Выпустив песню «Открой», Юрий Лоза откровенно подставился.
Человек, который, приходя на интервью, обязательно дарит вам свою книгу «Научу писать хиты», человек, который свысока рассуждает о способностях гитариста The Rolling Stones Кита Ричардса, может делать что угодно, но только не публиковать свои собственные новые произведения. Лоза - гроза авторитетов, человек-мем, у которого всегда есть мнение, не совпадающее с мнением большинства.
Имея в арсенале прекрасные песни (к слову, не только «Плот»), он очень классно совмещал в себе статус «народного хитмейкера» с образом интернет-тролля. Но вот в день своего 68-летия, 1 февраля, он представил на своем YouTube-канале песню и клип, которые тут же вызвали шквал насмешек со стороны обычных зрителей, профессиональных комментаторов (блогеров и журналистов) и даже коллег-музыкантов. «Даже» — потому что критика со стороны коллег в музыкальном цехе - большая редкость. Мало ли как жизнь обернется, вдруг в одном сборном концерте встретимся, а там — провода, микрофоны, ступеньки…
Судя по откликам на YouTube-канале Лозы, его верные поклонники в восторге. Ни одного дизлайка.
- «Радует, что творческий потенциал Юрия остаётся на высоте».
- «Спасибо за правду, принципиальную жизненную позицию и конечно за чудесные песни старые и новые, которые радовали, радуют и будут радовать нас».
- «Песня зрелого мужчины, прекрасный текст! Музыка же Юрия узнаваема и оригинальна. В музыке Юрий — перфекционист. Хочется слушать ещё и ещё».
- «Как мелодично, за душу цепляет, давно не слышала нормальных песен, сейчас везде....туц туц бац бац или скороговорки какие то с непонятными словами...спасибо».
Но за пределами подконтрольной певцу территории — сплошь насмешки. Плоский, «комнатный» звук, «нулевой продакшн», попытки впихнуть в бардовскую песню дёшево записанные многоголосия и потешную «джазовую» электрогитару. Да еще «клип», составленный из шаблонных фото с лебедями и с шрифтом титров, который перестали использовать еще в прошлом веке.
Удивительно, но под нагромождением амбициозных, нарочитых и просто смешных приемов и тем всё-таки есть мелодия!
Если бы Лоза не хотел каждой нотой всем доказать, какой он профи, не лез из кожи вон, чтобы «триумфально вернуться», он бы просто сыграл эту песню под гитару — и все были бы счастливы. У него даже фирменные обертона в голосе остались.
Но…
Я не музыкант, а вот соул-певец Иван Аваков («Маста») сформулировал очень точно и даже жестче, чем я.
«Настолько заморочился над гармонией, над тем чтобы гитарную партию в стиле smooth jazz подмешать в обычную советскую поп-бардовскую аранжировку с элементами фолка. Такой ужасный винегрет, в котором потерялся, а точнее его и нет, основной топлайн, который бы хоть на секунду задержал бы ухо слушателя. Это в плохом смысле музыкантская песня. Где видна только нарочито «брошенная в глаза ярмарка тщеславия», от знания множества аккордов, но которые, слеплены в ужасного музыкального «Франкенштейна».
В этом смысле более правильной мне кажется позиция Юрия Антонова, который давно перестал издавать новую музыку и оправдывает это исключительно «пиратством».
Что представляет собой «пиратство» в 2020-е годы, он, вероятно, и сам не знает. Но это хорошая отговорка, чтобы не оказаться в поле сравнений, не подставиться под насмешки интернет-аудитории.
Лучше просто наслаждаться статусом классика и жить на авторские отчисления.