Найти в Дзене

Как женились гусары

Водевиль без гусара – как кутёж без шампанского. Жанр, придуманный французами и утвердившийся на театре в эпоху революционных потрясений, стал необычайно популярен в России. Сидевшие в зале военные хотели видеть на сцене таких же бравых офицеров, любимцев женщин, героев, неустрашимых в бою, неистощимых на любовные ласки. В Советском Союзе водевиль любили не меньше, чем при царе. «Всё, что эстрадой мы с вами зовём, всё начиналось на этих подмостках…» Всего за один год в СССР сняли два первоклассных водевиля, и в обоих фильмах героями были гусары. «Ах, водевиль, водевиль…» (режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1979 год) В русском театре девятнадцатого века полные залы собирали водевили «с переодеваниями», когда актрисы выходили на сцену в мужских костюмах. Фильм «Ах, водевиль, водевиль…» продолжает эту традицию. Он снят по мотивам водевиля-шутки «Дочь русского актёра» и позволяет исполнительнице главной роли Верочки Лисичкиной блеснуть способностями к перевоплощению. Верочка мечтает о сц
Оглавление
Кадр из фильма "Сватовство гусара"
Кадр из фильма "Сватовство гусара"

Водевиль без гусара – как кутёж без шампанского.

Жанр, придуманный французами и утвердившийся на театре в эпоху революционных потрясений, стал необычайно популярен в России. Сидевшие в зале военные хотели видеть на сцене таких же бравых офицеров, любимцев женщин, героев, неустрашимых в бою, неистощимых на любовные ласки.

В Советском Союзе водевиль любили не меньше, чем при царе. «Всё, что эстрадой мы с вами зовём, всё начиналось на этих подмостках…» Всего за один год в СССР сняли два первоклассных водевиля, и в обоих фильмах героями были гусары.

-2

«Ах, водевиль, водевиль…» (режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1979 год)

В русском театре девятнадцатого века полные залы собирали водевили «с переодеваниями», когда актрисы выходили на сцену в мужских костюмах. Фильм «Ах, водевиль, водевиль…» продолжает эту традицию. Он снят по мотивам водевиля-шутки «Дочь русского актёра» и позволяет исполнительнице главной роли Верочки Лисичкиной блеснуть способностями к перевоплощению. Верочка мечтает о сцене, но её отец, актёр Михайло Лисичкин не хочет, чтобы его дочь связала судьбу с театром. У родителя есть другая, как сейчас бы сказали, дорожная карта для дочери – выйти замуж за его старинного друга, гусарского прапорщика и вдовца Акакия Ушицу.

Верочку сыграла Галина Беляева, ставшая всесоюзно известной и всенародно любимой, снявшись в фильме своего мужа, режиссёра Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». На съёмках музыкальной комедии Беляевой нужно было много танцевать, и тут ей помог опыт прошлого – прежде она училась в Воронежском хореографическом училище.

Кадр из фильма "Ах. водевиль, водевиль..."
Кадр из фильма "Ах. водевиль, водевиль..."

В роли отца Верочки, обиженного на отвергнувший его театр, снялся Михаил Пуговкин – один из ярчайших комических актёров своего времени. Гусара Ушицу режиссёр предложил сыграть Олегу Табакову. Отставной вояка считает себя неотразимым мужчиной: «В любви не одну я крепость брал…» Герой Табакова напоминает полковника Чеснея (Михаил Козаков) из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя»: та же непоколебимая самоуверенность, хромота на одну ногу и гремучая смесь апломба и наивности.

Композитор Максим Дунаевский и поэт Леонид Дербенёв написали десять песен к фильму, и половина их – шлягеры, которые слушают вот уже несколько поколений.

-4

«Сватовство гусара» (режиссёр Светлана Дружинина, 1979 год)

Фильм снят по мотивам водевиля «Петербургский ростовщик», написанного Некрасовым. Пьеса певца народной доли, автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - это лайт-версия пушкинского «Скупого рыцаря». Только вместо скряги-барона тут ростовщик Потап Иванович Лоскутков (Андрей Попов), а сына рыцаря, чахнущего над златом, заменила дочь Елизавета (Елена Коренева).

В отличие от фильма «Ах, водевиль…» папаша в «Сватовстве гусара» не хочет выдавать дочь замуж. Главное условие – жених должен принести приданое, две тысячи рублей. Деньги немалые – за двести рублей ассигнациями можно было купить лошадь.

Жениха гусара играет Михаил Боярский, для которого съёмки стали тяжелейшим испытанием.

В самом начале работы над фильмом Боярский попал в аварию и получил травмы, которые могли привести если не к смерти, то к полной неподвижности.

Режиссёр верила, что Боярский вернётся на площадку, а пока снимала эпизоды, где на общем плане героя можно было заменить дублёром. Через три месяца Боярский снова присоединился к съёмочной группе и в первый же день сел на коня, нарушив все запреты медиков.

Кадр из фильма "Сватовство гусара"
Кадр из фильма "Сватовство гусара"

«Сватовство гусара» - тоже водевиль «с переодеваниями», только меняет обличья не героиня, а герой. Он предстаёт то безумным помещиком-охотником, влюблённым в своих собак, то эксцентричным кавказским князем. Не менее убедительный образ создал визави Боярского – Андрей Попов в роли ростовщика. Его куплеты про деньги-рублики ушли в народ, а сам фильм пополнил список «кино про гусаров».