которую был го­тов заплатить заказчик. В услови­ях феодальной раздробленности их услуги оказались нужны очень многим. Поэтому кланы ниндзя стали бурно развиваться, и к эпохе «Сэнгоку Дзидай» их в Японии насчитывалось уже около 70.

Ода Нобунага славился как талантливый военачальник. Но ниндзя провинции Ига оказались для него крепким орешком
Ода Нобунага славился как талантливый военачальник. Но ниндзя провинции Ига оказались для него крепким орешком

Вопреки распространенному стереотипу, ниндзя не были велики­ми мастерами единоборств. Их главным достоинством (и оружием) была скрытность. Незаметно прийти, нанести один удар и удалить­ся незамеченным — вот идеальное поведение ниндзя. Если дело до­ходило до драки, то ниндзя предпочитали убегать, а не сражаться. Главной философией их боевого мастерства было сделать противни­ка беспомощным. Например, ослепить смесью песка и перца. Или заманить в ловушку. Или просто убить спящего.
Большинство знаменитых видов оружия ниндзя предназначены для нанесения удара издалека (лук, трубка с отравленными иглами, метательные звезды-сюрикены) или для ухода от погони (шипы, раз­брасываемые за собой на дороге). Меч ниндзя был значительно легче и короче самурайской катаны — около 60 сантиметров. А его ножны использовались как футляр для полезных мелочей (тех же перцовых зарядов) или как инструмент для изготовления импровизированной лестницы (на этот случай у ниндзя всегда была с собой веревка).
Интересно, что ниндзя были одними из самых прогрессивных во­инов Японии. В отличие от самураев, долгое время презиравших ог­нестрельное оружие, они сразу включили пищали (оружие) в свой арсенал. Говорят, что ниндзя-снайпер в XVI веке мог точно пора­зить цель на дистанции до 600 метров! Кроме того, порохо­вые заряды отлично подходи­ли для отвлекающих шумовых эффектов, создания дымовых завес и прочих хитростей.
А вот знакомый всем чер­ный обтягивающий костюм с маской, скрывающей полови­ну лица, — вымысел кинематографистов. Отправляясь на за­дание, ниндзя действительно скрывали лица, но вот цвет их одеяний, скорее всего, был се­рым или коричневым с красно-ватыми или желтыми пятнами. Он напоми­нал современный ка­муфляж. Ночью (а осо­бенно в сумерках) такая одежда помогала сли­ваться с тенями и делала воина по-настоящему невидимым. Угольно­ черное пятно, наобо­рот, было бы слишком заметным.

Ниндзя тайно проникают в замок, используя специальное снаряжение
Ниндзя тайно проникают в замок, используя специальное снаряжение

Артисты своего дела

Кланы ниндзя росли и крепли, к их услугам прибегали как просто­ людины, так и феода­лы. Постепенно в них сформировались вну­тренняя иерархия и си­стема обучения. Каж­дый клан имел свои собственные секреты, разглашать которые запрещалось под страхом смерти. Но были и общие моменты. Подготовка ниндзя начиналась буквально с рождения — младенца очень сильно раскачивали и тряс­ли в люльке. Считалось, что так он инстинктивно научится правиль­но группироваться. Как только ребенок вставал на ноги, его начина­ли учить правильно передвигаться, лазить по любым поверхностям, прыгать. Уже потом переходили к рукопашному бою и обращению с оружием.
Особое внимание уделялось искусству оставаться невидимым в толпе. Настоящий ниндзя был способен изобразить человека лю­бого рода занятий и любого сословия. В этом плане они были ско­рее артистами, чем воинами. В 15 лет происходила инициация, по­сле которой ниндзя считался взрослым и подготовленным мастером своего дела.
Женщин-ниндзя называли куноити. Их подготовка отличалась от той, что проходили мальчики, — в ней больше внимания уделя­лось использованию женского обаяния и артистизма. Очень часто, чтобы подобраться к «объекту» поближе, куноити выдавали себя за гейш или проституток. И соответственно, с ранних лет обучались всему, что необходимо для этих профессий. Подготовленная женщи­на-ниндзя могла прослужить у обреченного самурая или даймё мно­го лет, изучив его распорядок и втеревшись в доверие. Затем в нуж­ный момент она наносила удар (нередко — прямо на ложе любви) и растворялась в ночи.
Хотя ниндзя считаются заклятыми врагами самураев, действи­тельность была сложнее. Одни самураи нанимали ниндзя для того, чтобы убить других. Некоторые даймё приглашали ниндзя на служ­бу в качестве охранников. А обедневшие самураи, оставшиеся без го­сподина (ронины), порой пополняли ряды кланов ниндзя. Конечно, ронины сильно уступали тем в шпионской подготовке, но зато перед ними в силу происхождения могли открыться те двери, за которые было трудно проникнуть простолюдину.

Нападение ниндзя. Главное оружие - внезапность и наведение паники в рядах противника
Нападение ниндзя. Главное оружие - внезапность и наведение паники в рядах противника

Непокорная провинция

Одним из главных пристанищ кланов ниндзя стала провинция Ига в центре японского острова Хонсю. Этому сильно способствова­ла география — местность, пересеченная горными цепями, состояла из множества небольших долин. Контролировать такую территорию силами одного даймё было очень трудно. Поэтому кланы ниндзя чувствовали себя здесь совершенно спокойно — каждый в своей до­лине.
Подобная вольница никак не устраивала Оду Нобунагу. Он пред­ почел бы видеть ниндзя либо у себя на службе, либо уничтожен­ными. Первый вариант ему удалось реализовать с ниндзя области Кога — некоторые из них стали военачальниками в его армии. Но кланы Ига оказались гораздо более сильными и вольнолюбивыми. В 1578 году они сожгли недостроенный замок Маруяма, который должен был контролировать плацдарм для вторжения. В этом деле ниндзя применили свою характерную тактику: они нанялись рабо­чими на стройку. А потом, досконально зная план замка, неожидан­но обрушились с разных сторон.
Застигнутые врасплох самураи попытались организовать оборо­ну, но ниндзя не стали воевать по традиционным правилам войны. Нанося быстрые удары и постоянно отступая, они заставили защит­ников замка разделиться на мелкие отряды. Некоторых заманили на залитые водой рисовые поля, других - в лесную чащу. А уже там до­били их и сожгли замок.
Но Ода Нобунага все еще недооценивал ниндзя провинции Ига. Спустя год он отправил против них армию в 9 тысяч человек под ко­мандованием своего сына Китабатакэ Нобуо. Разделив силы на три колонны, Нобуо вторгся в провинцию и начал сжигать деревни, по­падавшиеся ему по пути. Наступление шло легко, и сын Нобунаги думал, что победа уже у него в кармане. Однако, как выяснилось, ниндзя еще не вступали в бой — они обходили его с тыла. Дождав­шись, когда колонны достаточно глубоко втянутся в горные ущелья, воины в масках нанесли удар.
Японская хроника «Иранки» описывает избиение армии Китаба­такэ Нобуо так: «Армия Нобуо была столь занята атакой, что потеря­ла дорогу, и люди из Иги под прикрытием тени, которую давали горы на западе, легко одолели их. Затем пошел дождь, и они перестали ви­деть дорогу... Они бросились бежать и были зарублены, кто в узких проходах, кто на крутых скалах. Их преследовали даже на топких рисовых полях и окружили... Вражеская армия сильно ослабела. Неко­торые убивали друг друга по ошибке. Другие покончили жизнь самоубийством. И даже неизвестно, сколько тысяч людей полегло здесь».
По некоторым подсчетам, полегло около половины армии втор­жения. Остальные с большим трудом смогли вырваться и бежать.

Пиррова победа

Третий удар по непокорной провинции ниндзя Ода Нобунага на­нес сам. Залогом успеха он счел большое количество войск, а также удар одновременно по нескольким направлениям. Его расчет ока­зался верным. Когда в провинцию Ига одновременно через множе­ство горных перевалов устремились полчища врагов, предводители ниндзя поняли, что на этот раз победить в открытом бою им вряд ли удастся. Армия Нобунаги насчитывала 46 тысяч человек. Провин­цию Ига защищали около 4 тысяч. При этом подготовленных нинд­зя среди них было не более 600-700 человек.
Нобунага был очень жестоким человеком, привыкшим достигать поставленных целей, не считаясь с жертвами. Поэтому в Ига он сле­довал тактике выжженной земли. Его армия продвигалась вперед, вырезая деревни целиком, вырубая леса и заставляя отряды ниндзя отступать все дальше в горы. Глобальное преимущество в численно­сти дало Нобунаге возможность окружать отдельные отряды ниндзя, осаждать их в замках и уничтожать.
К 1581 году война была проиграна. Но кланы ниндзя отнюдь не были истреблены. Точных подсчетов потерь при покорении провин­ции Ига не сохранилось, однако, судя по всему, Нобунага потерял тысячи, а ниндзя - в худшем случае сотни. Правда, добились они этого довольно циничным способом — подставив под удар простых крестьян, которые приняли на себя основной удар армии.
После падения последних замков ниндзя Ода Нобунага отправил­ся объезжать покоренную провинцию. Во время посещения синтоист­ского храма Итиномия его свита попала под залп из пищалей, который с дальнего расстояния дали подобравшиеся ниндзя. Так они напомни­ли объединителю Японии, что все еще живы и не побеждены.
Однако независимости провинции Ига пришел конец. Уцелев­шие ниндзя рассеялись по Японии, многие позже поступили на службу в полицию. А легенды о них живут до сих пор.

Ниндзя против самураев
Ниндзя против самураев

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)