Найти тему
Владимир Шулояков

Тайны Вепсского леса. Фоторассказ

Оглавление

1. Вступление

2. Долгозеро

3. Здравствуй, новый год

4. Дорога домой

(Фотографии можно стрелочками листать влево-вправо, их здесь около 200 штук)

Вступление

Бывает так, что путешествуешь по всей стране, уезжаешь за тысячи километров, чтобы увидеть что-то необычное, что-то безумно красивое, что трогает тебя до глубины души, чего нету здесь, где ты живешь, а, порой, поразительно красивые и душевные места находятся совсем рядом с твоим домом, так получилось и в этот раз. Мы давно уже искатали почти весь Русский север: были и на Кольском, и Карелию всю изъездили, и Архангельскую вдоль и поперек, и в Коми заезжали, и все время транзитом проезжали нашу родную Ленобласть, но я никогда не задумывался, что на ее севере, буквально, в 350-ти километрах от Питера есть огромных размеров площадь, сквозь которую ни вдоль, ни поперек, практически, нет дорог. Нет там дорог, потому что на ее территории сплошняком одни болота, реки, ручьи, озера, и есть такие места, где в округе на сто километров нет ни единой души, а называется это место Вепсский лес. Эти земли некогда давно заселяли вепсы, это такой народ из финно-угорской группы, в наше время вепсов на этой территории осталось всего не более тысячи человек, а большинство вепсских деревень вымерло.

Ранее, в такой же небольшой поездке по Свирским берегам и юго-западному берегу Онежского озера мы уже знакомились с их культурой и бытом, а теперь нам хотелось просто побыть нашей душевной дружной командой четыре дня, четыре замечательных майских дня в диком лесу, наедине с природой, подышать свежим воздухом, посидеть вечером у костра, попеть песни. К тому же, это наш первый выезд в этом году на мотоциклах, да у нас с Серегой и мотики еще новые, которые мы, как раз, хотели проверить на прочность. Серега еще осенью, а я этой весной купили себе по четырехсотому киковому иксеру (Honda XR400), которые Серега конкретно модернизировал: установил электростартер, перепаял всю электрику, перемотал генератор и так далее. Поэтому в случае неудачи было бы гораздо спокойней, что мы находимся недалеко от дома. Я проложил небольшой маршрутик по Вепсскому лесу: мы должны были посетить две старинные заброшенные вепсские деревни Корвалу и Нойдалу, а дальше пройти насквозь с юга на север весь Вепсский и финишировать в Вытегре. Дорога там, оказывается, есть, но она не обозначена, ни на одной карте.

Долгозеро

Итак, мы выехали из города, встретились на заправке «Несте» на Мурманском шоссе, что стало у нас уже традицией. Еще на выезде из гаража у меня вольтметр начал показывать выше двадцати вольт, а на заправку я приехал уже с тридцатью вольтами на дисплее - сдохло реле-регулятор. Купили лампочку, вставили ее в разрыв провода, чтобы ее нитка, накаляясь, брала на себя излишки, замотали все изолентой и поехали дальше. На подъезде к Тихвину у меня погасли все электроприборы, мы остановились прямо на круглой площади с самолетом, только начали соображать, как у меня из-под сидения повалил дым, стартер начал вдруг самопроизвольно и без остановки молотить. Мы судорожно скинули весь шмурдяк, открутили сидуху и увидели, что лампочка оплавила и замкнула весь пучок проводов под сидением, потому что напряжение начало расти все больше, и лампочка загорелась во весь накал! Не беда – нашли бутылку, отбили горлышко, в которое и поместили лампочку, засыпали ее камушками с песком, вновь все перемотали изолентой, собрали. Отлично, можно ехать дальше.

Затарившись в Тихвине провиантом, поехали в сторону одной охотничьей базы на Долгозере, которую я забронировал на всякий случай еще до отъезда. Решили там переночевать, а утром выдвинуться дальше. Сначала ехали по асфальту, потом, ближе к Пашозеру началась грунтовка. Немного проехав по ней, мы увидели слева на опушке леса красивую деревянную беседку с традиционным напоминанием о вреде спичек в лесу, а настроение такое хорошее было, с погодой тоже повезло – солнышко светило, а на дне сумки и бутылка уже больше часа без дела мотылялась… В общем, решили свернуть и пообедать. «Журавли», да под шпроты, да с Тихвинским хлебушком, да на свежем морозном воздухе так хорошо пошли, что мы чуть не «объелись», но век журавлиный, особенно, в умелых руках, не так долог, поэтому уже через полчаса мы поехали дальше. Нам дорогу начали перебегать сначала зайцы, потом то стая глухарок под колеса бросится, то какой-то орел спикирует над головой, я, по-моему, даже сову чуть не сбил шлемом, и дело вовсе даже не в журавлях, как вы подумали, а просто места очень дикие и красивые. Подъехали к какой-то деревне, там спросили, где поворот на Долгозеро, естественно, развернулись назад и поехали его искать. Нашли, повернули, и сразу же началось легкое, весеннее, лесное бездорожьеце – УРА!

Километров десять мы ехали по весеннему хвойно-лиственному лесу, колеса то и дело проваливались в колею, еще осенью проложенную не то шишигой, не то 157-ым ЗИЛом, то приходилось форсировать лужи во всю дорогу, то в низинках пробирались сквозь небольшие сугробы, а то и вовсе выписывали хитрые пируэты на еще не растаявшем льду, разве что тройные тулупы не выполняли. И вот, наконец-то, впереди, показались несколько деревянных домиков – приехали! Уютно расположились в одном из них, затопили печку, затопили баньку на берегу озера, само собой, свернули голову очередному «журавлю», погуляли по окрестностям и уже ночью, затемно, слегка пошатываясь, пошли париться в баню. Не передать словами, как же это здорово: до изнеможения распаренным, выбивать плечом наглухо осевшую дверь парилки, бежать по покрытым тонким слоем льда мосткам, на двадцать метров уходящих в озеро, и в кромешной темноте, под светом луны прыгать в ледяную, едва не покрытую льдом воду, в полете вспоминая то родную мать, то какую-нибудь любвеобильную подругу…

На следующий день, примерно, в начале четырнадцатого часа утра, мы проснулись и увидели дюже любопытную картину: вся земля была покрыта белым-белым снегом, а с неба, не спеша, качаясь на легком ветерке, падали снежинки. Нет-нет, это не белочка, пришедшая на смену журавлям, просто, действительно, под утро выпал снег. Я хотел попить водички из пластиковой бутылки, которую оставил в мотоцикле, но, поняв, что ею разве, что только гвозди можно заколачивать, просто приложил ее к голове. Позже, возле бани, когда пошли умываться, познакомились с тремя местными ребятами, которые жили в соседнем домике. В общем, в итоге пришли они к нам в гости с бутылкой, шашлыком и гитарой… После того, как мы три-четыре раза «познакомились», я понял, что жизнь то налаживается, а после того, как мы под гитару уже хором затягивали «Ой-йо, никто не услышит», я окончательно понял, что сегодня мы никуда уже не поедем, и я очень этому рад.

Но все же, следующим утром мы встали рано и начали интересоваться у местного гуру, можно ли с Долгозера зайти в Нойдалу напрямки с северо-запада, потому что с юга-то дорога есть, но это круг километров на 150 в тупик, и потом все равно пришлось бы возвращаться на дорогу до Борисово-Судского. На генштабовской двухсотметровке, местами обрываясь, но все-таки шел в сторону Нойдалы пунктир, правда, с северного берега, а мы были на южном… Гуру нам поведал, что мол, они на 157-ом ЗИЛе не смогли там пройти год назад, развернулись через три километра обратно. Но вот, если дойти до Корбеничей и уйти вдоль северного берега Копшозера, то там есть дорожка, по которой если поехать, то через три часа уже можно оказаться в Нойдале, а через четыре – уже и в Корвале. Наученные опытом и зная самих себя, мы тут же умножили эту цифру на три и решили, что едем однозначно – еще бы, 150-200 км по хорошим грунтовкам или километров тридцать по красивой лесной дорожке вдоль озера, мимо сосновых боров, да еще и полдня сэкономить, да пройти эти две деревни насквозь, никуда не возвращаясь потом, по-моему, выбор очевиден.

Здравствуй, новый год

И мы тотчас же выдвинулись к деревне Корбеничи, опять проехали в обратную сторону эту красивую лесную доездку и выехали на грунтовку. Подъезжая к повороту в деревню, остановились на развилке, чтобы немного размяться. В процессе разминки мы сделали потрясающее открытие - оказывается, водку очень вкусно и приятно закусывать кетчупом, а уж, особенно, если из еды, кроме него ничего и не осталось. И почему это мы раньше не догадались!? Расход маленький, места не занимает, стоит копейки, имеет ярко-выраженный, насыщенный кисло-сладкий вкус, 100% натурален - ВЕЩЬ!

Как только мы проехали деревню, грунтовка резко превратилась в лесную дорожку, а через полкилометра мы уперлись в груду хаотично поваленных деревьев, лежащих на дороге, посреди жижной колеи. Деревья закончились, а жижа осталась и не заканчивалась следующие километров двадцать, а правильнее сказать, следующие два дня. В нашей походной энциклопедии юного сурка даже появился новый термин - Жидкий асфальт. Ну, что я хочу вам сказать: мы ехали по наикрасивейшему весеннему лесу, ехали, конечно, громко сказано, скорее, ползли, но получали от этого колоссальное удовольствие. Под колесами сплошняком простирались глубокие лесовозные колеи, полные до краев жижи, а вокруг них все покрыто толстым-толстым слоем «жидкого асфальта», и такая красивая и столь романтичная дорожка петляла влево-вправо по весеннему лесу, то ныряла с горки вниз к ручью, то круто поднималась на самый верх. В это время ты на почти полностью выкрученной ручке, с ревущим мотором, фактически боком, практически поперек, вразрез колеи, со скоростью 1-2 км\час ползешь вперед, а над тобой свисают еще не распустившие свои зеленые листья, но уже с набухшими почками, кроны лиственных деревьев, а, проезжая, то слева, то справа от колеи, пытаясь изо всех сил в нее не упасть, елки, как медведи на осенней речке в период нереста лосося, хлещут тебя по лицу своими мощными зелеными лапами… Красота, не правда ли?

И вдруг, в одночасье, просто неожиданно и мгновенно повалил снегопад. Да такой силы, что за пять минут снег выстелился ровным трехсантиметровым слоем, а через визор шлема уже было тяжело смотреть. Мы остановились на горочке после очередной лужи, Серега, пару минут поковырявшись в сумке, достал бутылку с прозрачным прохладительным напитком, и мы, полные счастья, полные эмоций, полные впечатлений, начали прямо в лесу, под снегопадом праздновать новый год. Да-да, именно, новый год, настоящий снежный новый год, посреди мая, а не то летнее наводнение, что было в Питере первого января, когда мы даже уехали на мотособаках в Архангельскую в поисках снега.

Изрядно напраздновавшись, мы, не дожидаясь окончания снегопада, поползли дальше по уже заснеженным колеям. Бездорожье не прекращалось, лишь иногда на горках попадались непродолжительные ровные островки. И, несмотря на то, что мы были все измотаны до смерти, вспотевшие, как вчера после бани, мы были радостными и счастливыми. А у меня же до кучи еще и стартер почти не работал - как выяснилось потом, щетки были стерты. И мне после каждого падения или того, как я случайно заглох при переезде какого-нибудь бревна, приходилось раз по двадцать дрыгать кикстартер, а это очень непросто, особенно, когда мотик почти по колесо стоит в колее и его даже не наклонить на левый бок. В общем, это постоянное дрыганье выматывало так, что я не редко делал ошибки и падал почти «на ровном месте».

Но вот, спустя несколько часов, мы въехали в заброшенную деревню на берегу озера и, конечно же, решили остановиться на небольшой привал. Приготовили ужин, покушали, проверили масло в движках, отдышались после веселой дорожки. И тут к нам на берег причаливает лодка, оттуда выходит дядька в бандане с надписью: «Полная Чухлома», потом за чаем выяснилось, что мы с ним даже вместе были года два назад по осени на этой Полной Чухломе (увлекательное джиперское мероприятие) в Костромской области – ох уж эти джиперы, в какой только дыре не встретишься с родной душой, с земляком. Он то нам и поведал, что впереди еще с пяток километров такого же ужаса, потом брод и начнутся красивые сосновые боры. Ну что ж, поехали!

Опять все то же самое – колея, бродики, болотца, лужи… Но перед одним широким бродом у Сеги начинает барахлить карбюратор, и мотоцикл глохнет прямо посреди здоровенной топкой лужи. Выкатили на сушу, Сега разобрал карбюратор, ковырялся полчаса, уже смеркалось… Оказалось, что впереди, буквально в полукилометре начался небольшой сосновый бор, а на его пригорке красовалась небольшая замшелая полянка, как раз, для нас, там и поставили палатки. Все мотоциклы, все вещи, да и мы сами были с ног до головы покрыты толстым слоем грязи, на нас, практически живого места не было, а в лесу после снега и дождей было очень мокро, дрова все сырые, на улице -2. Кое-как, поливая маслом насквозь вымокшие дрова, мы развели неплохой костерок, поставили котелок с макаронами, свернули голову очередному «журавлю», правда, журавль в этот раз был залетный – красный, столичный, из Москвы к нам прилетел. И вот, сидели мы у костра и наслаждались тишиной, чистейшим воздухом, песней весенних, только что прилетевших из теплых краев, птиц. Вечер был очень душевный: мы и покушали, и выпили, и песни попели, и успели обо всем поговорить, но только вот чего-то не хватало чуть-чуть… И потом мы поняли, что не хватало нам назойливых комаров, слепней и мошкары, к которым мы давно уже привыкли, и с которыми у нас всегда ассоциируется лес.

Ночью были заморозки до -7, а мы с собой взяли летние спальники, потому что, когда выезжали из дома, на улице светило солнышко, а красная полоска на градуснике за окном не опускалась ниже пятнадцатой от ноля риски, поэтому ночка была у нас очень бодрой, а на утро мы стряхивали с палаток снег.

У нас оставался всего один день, завтра всем нужно было на работу, а у Коли важное собеседование, он нашел какого-то сотрудника, которого искал полгода, и ему никак нельзя было пропускать этот день. В итоге, всю дорогу он нам выносил мозг разговорами, что ему по-любому в девять утра нужно быть на работе, и он не хотел понимать, что мы за 350 км от города сидим по уши в болоте, а до ближайшей грунтовки не менее 50 км по бездорожью. В общем, слава Богу, опять начались болота, броды, жижа, поваленные деревья, и Коля на какое-то время забыл про работу.

Спустя часов шесть, мы проехали еще 7-8 километров и уперлись в большой глубокий брод через речку Генуя, которая вытекает из одного озера и тут же впадает в другое, поэтому течение в ней весьма внушительное. Примерились и поняли, что мотоцикл в любом случае нужно глушить, раздеваться и всем вместе вчетвером перекатывать его по дну на тот берег, потому что глубина почти полтора метра, течение сильное, а вода ледяная. Решили не торопиться, а поужинать на живописной полянке, да покумекать, что да как. И только мы засыпали в котелок макароны с гречкой, как услышали где-то рядом в лесу рев мотора. Оказалось, что стоим мы на развилке, хотя вторую отворотку не видно совсем из-за густого леса, а там в низинке, по уши в болотине сидит Митсубиси Делика и лебедится за тоненькие деревца. Я подбежал к ним, поздоровался и выяснил, что даже, если мы перейдем брод, то до Нойдалы мы будем рубиться еще два-три дня, потому что по словам местного жителя та дорожка, которую мы только прошли – это был асфальт, а за речкой начнется полная жопа. А они ехали с рыбалки в какую-то деревню и сказали, что впереди еще километров десять бездорожья, а потом, потихоньку, дорожка будет улучшаться и, в конце концов, выйдет на грунтовку, которая ведет в Винницы. Слава Богу, Винницы для меня очень знакомое название, а оттуда по асфальту мы часов за пять доедем до дома по асфальту. Отлично, так и решили, что едем в Винницы!

Дорога домой

В общем, все так и получилось, как нам сказал местный, километров через десять закончилось бездорожье, и мы выехали на лесную, почти твердую дорожку, а еще через пятнадцать километров и, вообще, на лесовозную грунтовку. Уже сильно за полночь мы въехали в Винницы, на улице опять -5, мы промерзли до костей, подъехали к магазину спросить, есть ли здесь гостиница или хотя бы кафешка, чтобы попить горячего чая. Чая нам налили прямо в магазине, с пирожками даже, а гостиницы в поселке не оказалось. Но все же нам подсказали, что на окраине посёлка есть гостевой домик, но его хозяин живет в другом месте, а на часах уже два часа ночи. В палатках ночевать ну никак уже не хотелось, поэтому мы нашли этот домик, подняли полдеревни на уши, чтобы нам открыли его, и нам повезло – нашли мы местного сторожа, который нас туда и заселил. Дом оказался очень уютным, хоть и не протопленным, но мы душевно провели в нем ночь, утром познакомились с хозяином, поблагодарили его и выдвинулись домой.

В итоге, дома мы оказались только к вечеру понедельника, а Серега, вообще, при съезде с кольцевой автодороги порвал цепь и стоял за трансформаторной будкой, пытаясь камушком сточить штифт одного из звеньев цепи. Мне пришлось загнать свой мотик в гараж, сесть на машину, взять напильник и ехать к Сеге на выручку. В общем, все заклепали, и поздно вечером были уже дома окончательно.

Такое вот получилось веселое весеннее приключение. Несмотря на то, что мы там были всего четыре дня, и не смогли выполнить ни одну из поставленных целей, и потратили двое суток, чтобы проехать тридцать километров, мы получили неизгладимые впечатления, было такое ощущение, что мы возвращались из-за Урала, где провели целый месяц. Но мы договорились, что обязательно сюда еще вернемся…

Владимир Шулояков (с) Санкт-Петербург 2014 год

#вепсский лес #тихвин #эндуро #путешествия по россии #мотопутешествие #бездорожье #шулояков #путешествия выходного дня #винницы #экстремальные путешествия