Он не видел в магическом кристалле ничего внятного. Отец пытался намекать, ориентировать, подсказывать, но каждый раз опыт проваливался. Ни молитвы, ни наставления не помогали. Медиум из 7-летнего мальчика не получился. Но страсть к неизведанному осталась у него на всю жизнь.
Текст: Денис Хрусталёв, Фото предоставлено М. Золотаревым
Всемирно известный ученый, знаток многообразий мира и контактов с потусторонним, маг, астролог, математик, географ, значимый английский интеллектуал XVI века Джон Ди регулярно ссорился, а потом вообще расстался со своим скраером – специалистом по рассматриванию ангельских образов в шаре из горного хрусталя. Им был Эдвард Келли – шарлатан, скрывавший отрезанные по судебному решению уши.
Они познакомились в 1582 году, когда Ди было 55 лет, а Келли – едва ли больше 27, но это не точно – он многое выдумал в своей биографии. У Ди – общеевропейская известность, близость ко двору и королеве Елизавете, десятки публикаций, книг, секретных докладов, консультаций и авторитет выдающегося знатока геометрии, хронологии, географии, истории, законов звездного неба и диалогов с духами. Казалось, он нащупал выход за рамки науки, подступил к познанию божественных замыслов, пытаясь войти в контакт с неизведанным через эзотерические опыты.
Он читал благочестивый текст, потом долго рассматривал кристалл, но ничего не видел. Тогда в качестве помощников он стал привлекать медиумов. Сначала это была темная личность с говорящим именем Варнава Саул, затем его сменил Келли, с которым получалось что-то невероятное. Ди вел подробный дневник своих опытов.
Из записей можно понять, что Ди и Келли слышали ангелов и пытались изучить их языки. Все это сопровождалось видениями – звуками, образами, приказами и откровениями. Точнее, так рассказывал Келли, а сидящий рядом Ди записывал – он ничего не выдумывал. Иногда на это представление приглашали других – необязательно посвященных, но верующих или готовых поверить. Таков был польский нобиль Альбрехт Лаский, которого так вдохновили представленные экзерсисы, что он пригласил «ученых» отправиться к нему в имения, а затем продемонстрировать свое мастерство королю Стефану. В 1583 году они отплыли из Лондона на двух кораблях со всеми домочадцами и заметной частью библиотеки. Однако в Польше дело не заладилось, пришлось перебраться во владения германского императора Рудольфа II – в Прагу. Но и здесь Ди и Келли не пришлись ко двору. В итоге спириты укрылись в Богемии, в Требоне, во владениях аристократов Розенбергов. Ди продолжал экспериментировать с духами, а Келли увлекся алхимией, в которой так преуспел, что устраивал публичные представления трансмутаций. У него было немного «философского камня» – красных корпускул, добавление которых к тинктуре позволяло превратить дешевый металл в золото. Нередко это происходило прямо в доме Ди, в присутствии его пятерых детей, старшим из которых был Артур.
НАСЛЕДНИКИ КОРОЛЯ АРТУРА
Джон Ди был женат уже в третий раз. И только в этом браке познал наконец радость отцовства: в день его рождения, 13 июля 1579 года, супруга Джейн (в девичестве Фромонд) произвела на свет мальчика. Это случилось в старом семейном доме в Мортлейке, Суррей (ныне находится в черте Лондона). О безмерном счастье отца свидетельствует выбор имени первенца. Предки Джона Ди происходили из Уэльса, себя он возводил к древним бриттам, историю которых пытался реконструировать на основе легенд о короле Артуре. Одно из сказаний повествовало о походах правителя на далекий север и покорении островов, которые во времена Ди отождествляли с Америкой. Но на этом континенте хозяйничали тогда испанцы. Правовое мировоззрение не позволяло англичанам претендовать на заморские земли – они не хотели выглядеть вероломными завоевателями. Исследования Ди позволили разрешить ситуацию: на основе записей легенд о короле Артуре он доказал, что Америка прежде была покорена бриттами, жителями Уэльса, которым теперь правит королева Елизавета I. А поскольку она принадлежит к семейству Тюдор, то есть тоже имеет британские корни и является наследницей короля Артура, то обладает всеми правами на северную часть Заокеанья. Ди был первым, кто стал использовать выражение «Британская империя», подхваченное современниками и развитое потомками. Именно концепция Ди стала юридическим основанием для первых английских колониальных экспедиций в Северную Америку в 1580-е годы, когда была основана Вирджиния. Организатор этой колонии, Уолтер Рэли, пользовался консультациями Джона Ди. Его справки помогали и многим другим путешественникам, включая Фрэнсиса Дрейка, который первым после Магеллана совершил кругосветное плавание. Ди уделял много внимания изучению Северного морского прохода в Китай и перспективам покорения Сибири. Все это из-за прав короля Артура – его кумира. В честь него Ди и назвал старшего сына.
«Родился мальчик Артурус утром, по моим расчетам, ближе к 4 часам 30 мин. или 25 мин. на самом восходе солнца», – записал Джон Ди в дневнике, а потом сразу составил гороскоп. Согласно расчетам, судьба сулила сыну славу и достаток при некоем «князе» (prince). Впоследствии Артур считал, что предсказание сбылось. Князь оказался московским.
А пока Артур путешествует с отцом по Европе, присутствует при опытах Келли и искренне верит в мистические эксперименты родителя. Дела Ди между тем идут не слишком хорошо. Эдвард Келли все более отдалялся от него, пытаясь закрепиться при императорском дворе в Праге. Партнеры встречались все реже. А в 1589 году Ди с семейством вернулся в Англию. Без Келли.
Но и на родине Ди ждали разочарования. Дом в Мортлейке был разграблен, библиотека разорена. Ди пытался использовать Артура в качестве медиума – не получилось. Он привлекал и других, но с воображением Келли никто сравниться не мог – опыты общения с ангелами вскоре прекратились. Ди пытался вновь наладить связи при дворе, но потерпел неудачу. Лишь много лет спустя ему удалось выторговать себе синекуру при церкви в Манчестере, которая приносила заметный доход. Достаток и влияние оказались в прошлом. Последние годы престарелый Ди отошел от дел, мало общался с коллегами и родными. Даже точная дата его смерти неизвестна, предполагают, что это произошло примерно в 1608–1609 годах.
ОТПРЫСК ВЕЛИКОГО
Артур был близок с отцом, оказавшим решающее влияние на становление юноши. В предисловии к Arca Arcanorum Артур писал, что с малых лет был свидетелем общения отца с ангелами и успешных алхимических опытов. По его собственному признанию, в отличие от обычных детей, он в детстве играл не с солдатиками, а с искусственным золотом, полученным путем трансмутации.
В 1592 году Артур поступил в школу в Вестминстере, где его наставником стал известный антикварий Уильям Кемден. У мальчика обнаружились способности к языкам – возможно, еще во время путешествий по Европе он выучил немецкий, французский, венгерский, польский и чешский. В школе Артур овладел греческим и латынью. Позже он выучит и русский язык.
В июне 1600 года семья Ди переехала в Манчестер. 2 декабря того же года Артур стал клириком в местном соборе. К 1602 году относятся первые свидетельства о его занятиях алхимией: сохранился переписанный Артуром алхимический трактат Джорджа Рипли. В том же году он женился. Его избранницей стала дочь манчестерского мирового судьи Изабелла Прествич. В 1603-м у Артура и Изабеллы родилась дочь Маргарет – долгожданная внучка Джона Ди. Потом Изабелла рожала почти каждый год: в 1605-м – Джейн, в 1606-м – Джона, в 1608-м – Артура и так далее – вплоть до Анны, которая появилась на свет в 1622 году в Москве. Всего в семье родились 12 детей.
В начале 1600-х Артур занялся медицинской практикой и почти сразу же вступил в конфликт с лондонской коллегией врачей. Кажется, там просто не хотели терпеть именитого конкурента и придирались ко всему подряд. Тяжбы растянулись на десятилетие. В 1606 году коллеги потребовали от Ди предъявить рецепты снадобий, которые он рекомендовал «от всех болезней». Но в суд Артур не пришел. Возможно, из-за того, что уехал в Европу для продолжения образования.
Его обучение в университете Базеля подтверждается документально. Там в 1609 году Артур получил степень доктора медицинских искусств (Doctoratus in Arte Medica). Известно также, что он слушал какие-то курсы в Оксфорде.
После того как умер отец, Артуру пришлось пробиваться самому, хотя знаменитая фамилия, конечно, помогала. Он даже смог заручиться покровительством при королевском дворе.
В 1612 году коллеги в судебном порядке потребовали от Артура предъявить медицинский диплом: грамота Базельского университета вызывала у них сомнения. На судебном заседании 6 мая 1615 года Артур заявил представителям коллегии, что является «врачом королевы» и право на занятия медициной получил «по королевской прерогативе». В итоге от него отстали благодаря покровительству супруги короля Якова I – королевы Анны Датской, которая к тому времени страдала подагрой, долго болела и в 1619 году умерла.
В начале 1620-х в Англию прибыли русские посланники Юрий Родионов и Андрей Керкерлин, искавшие для царя Михаила Федоровича «опытного и хорошего врача». В июне 1621-го король Яков I подписал Артуру Ди рекомендательное письмо для российского государя, которое 8 сентября того же года лекарь предъявил в Москве. По прибытии его осыпали подарками и подарили большой каменный дом у Ильинских ворот. Ди получил исключительное денежное довольствие: 250 рублей в год и 72 рубля ежемесячно, то есть 1114 рублей ежегодно, что соответствует примерно 10 тысячам фунтов стерлингов в наше время. Его отцу в 1586 году предлагали и того более – 2 тысячи рублей ежегодно (см.: «Русский мир.ru» №11 за 2020 год, статья «Доктор Ди vs Борис Годунов». – Прим. ред.). Впрочем, для иностранных врачей, практиковавших в России в XVII веке, средний заработок, превышающий тысячу рублей в год, был нормой.
Кроме того, Артур получал из дворца провизию и корм для лошадей, а также, по данным 1634 года, «питья поденного с дворца: по 4 чарки вина боярского, по кружки романеи, по кружки меду вишневого, или малинового, по кружки меду обарного, по ведру меду паточного, по полуведра меду цеженого, по полу-2 ведра меду княжово, по полуведра пива подделного, по ведру пива простого на день». Как нередко подчеркивают историки, большая часть этих напитков (общим объемом более 50 литров в день!) являлась алкоголем.
АРХИЯТР И АЛКИМИСТ
Кажется, Артур довольно скоро зарекомендовал себя при русском дворе знающим медиком. В немалой степени этому способствовало быстрое освоение языка: судя по всему, Артур Ди очень хорошо говорил по-русски и даже переводил специализированные тексты.
Царь Михаил Федорович не отличался крепким здоровьем, а вокруг трона плелись интриги, козни, велика была опасность отравлений. К тому же старел отец венценосца – патриарх Филарет (Федор Никитич Романов), которому также требовалась забота. Впрочем, у личного врача государя не было общей практики: пользовать кого-то другого он мог только по высочайшему соизволению. А такое случалось нечасто.
Осенью 1623 года Артура Ди отправили в Нижний Новгород осматривать нареченную невесту царя, Марию Ивановну Хлопову, которую, как полагали, отравили или оклеветали завистники. Выяснилось, что девушка вполне здорова. Правда, царицей она в итоге не стала.
Иностранные медики при московском дворе могли похвастаться избытком свободного времени, что позволяло многим из них бездельничать. Но Артемий Иванович Дий – так его звали в России – не привык тратить время впустую. Он читал, экспериментировал, торговал, много переписывался. Вскоре ему стали поручать даже ответственные зарубежные миссии.
В конце марта 1625 года в Англии умер король Яков I. Трон наследовал его сын Карл I. В 1626 году в Лондон прибыл Артемий Иванович: его отправили выразить соболезнования и принести поздравления новому королю, а также нанять специалистов ради какого-то «нашего дела», вероятно, секретного, так как его суть не отражена в сопроводительных грамотах. В сентябре 1627 года Ди вернулся в Москву. Вместе с ним приехали монетный мастер Джон Гилберт и ювелир Джон Мартин. Вероятно, миссия была успешной, поскольку в переписке царь отзывался о Ди в превосходной степени.
Кажется, он еще не раз ездил в Европу. В 1628-м Ди отправился туда «зимним путем» через Швецию. А летом 1629 года встречался в Париже с издателем Николя де ла Винем, которому передал рукопись своего учебника алхимии «Химическая коллекция» (Fasciculus Chemicus). Свободное время в Москве Артемий Иванович проводил в написании этого трактата, опубликованного в Париже в 1631 году. На титуле красовалось имя автора: «Артур Ди, Архиятр Великого Императора Всей России» (Arthuri Dee, Archiatri Magni Imperatoris totius Russiae). Что соответствовало действительности: Ди числился лейб-медиком (архиятром), то есть главным врачом русского царя.
Еще в 1605 году в Лондоне Артур Ди вступил в купеческую гильдию и, кажется, был акционером английской «Московской компании», основанной еще при Иване Грозном. Увы, ее архивы сгорели в 1666 году, поэтому точных сведений на сей счет мы не имеем. Зато знаем, что два сына Артура – Джон и Уильям – позднее числились купцами, торговавшими с Россией.
С 1630 года сохранились данные, свидетельствующие о поставках для Артура Ди аптечных товаров и лекарств из-за моря. В «памяти» (докладной записке) царю от 6 июня 1631 года Ди подтверждал, что ежегодно отправляет в Архангельск человека для закупок медицинских снадобий и лекарских принадлежностей. В том же году он хотел отправить в Англию двух своих сыновей для изучения медицины и встретить дочь, для чего просил у государя предоставить ему транспорт. Кажется, его просьбу удовлетворили. В июне 1632-го Ди получил разрешение на доставку любых медицинских грузов из Англии через торговца Уильяма Смита. Для транспортировки этих грузов ему выделяли до семи повозок.
Его влияние росло, ширились торговые связи и доходы. Около 1627 года он купил за 350 рублей особняк впавшего в опалу князя Ивана Куракина, который в следующем году продал своему зятю Ризону Чапмену уже за 1600 рублей. В 1631-м Ди получил во владение поместье другого опального князя, Юрия Хворостинина, где в тот же год засеял «56 четьи ржи в московскую меру» (около 4 тонн). Однако поскольку опала закончилась и поместье князю вернули раньше сбора урожая, то Ди была назначена выплата компенсации.
Известно, что в эти годы Ди экзаменует прибывающих в Россию специалистов. Например, 24 июня 1631 года он участвовал в апробации аптекаря Филипа Брио, которая, правда, была оспорена в 1645-м.
Несмотря на то, что карьера в России складывалась удачно, Артур Ди не переставал подыскивать место на родине. Уже в начале 1628 года он писал своему другу, госсекретарю сэру Джону Коуку, что хотел бы вернуться в Англию. Однако при дворе долго не реагировали. Сохранились два письма, в которых королевский доктор Теодор де Майерн советует Ди не возвращаться, напоминая о нестабильной политической ситуации и жесткой конкуренции: сейчас при дворе шесть врачей и «еще двое ждут смерти кого-то из нас», чтобы занять место. «Я не сомневаюсь, достопочтенный друг, что вы совершенно правы в стремлении вернуться к родной земле и дому, хотя для сильных мужей любая страна в равной степени отечество, особенно если там осыпают величайшими почестями», – писал де Майерн. И просил не обижать царя просьбой об отставке, ведь тот ему симпатизирует, чего в Лондоне добиться будет трудно, а возвращение Ди из Московии злые языки нарекут высылкой.
Но в декабре 1633-го Артур все-таки получил грамоту короля Карла I с просьбой к русскому государю отпустить доктора. Документ он передал дьяку Ивану Грязеву 7 мая 1634 года, но только в следующем году, вероятно, после долгих уговоров, его отпустили. Супруга Ди не дожила до этого момента, она скончалась 24 июля 1634 года в Москве.
В июне 1635 года царь Михаил Федорович дал прощальную аудиенцию Артуру. А в ноябре того же года Ди уже числился экстраординарным членом врачебной коллегии у короля Карла. Царь снабдил лекаря письмом, в котором просил короля сохранить содержание Артура таким же, каким оно было в Москве. Таких доходов должно было хватить на безбедную старость. Но вскоре в Англии вспыхнула революция, а затем гражданская война. В 1649 году Карл I был казнен, а все его врачи распущены. Поиздержавшийся пожилой доктор Ди вынужден был переехать в Норидж, где и скончался. В сентябре 1651 года он был похоронен в местном соборе Святого Георгия.
ЗАГАДКИ АРТУРА ДИ
Сейчас исследователи вполне серьезно говорят о четырнадцати годах работы Артура Ди в Москве как об этапе становления российской медицины (кстати, именно в эти годы окончательно оформился Аптекарский приказ). Определенно влияние Ди на этот процесс было значительнее, чем многих других иностранцев: и в административной части, и в переводе рецептов, и с введением новых лекарств. Кажется, он был первым русским служащим, всецело интегрированным в общеевропейские научные процессы.
Артур Ди был последователем Парацельса, в основе философии которого лежали мистические, неоплатонические и пифагорейские представления, возрождение которых являлось реакцией на аристотелевскую схоластическую логику. Исключение религии из медицинских контекстов привело к отказу от галеновских практик гуморальной медицины, поиску химического познания человеческого организма. Согласно Галену, тело содержало четыре гумора – кровь, мокроту, желтую и черную желчь, которые определяли его состояние. Болезнь представлялась их дисбалансом. Парацельс же подходил к вопросу с алхимических позиций, подразделяя все на четыре основных природных элемента: землю, воздух, огонь и воду. Эта герметическая медицина предполагала микро- и макрокосмическое единство, вселенскую гармонию соответствий, соотношение растительных и минеральных веществ с небесными телами, которые, в свою очередь, прямо воздействовали на человеческое тело. Практика Артура Ди, его взаимодействие с пациентами и запись этих работ обеспечивали прямое влияние парацельсианской ятрохимии на медицинскую практику Московской Руси второго-третьего десятилетий XVII века.
В предисловии к своему Fasciculus ChemicusДи указал, что закончил книгу в Москве в марте 1629 года. Она содержала 10 глав с выдержками из трудов по алхимии и пояснениями. Примечательно, что книга была отпечатана в Париже в 1631-м в двух вариантах: один – с посвящением «студентам-химикам», а другой – с посвящением «братьям-розенкрейцерам».
Книга Ди принадлежит к числу самых ранних публикаций членов Ордена розы и креста. Первый трактат розенкрейцеров, Fama Fraternitatis, был издан Иоганном Валентином Андреа в Касселе в 1614 году. Братство тогда еще не оформилось в организацию, встречи участников случались редко, большей частью они общались через печать. Джона Ди относили к основателям ордена или считали как минимум главным идеологом, коим он был, возможно, неосознанно и посмертно. Артур Ди был активистом движения, специально подготовившим соответствующий извод своей Fasciculus Chemicus. У этого варианта книги не указаны выходные данные (место издания и пр.), поскольку декларация причастности к тайному обществу была небезопасна как для автора, так и для издателя. Розенкрейцеров активно преследовали как иезуиты, так и радикальные лютеране. Обнаруженным розенкрейцерам грозила тюрьма. Именно этого опасался Артур Ди, потому предпочел напечатать свой труд в Париже, а не в Лондоне. Так тогда поступали многие. Например, британский философ-мистик Роберт Фладд все свои эзотерические работы публиковал за рубежом.
Fasciculus Chemicus довольно быстро стала влиятельной и легендарной книгой, прежде всего как учебник. В 1644 году последовало ее переиздание в Щецине, а в 1650-м известный британский библиофил, мистик и масон Элиас Эшмол выпустил ее перевод на английский – теперь уже в Лондоне. После революции это стало возможным.
Одна из «розенкрейцерских версий» книги 1631 года, хранящаяся сейчас в библиотеке Мичиганского университета, предположительно принадлежала Исааку Ньютону. Также сохранился экземпляр «розенкрейцерской версии» с собственноручным посвящением Артура Ди своему другу Джону Уинтропу Младшему, который, оказывается, тоже был членом тайного братства. Речь об известном знатоке наук и алхимике, сыне основателя и первого губернатора колонии Массачусетс, который и сам стал губернатором Коннектикута. Джон Уинтроп Младший участвовал в неудачной попытке герцога Бекингема деблокировать гугенотов в Ла-Рошели, а потом путешествовал по Италии и Леванту, вернувшись в Англию только в 1629 году. А в 1631-м отправился с отцом за океан в экспедицию, в ходе которой было заложено первое поселение в бухте Массачусетс, позже ставшее Бостоном. Книгу московского доктора он увез с собой.
В 1625 году в Россию на три года ездил давний знакомый Ди – капеллан из Кембриджа Томас Родс. Позднее его хвалебный отклик на Fasciculus Chemicus был опубликован во вводной части этой книги. Ясно, что Ди, которого Родс называет «выдающимся знатоком секретной философии», работал над книгой давно – судя по всему, уже в 1625 году. Однако можно сделать и другой вывод: два розенкрейцера в Москве – это уже вполне ячейка братства, которое искало удобные и безопасные для деятельности места – вдали от религиозных радикалов. В 1620–1630-е годы такое место они находили в России.
Историк отечественной науки профессор Николай Фигуровский подсчитал, что для работы над Fasciculus Chemicus Артур Ди использовал около 40 книг по алхимии, включая черновики неопубликованных трудов своего отца. В предисловии к книге он высказывал сожаление, что у него нет инструментов и препаратов для опытов. Покидая страну, он вывез рукопись обновленной версии своего труда, озаглавленную Arca Arcanorum – это дополненный вариант тех же алхимических исследований, связанных с поисками философского камня. Но в предисловии к ней, датированном 10 августа 1634 года, он резюмировал: «Наконец (с божьей помощью) мной разгаданы тайны знаний» ([I] at last (by divine help) solved the riddles of knowledge). Эти слова убеждают исследователей в том, что после 1629 года Артур все же смог организовать алхимическую лабораторию в Москве и проводить эксперименты с prima materia (первичной материей), что позволило закрепить и развить его выводы в 1632–1634 годах.
Arca Arcanorum остался неопубликованным – сейчас манускрипт хранится в Бодлианской библиотеке в Оксфорде. В этой работе Артур расширил круг цитируемых авторов. На первой странице после пустых форзацев нарисована эмблема из знаменитого «Свитка Рипли». До наших дней этот свиток – яркий алхимический шедевр – дошел в 21 копии. Очевидно, что после 1629 года московская библиотека Артура Ди выросла не только количественно, но и качественно, включая печатные и рукописные издания, в том числе редкие копии «Свитка Рипли». Можно утверждать, что это было крупнейшее собрание печатных изданий по философии, медицине и алхимии в России XVII века. Проезжая грамота, выданная Ди в июне 1635 года, говорит о предоставлении ему за государственный счет 20 повозок для провоза имущества и семьи в Архангельск. Надо полагать, все книги он вывез.
В середине XXвека у этой истории оказалось внезапное продолжение. В своей биографии Джона Ди, вышедшей в 1968 году, американский исследователь Ричард Дикон сослался на рассказ князя Сергея Белосельского-Белозерского о рукописных переводах на русский язык неких трудов Джона Ди, выполненных Артуром Ди в 1621–1630 годах для царя Михаила Федоровича. Якобы эти рукописи «стащил» из царской библиотеки Григорий Распутин, а потом кто-то увез их в эмиграцию. Сам Белосельский-Белозерский сделал обратный перевод текстов на английский. Впрочем, как потом писал еще один американский исследователь, Кристофер Уитби, его просьбы предъявить эти сакральные тексты остались без ответа. Загадка сохраняется по сей день. Хотя об этих рукописях продолжают вполне серьезно писать в научных справочниках, их история больше напоминает сюжет с Велесовой книгой.
Возможно, первый из царей династии Романовых никогда не читал трудов английского мистика и даже не интересовался ими. Однако, напомним, отец Петра Великого, Алексей Михайлович, появился на свет в марте 1629 года. И, безусловно, роды курировал придворный медик доктор Артемий Иванович Дий, тогда же и поставивший точку в своем алхимическом обзоре, знаменовав появление далекой восточной державы на карте научных центров Европы раннего Нового времени.