Детройт в первую очередь интересен тем, что город в своё время умер из-за градостроительных, политических и экономических ошибок. В каком-то смысле его погубили автомобили и кризис в промышленности. Множество проблем сошлось в одной точке, и в итоге огромный город, который был по населению больше нынешнего Новосибирска, уменьшился почти в 3 раза.
Для нас на примере Детройта, во-первых, интересно узнать, какие именно ошибки привели к смерти города. Во-вторых – где же всё-таки дно, можно ли от него оттолкнуться и реально ли город восстановить.
Пять лет назад всё было довольно грустно: огромное количество пустырей, заброшенные здания, пустые и сгоревшие дома – пи**ец, безнадёга и депрессуха. Сегодня же я увидел совершенно другой Детройт! Центр города теперь – это сплошные стройки. То тут, то там стоят башенные краны, возводятся новые жилые районы, новые дома, в городе развивается общественный транспорт: наконец-то начал ходить трамвай! Символично, что восстановление Детройта началось именно с восстановления трамвайного движения.
Давайте посмотрим, как поменялся Детройт, и можно ли его по-прежнему считать мёртвым городом.
Вид на город. Детройт стоит практически на канадской границе. Канада, если что, справа, Детройт – слева (легко понять по высотному даунтауну).
В Америке очень хорошо развито авиасообщение, и даже в городе, где живёт менее 700 тысяч человек, есть просто гигантский аэропорт с двумя терминалами. По ощущениям он больше Шереметьево. Ни в одном московском аэропорту нет столько взлётно-посадочных полос. Тут их 6, из них 4 основные, а в Шереметьево только три ВПП. При этом пассажиропоток в аэропорту Детройта меньше: в 2019 году он составил 36,8 миллиона человек (в Шереметьево 49,4 млн, в Домодедово 28,3 млн). Из этого аэропорта можно улететь практически в любую точку страны (39 штатов), самые популярные зарубежные направления – Амстердам, Париж и Франкфурт, а всего их около 30. Попробуйте куда-нибудь улететь, например, из Омска! В России почти все рейсы выполняются через Москву, а в США авиасеть отлично развита.
Центр Детройта. Когда я приехал, я офигел: повсюду стройка, повсюду краны!
Старые здания восстанавливают.
Но до финала ещё далеко...
Общий вид даунтауна. Уже появляются новые здания.
Причём это не только бизнес-центры, но и кондоминиумы.
Как вы помните, Детройт когда-то был автомобилестроительной столицей США. Из-за всеобщей автомобилизации с середины XX века машины начали дешеветь, вскоре их могли себе позволить уже простые работяги с местных заводов. Белое население всё охотнее переселялось в субурбию, а центр занимали чернокожие жители Детройта. Это явление, которое затронуло целый ряд американских городов, но в Детройте было наиболее ярким, получило название "white flight" ("белое бегство" или "белый исход").
До сих пор расовое деление города довольно чёткое: в центре сконцентрированы чёрные кварталы, их окружают белые окраины.
Возможно, со строительством новых хороших домов белое население начнёт постепенно возвращаться из субурбии в даунтаун.
Видно, что в городе ещё много проплешин, и работы тоже предстоит много.
Многие здания выглядят заброшенными...
...но их бросили не насовсем. То есть если раньше это действительно были заброшки, то теперь везде горит свет, снуют строители, идут какие-то работы.
Центральная улица преобразилась. Открылось много кафешек, отелей, ресторанов, магазинов, хотя раньше тут было пусто. Теперь улица выглядит как в любом приличном американском городе.
Даже появился самокатопрокат (или кикшеринг), сюда пришёл Lime и другие компании. А раз можно арендовать электросамокат, жизнь налаживается!
Трамвайные пути. Когда я приезжал сюда 5 лет назад, систему только строили. Первая ветка городского трамвая под названием QLine была открыта в мае 2017 года, она проходит по Вудворд-авеню. Некоторое время трамвай был бесплатным, но как только установили плату за проезд, количество пассажиров упало почти вдвое. При этом из тех, кто продолжил им пользоваться, только 40% готовы были платить. Сейчас можно купить часовой билет за 1,5 доллара, дневной за 3 доллара, месячный проездной за 30 долларов (для США это очень дёшево) или годовой абонемент за 285 долларов. Штраф за безбилетный проезд составляет до $500, его размер определяет транспортная полиция Детройта.
В переулках ещё пи**ец, хотя постепенно и тут начинаются работы.
Небоскрёб со странным для русского уха названием Пенобскот (это такое индейское племя) раздаёт вай-фай на весь город.
Слева стройка, справа заброшка.
Местами город выглядит совершенно пустым.
Плоский паркинг
Многоэтажный паркинг
Защита газончика вокруг дерева
Переулок как в классическом американском боевике!
Если отъехать от центра, город становится очень рыхлым: пустыри, стоянки и одинокие здания.
Красивая автобусная станция "Роза Паркс" (названа, разумеется, в честь чернокожей активистки) была открыта в 2009 году в рамках реновации центра Детройта. Это центральный узел городских и пригородных автобусных маршрутов.
Автобусы в классной ливрее
Тот самый трамвай! Вагоны, кстати, американские, произведены в штате Пенсильвания. Пока их всего 6 курсирует по городу.
Прокат велосипедов. Здесь решили сделать ставку не на велошеринг, а на классический прокат со станциями. Всего в Детройте и ближайших пригородах 75 станций с 620 велосипедами.
Канада на той стороне. Кстати, с французского слово détroit переводится как "пролив".
Набережная
Этот комплекс называется Renaissance Center, то есть "Центр Возрождения". Он был построен ещё в 1981 году, но тогда никакого возрождения Детройта не случилось. Сейчас он принадлежит General Motors, которая вложила в него сотни миллионов долларов, а центральную башню занимает отель Marriott.
Памятник Подземной железной дороге – тайной системе троп и убежищ, по которым чернокожих рабов в XIX веке перебрасывали с рабовладельческого Юга на свободный Север. На самом деле никаких подземных железных дорог в США не было, но аболиционисты использовали железнодорожную терминологию: убежища назывались "станциями", сопровождающие в группах беглецов – "кондукторами". Как именно возникло понятие The Underground Railroad, точно не известно.
Стоянка полицейских машин
Граница с Канадой
На набережной сделали болото и гордятся им! Таблички рассказывают, что такие болотные зоны действуют как системы фильтрации воды без использования искусственных сооружений.
Мило. Последние несколько лет в благоустройстве тренд на дикую природу.
Русский человек, оказавшись в Детройте, не сразу поймёт, что это моднейшее благоустройство, а не просто заросший пустырь. Да, теперь модные дизайнеры делают то, что обычно у нас само растёт на каких-нибудь заброшенных стройках.
Сделали болото, высадили разные травы, и получилось довольно круто.
Одна из главных заброшек города – старый театр Детройт Мичиган, знаменитый своей парковкой.
Я снова сюда зашёл, тут ничего не поменялось.
Более того, театр уже стал городской достопримечательностью именно в качестве парковки. Хотя хотелось бы, конечно, чтобы его когда-нибудь восстановили. Может быть, в формате драйв-ин?)
Именно в этом театре снимались сцены фристайла Эминема из фильма "8 миля". Кстати, в Детройте раньше была мощная музыкальная сцена, которая породила целый ряд мировых звёзд: Игги Поп и The Stooges, Элис Купер, The White Stripes, Эминем, Electric Six и многие другие были так или иначе связаны с этим городом. В последнее время музыкантов такого калибра как-то не появляется, зато в Детройте проводится фестиваль электронной музыки Movement (город считается родиной техно) и ежегодный джазовый фестиваль.
Book Tower, ещё одна знаменитая заброшка. В 2015 году её выкупил девелопер Bedrock, который почистил фасад, отремонтировал кариатид и заменил 2483 окна на исторически достоверные. Ожидается, что проект стоимостью 313 миллионов долларов будет завершён в этом году: тут появятся квартиры, офисы, магазины и элитный отель.
В Michigan Station тоже вставили новые окна. С 2018 года здание принадлежит компании Ford. Вокзалом оно уже не будет, но станет частью штаб-квартиры "Форда" в Корктауне.
Раньше было так:
Если в центре какая-то движуха есть, то на окраинах вообще ничего не заметно, ничего не меняется: как стояли заброшенные дома, так они и стоят. Местные жители продолжают их поджигать, власти продолжают их сносить.
Тут ещё кто-то живёт, хотя за домом и не ухаживает.
А этот уже заброшен.
Не всегда понятно, в каком из домов есть жизнь, а где давно нет.
Детройт считается "самым разрушенным городом в США".
Прямо как в фильме "Выживут только любовники".
У местного чёрного населения есть славная традиция – "Ночь дьявола". В ночь на Хэллоуин афроамериканцы поджигают и уничтожают разные части города. Заодно можно кого-нибудь убить или хотя бы просто пострелять друг в друга.
Пустующие здания – одна из главных проблем Детройта, и проблема очень дорогая. На снос пустых домов город выделял по $50 млн в 2014 и 2015 годах и по $100 млн с 2016 по 2018 годы.
Заброшены не только жилые дома, но даже церкви. Таких в Детройте, наверное, с десяток.
Магазины опустели.
Старые фабричные корпуса никак не используются.
Тем не менее, в Детройте строят классные новые районы.
Новая Америка больше похожа на Европу, на какие-нибудь новые кварталы Амстердама или Гётеборга.
Трёхэтажные дома, широкий тротуар, взрослые деревья с обеих сторон улицы. Видно, что район уже заселён.
Внезапно вид какой-то типичной восточноевропейской окраины. До боли знакомые нам 9-этажки и широкие проспекты – да, это тоже Детройт.
Стрит-арт
Это Dequindre Cut – велошоссе длиной 2 мили, построенное на месте старой железной дороги. Хороший пример того, как можно преобразовывать ненужные объекты, мешающие развитию города.
Благодаря попыткам реновации и особенно вниманию СМИ Детройт в последние годы стал довольно популярным туристическим направлением в США. В 2017 году газета The New York Times поставила его на 9-е место в своём ежегодном списке '52 Places to Go' ("52 места, которые стоит посетить"), а популярный издатель путеводителей Lonely Planet выбрал Детройт вторым городом, куда нужно съездить в 2018-м.