Во всем мире 1 декабря - День борьбы со СПИДом. Все понимают важность борьбы с ним, но не с его социальными последствиями. Около 40% населения Земли - потенциальные коллеги и начальство - уверены, что люди с ВИЧ не должны работать рядом с теми, кто не заражен вирусом. И страх перенять инфекцию - не единственная тому причина. Международная организация труда совместно с Институтом Гэллапа представила исследование - опрос, посвященный теме трудовой дискриминации людей с положительным ВИЧ-статусом. Доклад был опубликован в ходе 109-й Международной конференции МОТ (25 ноября - 11 декабря).
НЕ ОДНО И ТО ЖЕ
Представим ненадолго, что наш общий близкий знакомый вдруг узнал о своем положительном ВИЧ-статусе. Возможно, и представлять не придется: вероятность, что в вашем окружении есть или был такой человек, не очень мала. В России проживает 1 132 087 человек, инфицированных ВИЧ - вирусом иммунодефицита человека (на 30 сентября 2021 года, по данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом). Еще 413 930 человек за все время наблюдений (с 1985 года) умерли. В сумме - больше 1% нынешнего населения страны.
Нашему гипотетическому знакомому, как и другим людям с положительным ВИЧ-статусом, надо учиться, работать. Его чаяния и стремления не сильно отличаются от того, чего хотят от жизни люди с отрицательным статусом ВИЧ. Но в обществе слишком много предрассудков и слишком мало адекватного знания о том, что это за вирус, как он передается и как влияет на организм.
Во-первых, ВИЧ и СПИД - не синонимы. ВИЧ - вирус, инфекционный агент, который проникает в клетку и начинает там свою деструктивную деятельность, что и становится причиной заболевания. А в аббревиатуре СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) ключевое слово - “синдром”. То есть совокупность признаков болезни, обусловленных единым механизмом развития заболевания и его отдельных проявлений. “Ну и что? - возможно, подумали вы. - Вирус попал в организм - вот вам СПИД, а там и неизбежный конец не за горами”. На самом деле - нет. Если при ВИЧ-инфекции не пренебрегать терапией, можно сохранить высокое качество жизни на десятилетия. Среди всех ретровирусов ВИЧ - наиболее изученный.
Во-вторых, ВИЧ стигматизирует носителя: ниже будет шанс в этом убедиться. Человек, зараженный ВИЧ, нередко кажется носителем пороков или осуждаемых в обществе практик. Например, наркозависимым, имеющим беспорядочные половые связи (а то и на “профессиональной” основе) или, может быть, порядочные, но гомосексуальные, что опять же встречает массовое неодобрение. Все вместе эти группы на языке отечественного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом называются “уязвимыми”. Так вот, по информации Центра, их доля постоянно сокращается.
В-третьих, заразиться ВИЧ можно при половом контакте - это самый распространенный способ заражения. Или при попадании биологических жидкостей (и то не всех - слюна, пот, слезы, моча не передают инфекцию) зараженного человека во внутренние среды организма. При этом достаточно очень малого количества - так заражаются через использование одной иглы. Но пользование одной посудой, полотенцем или соседними душевыми кабинками никак не увеличивает риск заражения.
ПЕРЕЗАРАЖАЕТЕ НАМ ТУТ ВСЕХ
Теперь представим себе, что наш знакомый устраивается на работу - не обязательно в России. Он не держит свой ВИЧ-статус в секрете, потому что считает, что работодатель и коллеги должны знать о нем эту правду, такова его позиция. Заметим, что, например, по российским законам соискатель при поиске работы не должен предоставлять о себе эту информацию, если знает свой ВИЧ-статус (а ведь может и не знать). Правда, работодатель может ее запросить - это зависит от характера работы.
Нашему знакомому повезло, если ему не указали на дверь, едва он заговорил о том, что у него ВИЧ. Ведь в мире, согласно данным исследования, которое провела МОТ совместно с Институтом Гэллапа, только пять человек из десяти считают, что люди с ВИЧ должны иметь возможность работать вместе с людьми с отрицательным ВИЧ-статусом. Четверо из десяти, наоборот, уверены, что такого позволять нельзя. У десятого четкое мнение не сложилось.
Даже если тот, кто принимает решение о трудоустройстве нашего знакомого, обладает негативным мнением, над ним есть закон, который запрещает дискриминацию. Но правда жизни в том, что далеко не каждое государство может обеспечить соблюдение законности. Исследование стигматизации зараженных ВИЧ, также проведенное МОТ в 2018 году, приводит данные опроса людей с положительным статусом. Исследование проводилось в 13 странах Азии, Африки, Центральной Америки и Европы. Меньше всего отказов в трудоустройстве отметили жители Сенегала (1%), а больше всего - Белиза (28%). В Корее и Греции о негативном опыте рассказали по 3% респондентов, на Украине - 4%.
Резонно задать вопрос, почему так происходит. Любое заболевание вызывает автоматическую защитную реакцию: не заразиться бы. Шансы работодателя заразиться, скорее всего, ниже, чем у коллег, но поскольку работодатель ответственен за обеспечение безопасных условий труда, его шансы получить иск возрастают. Возникают также опасения из-за возможного массового исхода или недовольства работников, боящихся заразиться. Их можно было бы понять, если бы мы говорили об открытой форме туберкулеза, который распространяется среди ближайшего окружения, не испрашивая на то позволения. А чтобы заразиться ВИЧ, нужно предпринять более активные действия. Но не все об этом знают.
ДРУЖНЕНЬКИЙ КОЛЛЕКТИВЧИК
Пусть нашему знакомому улыбнулась удача: решение принимал человек, лояльный к людям с положительным ВИЧ-статусом, и соискателя приняли на работу. Но испытания только начинаются - коллектив, вероятно, не будет состоять сплошь из лояльных.
На этом этапе становится важно, в какой точке земного шара наш знакомый устраивается на работу. Если это происходит в одной из стран Северной Африки, Ближнего Востока или Тихоокеанского региона, то вероятность встретить неодобрение со стороны большей части коллектива становится выше: в этих государствах, преимущественно мусульманских, самый низкий процент тех, кто считает, что люди с ВИЧ должны иметь возможность работать совместно с незараженными: 40,6% в Тихоокеанском регионе и 42% в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Самый позитивный климат ждет нашего знакомого в трудовых коллективах Восточной и Южной Африки. Там девять человек из десяти считают, что в работе не должно быть препон для людей с положительным ВИЧ-статусом. Впрочем, более привлекательные в трудовом отношении Западная и Центральная Европа и Северная Америка тоже довольно толерантны - 81,8%. В остальных регионах не все настолько хорошо. Латинская Америка и Карибский бассейн - 75,4%, Западная и Центральная Африка - 71,1%, Восточная Европа и Центральная Азия - 62,9%.
Толерантность зависит не только от преобладающих культурных условностей. Восточная и Южная Африка - регионы с самым высоким числом зараженных ВИЧ в мире. В 2020 году из 37,7 млн человек с положительным ВИЧ-статусом во всем мире 20,6 млн - это жители Восточной и Южной Африки. Следовательно, это регион с самой высокой вероятностью знать кого-то, кто инфицирован. А Ближний Восток и Северная Африка - наоборот, там всего 230 тыс. людей заражены ВИЧ.
Это справедливо не только для крайних примеров, но и в целом, глобально - разумеется, не без исключений. Значит, личная вовлеченность в проблему заставляет людей с гораздо более глубоким пониманием относиться к заражению ВИЧ и не считать инфицированных носителями всех пороков. Согласитесь, если ваш знакомый настолько аморален, что вынесет из дома (а уж с работы и подавно) все, что не привинчено, лишь бы уколоться, а по дороге еще и телом поторгует, вряд ли вы будете считать, что он может и должен свободно работать. Вероятно, Северная Африка, Ближний Восток, Центральная и Восточная Европа постепенно будут все лучше понимать и сочувствовать людям с ВИЧ - в этих регионах за 2020 год количество заражений возросло.
ИЗ ИСТОРИИ БАСКЕТБОЛА
Косые взгляды в коллективе - не худший сценарий, с которым может столкнуться наш знакомый, когда придет на рабочее место. У коллег, скорее всего, будет даже не одна надуманная причина сторониться его как прокаженного. Более чем три четверти респондентов называют хотя бы две причины, почему, с их точки зрения, людям с ВИЧ нельзя работать без посредничества с людьми с отрицательным ВИЧ-статусом. Но хуже всего, наверное, то, что для 7,8% респондентов причины не нужны.
Четверо из пяти считают, что есть риск передачи заболевания. В начале 1990-х годов, когда тема ВИЧ и СПИДа гремела в прессе (от СПИДа умер Фредди Меркьюри, и это мало кого оставило равнодушным), случилась история, которая по характеру своей откровенной дискриминации в наши дни невозможна. Звезда Национальной баскетбольной ассоциации (США) “Мэджик” Джонсон в зените карьеры сдал очередной тест на ВИЧ - и тот оказался положительным. Он объявил об уходе из спорта, но его выбрали для участия в ежегодном матче всех звезд - событие огромного масштаба в карьере любого игрока. Несколько приглашенных игроков открыто заявили протест, но только Карл Мэлоун сказал о своем опасении, что “Мэджик” может получить открытую рану и кого-то заразить. Все же Джонсон прекрасно сыграл в том матче, но возобновление карьеры не удалось - слишком много игроков были против.
Но вернемся к цифрам: по мнению 62,9%, люди с ВИЧ не могут быть достаточно продуктивны, потому что постоянно болеют. Под руку с этим мнением идет другое - что они могут распространять другие заболевания (60,7% респондентов). Но падение иммунитета и ухудшение здоровья (часто из-за туберкулеза) - это уже признаки СПИДа, а выше говорилось, что эту стадию можно откладывать довольно долго, если проходить терапию. Тот же “Мэджик” Джонсон, кстати, уже три десятка лет живет с ВИЧ.
ВЫ НАМ ПОРТИТЕ ИМИДЖ
Терапия, конечно, не единственное, что позволяет сохранить волю к жизни. Остракизм и осуждение действуют иногда сильнее вируса, о чем сказал один из ВИЧ-положительных участников исследования МОТ: “Если вы заберете у нас работу, вы убьете нас быстрее, чем вирус. Работа - больше чем лекарство для нас”. Трагических историй, когда молодые люди сгорают от того, что общество их не принимает, - множество. Бывает, и близкие заранее настраивают на будущую жизнь изгоя: “Никто не пойдет замуж / не женится, детей не захочет, на работу не возьмет”.
Надо посмотреть правде в глаза: порой профсоюзы на местах - увы, это не исключительные случаи - не хотят связываться с этой проблемой именно из-за негативных ассоциаций, которые она за собой тянет. На минутку возвращаясь к исследованию МОТ: для 57% опрошенных причина запретить людям с ВИЧ работать рядом с незараженными людьми именно в том, что “люди с ВИЧ не должны ассоциироваться с людьми, у которых нет ВИЧ”.
Эту ситуацию прокомментировал секретарь ФНПР, представитель ФНПР в ЮФО Дмитрий Чуйков: “К сожалению - я вынужден это констатировать - есть профсоюзные лидеры, которые, мягко выражаясь, очень сдержанно относятся к этой тематике. А если более жестко сказать, то брезгливо. Считают, что их это не касается, считают, что тема ВИЧ-СПИД и сфера труда - это не тема для деятельности профсоюзов. По моему мнению, мы должны быть привержены той линии, которая проводится социальными партнерами на международном и российском уровне. ВИЧ и СПИД - это глобальная проблема, которая выбивает трудовые ресурсы. Это уже не тема маргинальных групп, все научные исследования говорят о том, что это тема здоровых семей. Избегать темы ВИЧ/СПИД - все равно что избегать общения на тему сахарного диабета или повышения артериального давления”.
БЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА
Теперь немного изменим сценарий - у нашего знакомого была работа, когда он узнал свой положительный ВИЧ-статус. Потеря работы по этой причине - ситуация нередкая. Например, в Греции 28% потерявших работу ВИЧ-инфицированных, участвовавших в исследовании МОТ 2018 года, сказали, что причиной был именно ВИЧ-статус. И 80% из них уверены, что это было не из-за ослабленного здоровья, а именно из-за дискриминации. В Белизе лишь каждый пятый инфицированный потерял работу не из-за ВИЧ, а дискриминированными себя сочли больше 80% из них.
Исследования выявляют связь еще и между образованием и отношением к ВИЧ-инфицированным: чем выше уровень образования, тем чаще люди относятся к тем, кто заражен ВИЧ, с поддержкой и сочувствием. Позитивно на возможность работать без ограничений смотрят 68% респондентов с высшим образованием, 55,4% тех, у кого среднее, и только 39,9% тех, кто получил только начальное образование. И эта тенденция также прослеживается в наименее толерантных регионах - на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Тихоокеанском регионе.
Комментарий
Дмитрий Чуйков, секретарь ФНПР, представитель ФНПР в ЮФО:
- К теме ВИЧ мы обратились в 2015 году. Тогда впервые на уровне ЮФО при поддержке МОТ и ФНПР мы провели в Астрахани семинар “Роль профсоюзов в обращении к проблеме ВИЧ-инфекции на рабочих местах” с участием представителей территориальных профобъединений и СПИД-центров. В первый день была теоретическая часть: что такое ВИЧ, как передается, какие меры принять для предотвращения заражения. Во второй день был организован выезд на завод “Астраханское стекловолокно”. Там среди работников проводилось добровольное консультирование и анонимное тестирование на ВИЧ. Параллельно для управленцев проходил круглый стол по вопросам ВИЧ-СПИДа и сферы труда.
Это положило начало деятельности в этом направлении, и в дальнейшем в ЮФО СПИД-центры и профсоюзы организовывали акции по анонимному тестированию и консультированию на предприятиях и в организациях. Подключилась и молодежь.
В мае 2021 года при поддержке МОТ и ФНПР состоялся онлайн-семинар “Роль профсоюзов в усилении программ по ВИЧ/СПИДу на рабочих местах в ЮФО”. Участвовали представители органов здравоохранения, Роспотребнадзора, региональных СПИД-центров. Целью семинара было сблизить СПИД-центры и профорганизации в профилактике и борьбе с ВИЧ и СПИДом.
Возможно, это очень амбициозные цели, но мы должны добиться радикального снижения распространения ВИЧ-инфекции, добиться максимальной выявляемости и приверженности к лечению. Потому что лекарства от ВИЧ-инфекции позволяют жить долго и счастливо. Уже нет таких сильных побочных явлений, как у первых поколений лекарств, и человеку, чтобы прожить долгую жизнь с минимальной вирусной нагрузкой, нужно обязательно принимать препараты каждый день. Поэтому важно хотя бы раз в год проходить обследование.
Участники семинара приняли резолюцию, и один из ее пунктов - рассмотреть возможность профсоюзов сформировать круг доверенных лиц по вопросам дискриминации по признаку ВИЧ и СПИДа в трудовых коллективах. Идея в том, чтобы в коллективе был надежный человек, которому люди бы доверяли и знали, что информация, переданная ему, не будет предана огласке. К нему могли бы обратиться подвергшиеся дискриминации, а он обезличенно (если не получится, то с разрешения) поставил бы перед компетентными органами эту проблему и поспособствовал в ее решении. Одно доверенное лицо этого, к сожалению, не сможет сделать, нужна антидискриминационная политика, которую должны вместе формировать предприятия и профорганизации. Этот путь в некоторых передовых компаниях уже пройден, но большинству российских компаний он только предстоит.
“А”-СПРАВКА
В мире: на конец 2020 года насчитывалось примерно 38 млн зараженных ВИЧ. Из них 1,5 млн заразились за последний год.
Примерно 680 тыс. человек умерли в 2020 году из-за осложнений, связанных с ВИЧ-инфекцией. За 10 лет смертность от осложнений, связанных с ВИЧ, уменьшилась на 53% среди девочек и женщин и на 41% среди мальчиков и мужчин.
На конец первой половины 2021 года 28,2 млн человек получали антиретровирусное лечение.
В России: с 1 января по 1 октября 2021 года было выявлено 54 423 новых заражения. За это же время умерли 23 319 ВИЧ-инфицированных.
ВИЧ, COVID-19 и бедные страны: в Африке южнее Сахары проживает две трети всех ВИЧ-инфицированных. При сниженном иммунитете COVID-19 протекает гораздо тяжелее, вызывает больше осложнений и чаще приводит к смерти. Однако вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) доставляются в данный регион крайне плохо: на ноябрь 2021 года лишь около 4% жителей Африки южнее Сахары полностью вакцинированы (от 0,43% в Республике Чад до 25% в ЮАР).
(Источники: по России - Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом; о вакцинации - Africa Centres for Desease Control and Prevention (Чад), South Africa Ministry of Health (ЮАР); в мире - UNAIDS; о СПИДе в Африке - WHO.)
Камиль Айсин, журналист газеты "Солидарность"
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org