Когда я учился в школе, нас до полного отвращения пичкали работами Ленина. Ленина, Ленина и еще раз Ленина. Наверное, с точки зрения знания истории работа «Как нам реорганизовать Рабкрин» и полезна, но мы хотели знать, в каком обществе мы сейчас живем, какими законами оно управляется, почему мы идем именно этим путем, а не каким другим. Нет, о капитализме мыслей не было, но почему именно вот так – ни шагу влево и ни шагу вправо.
Почему самые свежие теоретические работы – это работы 20-х годов. Как будто не было еще 60 лет Советской власти, да и вообще в мире ничего не поменялось.
Сталина, понятное дело, приказано было забыть. Нет, словосочетание «культ личности» нам было известно, но оно воспринималось просто как констатация некоего дефекта личности вождя. Хрущев – «волюнтаризм». Брежнев – только воспоминания – «Малая земля», «Целина», «Возрождение»
В общем, выходили мы в жизнь вооруженные по последнему слову теоретической мысли 20-х годов. А попали в 80-е (некоторые и сразу в 90-е).
Даже если бы мы горели желанием защитить социалистический строй, то все равно не смогли бы ничего сделать – идеологически мы были вооружены кремниевыми ружьями (это в лучшем случае), с которыми в 80-х даже на ворон ходить не стоит.
У тех, кто валил строй было хоть что-то свежее – Сахаров, Солженицын, Джилас, еще какие-то персонажи… А у нас – голая ж…
В результате в этот безумный разрыв между теорией и практикой был грамотно всажен клин и разорвались какие-либо связи между народом (точнее, мыслящей его частью) с его ежедневной практикой и правящим слоем с его засохшей теорией и постановочной политикой.
А ведь элементарное внимание к идеям единовременно с советским режимом существовавших левых интеллектуальных течений могло бы сделать его финал не столь легко предсказуемым.
К чему я это вспоминаю? Трудно поверить, но сейчас в российском обществе идут практически аналогичные процессы. Настолько аналогичные, что те, кто валит строй сейчас, даже вооружение не поменяли, так, немного сместили вектор атаки, перенацелившись в первую очередь на авторитарность правящего режима. Теоретическая же вооруженность патриотов Системы (Единороссов, Молодогвардейцев, НАШИстов) ничуть не лучше, чем тогдашних членов КПСС и комсомольцев. И даже допотопнее – главный коммунистический праздник посвящался событиям 1917 года, а главный идеологический праздник нынешней России – аж 1612-го. XXI век, а тут Президентский полк в дурацких колпаках, казаки ряженные да попы кособрюхие…
Для анализа такого типа предкатастрофных ситуаций (Римская империя времени упадка, СССР времен застоя, Российская Федерация времен Медведева и позднего Путина) оказывается очень полезным учение одного из ранних представителей левых европейских – Антонио Грамши - о гегемонии.
Два слова о самом Грамши. 20-летний срок за революционную агитацию. Как итог – смерть в 46 лет и мощные мысли из заключения собранные в его «Тюремных тетрадях»
Грамши точно подметил, что ни одно государство не держится исключительно на репрессивных мерах. Марксовское определение государства он развил и дополнил:
"Государство - это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых».
Заметили - активного! .
Таким образом, помимо репрессивного аппарата, Система опирается на «культурное ядро» общества, совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. То есть система ценностей правящего слоя воспринимается как естественная и всеобщая и не подлежащая сомнению.
В предкатастрофном состоянии возникает конфликт между мыслящей, политически и интеллектуально активной частью общества и властью. «Культурное ядро» поддержки власти атакуется и разрушается, активное согласие исчезает и власть как бы повисает в воздухе.
Что делать в такой ситуации? Для начала, что делать власти. Если не рассматривать вариант отказа от авторитарного правления и разделение властных полномочий с гражданским обществом (не для того власть брали), остается всего два пути.
Первый проще и потому соблазнительней. Опереться на «народ». Массу в бодрияровском понимании этого слова, инерционную, а значит консервативную составляющую населения. Но на деле она ничего не решает. Потому как не может обеспечить необходимого для стабильности господства активного согласия общества. Попытка опереться на нее – это как опереться на болотную кочку – она либо ускользнет в сторону, либо сама провалится. В качестве иллюстрации - за несколько месяцев до распада СССР был референдум, на котором абсолютное большинство граждан страны высказались за его сохранение. Ну и где тот СССР?
Лучшее из придуманного – «Бессмертный полк», ежегодно (до Ковида) проводимый властью при техническом сопровождении «Единой России». То, что в сознании массы удалось как-то связать нынешнюю РФ-ию и действующую власть с подвигом недалеких (по времени, исключительно по времени) наших предков – огромная удача Системы. Вроде как они погибли за то, чтобы вот это вот безобразие было сейчас и покушаться на это безобразие - предательство памяти своих дедов. Уникальность проекта российской власти в том, что еще никогда марши не использовались для прекращения всякого движения. Даже движения мысли.
В общем, как говаривал Ильич – «последний клапан». Но какой клапан!
В краткосрочной перспективе союз авторитарной власти с быдлом (ну, извините, так для краткости, не писать же «с консервативно настроенной ориентированной на личное выживание агрессивно-послушной частью общества») имеет право на жизнь и даже даёт временный результат. Проблема в том, что сколь-либо постоянным такой «терапевтический эффект» будет только в одном случае – если идти по пути до конца. А в конце диктатура. В нашем случае - фашизм (нацизм – это если масса качеством повыше). Только так, только до упора – с концлагерями, запретами партий, неправительственных СМИ, Интернета, любых общественных объединений. Всякий компромисс, любая полумера – и конец такому государству.
Второй путь хитропопее. Учитывая, что главным агентом разрушительных антисистемных атак является интеллигенция (мыслящая часть общества), надо резко снизить ее роль, люмпенизировать качественно и сократить количественно. Метод старый как мир. Еще Тихомиров отмечал, что господствующий слой сознательно занижает образовательный и культурный уровень всего остального общества. Нечто подобное мы наблюдаем и теперь, особенно четко прослеживается эта тенденция в сфере образования и средств массовой информации.
Тут у государства есть мощный союзник. Есть одна структура, что испокон веков занималась обеспечением идейного единства общества. Речь о церкви. Её стратегическая задача состоит не в поднятии «простых людей» до уровня интеллигенции, а в установлении жестких рамок, введении железной дисциплины для интеллигенции, чтобы она не переходила известных границ и не сделала разъединение общества и власти катастрофическим. Кажется, Система это осознает и всячески способствует проникновению церкви в государственные сферы будь то образование (неотвратимо приближающееся введение в школах предмета Закона божьего, как бы его для маскировки не называли и совсем недавняя идея – создание в образовательных учреждениях молельных комнат), армия или органы власти (недавнее разрешение руководством церкви баллотироваться священникам в депутаты).
Чтобы этот путь был успешным одного ограничения, люмпенизации и дискредитации интеллигенции недостаточно. Для полного эффекта Системе необходимо создать свою, системную, эрзац-интеллигенцию.
А вот тут-то и пробуксовочка. Крайне сложно идеологически окормлять авторитарную систему, которая и не демократия и не тоталитаризм, ни богу свечка, ни черту кочерга. Ну как можно всерьез восхищаться государством, заточенным исключительно под чиновничий класс, с его «законной» тридцатипроцентной коррупционной рентой, выплачиваемой ему властью во имя стабильности вертикали. Нет, за блага и деньги можно купить любое количество «говорящих голов» и блоггеров, но это опять двоемыслие – на публике одно, а на кухне совсем другое.
Единственно, что может дать шансы на успех – заставить мыслить чиновников. Нет, не просто обязать два часа рабочего времени постить в соцсетях (а что, есть такая практика), а именно включиться в политический процесс, приступить к формированию новых объединительных смыслов, латанию расползающегося по швам «культурного ядра» режима. А что, в конце концов – хотите спокойно пить, спать, жрать, пользоваться всеми законными и незаконными привилегиями – так шевелите мозгами.
В этом плане решающей может стать роль политических партий и движений, отражающих интересы класса чиновников и высшей бюрократии. В первую очередь речь о «Единой России» (Общероссийский народный фронт – аморфная масса разнонаправленных общественных объединений, усилий которых едва хватает чтобы сохранять внешнюю форму). Грамши отмечал, что главная задача партии – выработка новых интеллектов, цельных и всеохватывающих. Сейчас на повестке дня обновление «Единой России». Есть ли понимание того, что сменить вывеску и девочек недостаточно? Не думаю.
Но как бы то ни было, ускоренное формирование чиновничьей классовой эрзац-интеллигенции в противовес третируемой интеллигенции подлинной - второй, и менее болезненный, путь сохранения режима.
Теперь, что делать оппозиции.
Тут всё гораздо проще. И в первую очередь потому, что создав на мой взгляд непреодолимый разрыв между обществом и властью, она фактически уже победила. Остается его только поддерживать и расширять, пресекая все попытки залатать дыры и осуществить один из двух описанных выше спасительных для Системы сценария. Это не сложно – первый не даст осуществить международное сообщество (на крайняк проведут спецоперацию) – фашистская диктатура с атомной бомбой совершенно для него неприемлема. Второй вариант опаснее, но очень я сомневаюсь в наличии сил способных сделать живым неживое.
В заключение – практическая рекомендация от Грамши.
«Задача сил преобразования не удерживать «простых людей» на уровне их примитивной философии обыденного сознания, а, наоборот, подвести их к более высокой форме осознания жизни, создать интеллектуально-моральный блок, который сделает политически возможным интеллектуальный прогресс всей массы, а не только узких групп интеллигенции.
Отсюда вытекают некоторые необходимые требования, которым должно удовлетворять каждое движение, стремящееся заменить обыденное сознание и старые мировоззрения вообще: 1) всегда и без устали повторять собственные аргументы (видоизменяя их литературную форму); повторение есть самое эффективное дидактическое средство для воздействия на народное мышление; 2) непрестанно трудиться ради интеллектуального возвышения все более широких слоев народа, то есть для того, чтобы придать индивидуальность аморфному элементу массы, иначе говоря, трудиться, чтобы вызвать к жизни интеллектуальные элиты нового типа, которые вырастали бы непосредственно из массы, оставаясь при этом в контакте с массой, с тем чтобы стать для нее тем же, что китовый ус для корсета. Это второе необходимое требование, если оно выполняется, как раз и является тем, что реально изменяет «идеологическую панораму» эпохи.
Непосредственная революционная тактика - «молекулярная» агрессия в культурное ядро. Это - не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве»
Т.е. Система и Общество по отношению к массе выступают в роли «медведей» и быков» на бирже. Задача власти снижение интеллектуального уровня и, как следствие, общественных запросов людей. Они как «медведи», играющие на понижение котировок на бирже. И эмблема их партии «Единая Россия» тоже, кстати, медведь.
Задача разумной части общества (кстати, полностью совпадающая и с интересом масс) – рост сознательности граждан, повышение их духовного и интеллектуального уровня, вывод на уровень практически физического ощущения «неудобства» от опутавшей страну неэффективной, коррупционной и при этом сознательно одуряющей тебя власти.
И вот тут сказывается роль интернета. Причина ненависти Системы к информационной сети не в том, что она позволяет координировать массовые выступления. А в том, что при всех недостатках и не в полной мере, но она способствует росту общественного сознания и выводит упомянутые Грамши «разговоры и споры» на принципиально иной уровень. Если вчера тебя могли услышать двое-трое – сегодня сотни и тысячи. Если вчера революционная деятельность была уделом путем избранных, то теперь все мы – избранные.
Технический прогресс не остановить, а он неизбежно влечет за собой и прогресс социальный. А значит шаху мат. Не шах и мат (это бессмыслица), а именно шаху мат. Мат (мэт) – это смерть по хамито-семитски.