Найти в Дзене
Киноамнезия

Поэзия раздора: нужны ли детям стихи Даниила Хармса и Александра Введенского

Оглавление

Поэтический скандал в петербургской гимназии №168 обсудили даже в Кремле. Судьбой учительницы Серафимы Сапрыкиной, которая пожаловалась в Facebook на вынужденное увольнение из-за чтения стихов Даниила Хармса и Александра Введенского, заинтересовался глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов. Объяснилась и директор образовательного учреждения с углубленным изучением русского языка и литературы. На фоне скандальной истории, как мне кажется, никто из инфлюэнсеров не ответил на вопрос: «Нужно ли детям в рамках школьной программы знакомиться с творчеством Даниила Хармса и Александра Введенского?».

Александр Введенский и Даниил Хармс. Фото из открытых источников
Александр Введенский и Даниил Хармс. Фото из открытых источников

Лирика Хармса

Поводом для якобы увольнение Серафимы Сапрыкиной стало чтение стихов Даниила Хармса и Александра Введенского. Поэты были осуждены в сталинские времена, реабилитированы в середине 1960-х годов. В гимназии не пришли к единому мнению по поводу творчества поэтов-бунтарей. Учителя "за", а руководство - "против".

И это немного странно, так как Хармс написал много детских стихотворений. Он их строили на «анти-событии». Обычное происшествие повторяется несколько раз и приобретает символичное звучание. Обезличенный язык – одна из фишек Хармса:

Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете! — Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!
Портрет Даниила Хармса. Фото из открытых источников
Портрет Даниила Хармса. Фото из открытых источников

Этот отрывок из детского стихотворения «Врун» наглядно показывать поэтический стиль, с помощью которого поэт пытался достучаться до сознания детей, которых, кстати, он не любил.

Мне кажется, эти стишата можно идеально использовать для создания роликов в ТикТок. Слова нужно наложить на музыку и продумать видеоряд. Детские стихи Хармса могут помочь школьникам попасть в тренды.

Другое дело – лирика поэта. Литературные критики отмечают: творчество Хармса «разрывает шаблоны», оно противоречиво, иррационально и революционно. Представьте, что будет, когда «дети Навального» прочтут это:

Ложится за угол владыка умов.
И тысяча мышиц выходит из домов.
Но шкаф над вами есть Ламмед-Вов...

Почти во всём, что писал Хармс, обнаруживается отчаяние по поводу обесчеловечивания, господства лжи и пустоты в буднях коммунистической уравниловки. Его настроение созвучно с тем, что сегодня испытывают некоторые подростки, желающие перемен.

Даниил Хармс. Фото из открытых источников
Даниил Хармс. Фото из открытых источников

Возможно поэтому руководство петербургской гимназии решило табуировать творчество поэта. Они воспитывают граждан, а не бунтарей XXI века.

Поэзия Введенского

Поэт Александр Введенский также писал для детей.

Не сошьют емy рубашки,
Не сошьют емy штанов,
Не дадyт емy фуражки,
Не спекyт емy блинов.
Это вовсе не ребёнок-
Это маленький …(телёнок).
Александр Введенский. Фото из открытых источников
Александр Введенский. Фото из открытых источников

Вроде бы безобидные стишата. Они не оказывают пагубного влияния на детское сознание. Однако, если обратится к основному творчеству поэта, то станет понятно, почему не всем школьникам подходит творчество Введенского.

Он исследовал такие темы, как «время, смерть и Бог», а мысли излагал на бунтарском языке.

Многие поэтические направления ХХ века стремились расширить и обновить способы языковой коммуникации, составив для этого четкие правила. Александр Введенский усомнился в самой возможности определения таких правил, вероятно, поставив этим логическую точку в исследовании этого вопроса. Его правила передачи информации строятся на разрушении привычных глубинных связей/правил языка, через это разрушение становится возможным переосмыслить сами основы бытия, попытаться выйти за пределы сложившихся стереотипных восприятий образов, пережить опыт «отстранения».

Александр Введенский. Фото из открытых источников
Александр Введенский. Фото из открытых источников

Поэтике Введенского присуще системное рассогласование на всех уровнях языка, принцип дезорганизации и дисгармонии. Рассогласование морфологии и лексики можно наблюдать практически в каждом тексте.

Поэтому его стихотворения могут вогнать в депрессию, заставить думать, что мир, в котором мы живем, сер, пуст и лжив. Нужны ли такие стихотворения школьникам? Думаю, такая поэзия нужна, но её нужно высеивать на подготовленную почву. В этом руководство петербургской гимназии право.

На мой взгляд, поэтическая история срезонировала ещё и потому, что настало время менять школьную программу. Пора расчистить литературные авгиевы конюшни. На этом настаивают дети, родители, учителя, профессоры.

Возможно после скандальной истории в Минпросвещении РФ наконец-то пересмотрят подход к изучению русской литературы в школе. Спасая одну учительницу, проблем не решить. Настало время перемен:

Нам восхищенье неизвестно,
нам туго, пасмурно и тесно,
мы друга предаем бесчестно
и Бог нам не владыка.