Председатель Госдумы рассказывает в своём телеграм-канале о том, что к нему, как депутату, обращаются много жителей с предложением открывать в школах группы продленного дня.
Потребность в группах продленного дня в школах есть. В некоторых школах они еще существуют. Есть бесплатные, а есть за счет средств родителей. А еще появилось много групп продленного дня в учреждениях дополнительного образования вне школ. Там, конечно, всё за деньги. В школах группы закрывались, а в дополнительном образовании открывались.
Вячеслав Володин предлагает на ближайшем заседании комитета Государственной Думы по образованию рассмотреть вопрос о группах продленного дня в школах для начальных классов. Председатель Госдумы предлагает разработать единые федеральные нормы о деятельности групп продленного дня.
Я не знаю какие такие нужны федеральные нормы в столь узком вопросе? Уже существуют должностные обязанности воспитателей групп продленного дня, есть квалификационные требования к аттестации воспитателей, есть документы по режимным моментам деятельности групп продленного дня.
Единственное что нужно - это финансирование в необходимом количестве для открытия таких групп в школах по потребностям родителей.
В. Володин правильно говорит, что занятия детей в группах повысят качество образования, дети будут в безопасности и под присмотром воспитателей в то время, пока родители на работе.
Конечно, для родителей важно, чтобы дети в продленке качественно выполнили домашние задания. Но это возможно лишь в том случае, если дети в группе будут не из всей школы, а из небольшого количества классов.
Знаю, что есть такое в школах, когда в продленку приходят дети из 10 разных начальных классов с десятью разными домашними заданиями. При всём желании воспитатель не сможет гарантировать качественное выполнение всех домашних заданий.
Даже если вопрос открытия продленки будет решен на уровне государства, то не все школы смогут эту возможность использовать из-за перегруженности и наличия вторых и третьих смен.
В советское время работа продленки была хорошо организована. Первые группы продленного дня появились в 1960 году. Я помню работу групп с 1977 года. Для групп по возможности создавались особые условия. В моей деревенской школе для групп было даже отдельное здание. Там ребята могли выполнять не только уроки, но поиграть и пошуметь. Были для них настольные игры, шашки, шахматы, спортивный инвентарь и зал для подвижных игр. Дети переодевались в домашнюю одежду, чтобы школьную форму не испачкать и не измять.
Работая в школах в последующие годы, было время, когда продленку давали учителям начальной школы. Было очень эффективно, потому что учитель мог дополнительно позаниматься с каждым учеником. Особенно это важно в 1 классе на этапе обучения чтению и письму.
В группах проводилась большая воспитательная работа, кружки по интересам, спортивные соревнования, чтение книг, рисование, ручное творчество, обязательные прогулки на свежем воздухе каждый день.
А вообще группы продленного дня необходимы не только в начальной школе, но и в 5, 6 классах, потому что в этих классах дети еще не умеют быть самостоятельными, домашние задания делают с родителями. А продленка может быть хорошей адаптацией учебы в среднем звене.
Почему продленка и кружки исчезли из школ? Когда приняли ФГОС, по которому сейчас работают школы, в начальном звене ввели "Внеурочную деятельность", полагая, что этим можно заменить продленку и кружки. Но такая замена не в пользу.
Внеурочная деятельность стала для всех детей обязательной, это те же уроки. Организовать деятельность в каком-то ином виде просто не получится. Классы большие, поддерживать порядок и безопасность трудно. А кружки и продленка это более свободная форма общения и взаимодействия.
В. Володин говорил, что дети уже свободны от уроков в 13-14 часов, но это не так. Если соблюдать все требования между окончанием уроков и началом внеурочной деятельности, то необходима прогулка и отдых детей, потом внеурочные занятия до 17-18 часов. Нагрузка на детей большая. Всё стараются в школу всего побольше загрузить, а эффекта нет. Только вред здоровью детей.
А что принесет новый ФГОС, который никак не могут довести до ума?
А что будет с предложением В. Володина? Поживем - увидим.
С Вами была Валентина