Культурный фонд Chanel развивает инновации в искусстве. В декабре 2021 года в сети прошла премия Chanel Next Prize, а недавно компания заключила контракт с московским арт-центром «ГЭС-2». Что это за культурный фонд? Какие цели он преследует? И при чем здесь Стравинский и Дягилев — читайте в новом материале.
В 2021 году Дом Chanel объявил о создании международного культурного фонда. Его задача — развивать творческие программы, вдохновлять талантливых людей, делать так, чтобы каждый мог высказаться.
Деятельность фонда делится на два направления: он организует премию Chanel Next Prize для поддержки десяти творческих людей и сотрудничает с культурными институциями по всему миру. «Компания Chanel всегда содействовала эволюции искусств, — рассказывает Яна Пил, руководитель направления Arts & Culture, — и подпитывала творческую энергию, и сегодня мы делаем следующий шаг». Помощь, которую оказывает Chanel искусству, может быть лишь веянием моды.
Истоки. Меценатство и свобода
Сто лет назад Коко Шанель переосмысливала каноны и стирала гендерные границы, благодаря новаторскому стилю в одежде. Она заимствовала вещи из мужского гардероба, превращала трикотаж в популярный материал, шила пляжную пижаму и платья, не подчеркивающие талию. Коко выбирала «неженские» хобби: играла в гольф, обожала ездить верхом, каталась на лыжах, рыбачила.
Шанель не боялась экспериментировать. Она славилась авангардным видением, ни раз давала «пощечину общественному вкусу», но при этом тонко чувствовала мир и его изменения. Габриэль Шанель любила свободу и желала независимости художникам вокруг.
Под впечатлением от «Русских сезонов» Сергея Дягилева она пожертвовала значительную сумму на восстановление его труппы, а позднее — работала над костюмами для «Голубого Экспресса». Когда у Игоря Стравинского почти не осталось денег, Шанель предложила известному музыканту вместе с семьей переехать к ней на виллу. Кутюрье всегда поддерживала начинания композитора. Шанель придумала костюмы для «Орфея» и «Царя Эдипа» Кокто. Увидев результат, драматург назвал Габриель «величайшим модельером эпохи». Вернее сказать, не только модельером, но и меценатом.
Поле для диалога
Культурный фонд Chanel продолжает заниматься меценатством. Вместо «точечной помощи» конкретным художникам, он предоставляет лучшие открытые площадки для диалога и решения проблем. В этом участвуют партнеры: ведущие мировые культурные институции.
В Национальной портретной галерее в Лондоне создадут проект «Сдвиг повествования: женщины в портретной живописи». Экспозиция откроется в 2023 году. Команда вместе с куратором от Chanel Флавией Фриджери займется вопросом значимости женщин в британской культуре. Это будет наиболее значимая реконструкция с момента основания галереи в 1869 году.
В парижском Центре Помпиду запустят программу для дизайнеров, архитекторов, урбанистов. Ее цель — найти новый подход к развитию городов. Совместно с Музеем искусства округа Лос-Анджелеса фонд Chanel создал премию Ноа Дэвиса: гранты для творцов, чьи идеи позволяют иначе взглянуть на мировые проблемы.
Россия не осталась в стороне от проектов. Фонд начал сотрудничать с московским арт-центром «ГЭС-2», возведенном на месте бывшей электростанции. Здесь реализуют менторскую программу для художниц, переосмысляющих театр, музыку, видео, танец.
Фонд Chanel не просто помогает талантливым людям, но и предоставляет лучшие мировые площадки для проповедования свободы.
Сказать может каждый
Фонд разрабатывает программы, направленные на «равноправие всех голосов». Сказать может каждый, особенно — на премии Chanel Next Prize. На награду в 100 000 евро может рассчитывать любой талантливый деятель. Пол, национальность, возраст не важны. В списке лауреатов оказались люди из 11 стран: почти со всех частей света. Главный критерий: переосмысление искусства и окружающей среды. Премия подчеркивает взаимосвязь всех форм искусства, и что важнее — значимость свободы.
В 2021 году в состав жюри вошли Цао Фэй, Тдильа Суинтон, архитектор, офицер Ордена Британской империи сэр Дэвид Аджайе. В своих работах профессионалы, задумываются о проблемах, ограничивающих свободу человека.
«Я считаю, что сегодня важны борьба с неравенством в антропогенной среде, решение проблемы климата, социальная справедливость, создание будущего для открытого общества», — поделился Дэвид Аджайе.
Лауреаты премии Chanel Next Prize
Чон Джэ-иль — южнокорейский композитор, исполнитель, продюсер. Музыкант создает новое направление, в котором сочетаются национальная корейская музыка и звучание привычных нам инструментов. Чон Джэ-иль убежден в том, что музыке не свойственны формы дискриминации, ведь она не знает границ. Он раскрашивает в новые тона многие жанры. Например, именно Чон Джэ-иль написал музыку для оскароносных «Паразитов» и «Игры в кальмара».
Ботис Сева — британский танцовщик, хореограф, режиссер. Ботис Сева экспериментирует с новыми формами, движениями, ритмами. Танцовщик уделяет особое внимание социальному расслоению. В своих танцах Ботис Сева опирается на личный опыт. В 2016 году он завоевал первое место на Международном конкурсе Хореографического искусства в Копенгагене.
Мари Шлееф — немецкий театральный режиссер. В постановках Шлееф исследует игнорируемую в искусстве женскую точку зрения, бросая вызов традиции патриархального повествования. Последняя работа Мари Шлееф — «НАЗОВИ ЕЕ. В поисках Женщин+» — представляет перформанс-чтение о недооцененной роли женщин в истории. Постановка длится более семи часов.
KEIKEN — лондонско-берлинский межпространственный творческий коллектив. В переводе с японского «keiken» означает «опыт». С помощью компьютерной графики коллектив проектирует модели будущего, объединяющие в себе цифровую и физическую реальность. В 2019 году коллектив представил проект «Почувствуй мою метавселенную», созданный по заказу лондонского арт-центра Jerwood Arts Collaborate!
Луал Майен — разработчик игр и дизайнер. Родился в Южном Судане, а сейчас живет в США. Он самостоятельно овладел гейм-дизайном и, опираясь на опыт беженца, разрабатывает игры для улучшения ситуации в обществе. Его первым проектом стала игра Salaam, что в переводе с арабского означает «мир». Ее цель — защитить населенные пункты от разрушения. В 2020 году Майен получил звание CNN Champion for Change.
Ван Бин — китайский режиссер и продюсер. Ван Бин создает фильмы, в которых знакомит зрителей с малоизвестными героями китайского общества. На протяжении пяти лет режиссер снимал тех, кто попал под волну индустриализации. Без сюжета, без определенного посыла Ван Бин нежно зарисовывал портреты никому неизвестных людей. Так получился документальный фильм-эпопея «Район Теси: к западу от железной дороги». В 2017 году Ван Бин удостоился премии «Золотой Леопард» на кинофестивале в Локарно.
Прешес Окоймон — нигерийско-американский художник и поэт. Работы Прешес посвящены изучению вопросов христианства, самоидентификации, познания жизни и смерти. Наиболее известная инсталляция — работа на крыше Художественного музея Аспена, созданная в июле 2021 года. Она позволяет изучить последовательную эволюцию природы. Прешес также получила одну из самых престижных наград современного искусства — Frieze Artist Award.
Марлен Монтейро Фрейтас — португальская танцовщица и хореограф. Центральным сюжетом работ Марлен становятся открытость и экспрессия, характерные для португальских карнавалов. В ее танцах раскрываются новые грани личности. На Венецианской биеннале в 2018 году танцовщица получила «Серебряного льва».
Рунгано Ньони — замбийский режиссер. Ее картины позволяют зрителям исследовать замбийские деревни, служат «путеводителем» по мистическим мирам Африки со свойственными им нравами и политикой. Рунгано Ньони первой представила Замбию на Каннском кинофестивале.
Эдуардо Уильямс — аргентинский кинорежиссер. В своих лентах он сочетает два жанра: документальный и фэнтези. С помощью этого режиссер чувственно исследует мир через объектив кинокамеры. В 2021 году Уильямс получил стипендию в номинации «Документальное кино» в Центре киноведения Гарвардского университета.
«Красота спасет мир»
И лауреаты премии, и участники программ культурных институций, и даже Коко Шанель — не просто талантливые деятели, но и люди, задумывающиеся о «новой этике» свободы, равенства, любви. В разное время они боролись или борются за то, чтобы искусство объединяло людей, а не разобщало их. Chanel вот уже сто лет поддерживает независимое, но гуманистическое искусство.