Новый год, новые надежды у мебельщиков. Они всё ещё ждут, что к ним вернётся покупатель и оставит свои кровные за их мебель. На самом деле, если от вас ушёл покупатель, то скорее всего , он уже не вернётся. На рынке сегодня очень большое предложение и выбор у потребителя очень широкий. Начиная от ИКЕИ и НОFF до гаражника и Авито с б/у мебелью. Однако те, у кого сохранились старые наработки и работает старое сарафанное радио, чувствуют себя неплохо. Да, пришлось ужаться в маржинальности, но закрепить за собой потребителя. Рост стоимости материалов перешёл и на стоимость конечного продукта, но в целом в абсолютных единицах доход увеличился, что обеспечивает определённой категории мебельщиков пережить спад в реализации. Т.е. количество заказов уменьшилось, но в денежном выражении объём увеличился.
А что происходит с потребителем, где он и куда спрятался. Как уже все помнят, что 2020 год, год пандемии. Сокращения производства, локдауны и карантины, сильно сократили объемы производств материалов и конечной продукции. А с осени 2020 года, после запуска производств, резко увеличился спрос, а значит и вверх пошла цена на всё. Мебельные фабрики сначала распродали свои складские запасы по старым ценам, но резкий подъём на закупку материалов не смог восстановить прежние обёмы производств, что привело к росту отпускных цен и даже задержек в выпуске продукции и снижению ассортимента. В тоже время, заказная мебель, стала испытывать дефицит в ассортименте материалов и непредсказуемости поставок. ЛДСП реализовывали по факту поставки, что привезли, то и продавали. А в 2021 году рост стоимости материалов ушёл просто в космос, когда цены на материалы росли каждые две недели на 10-15%. Что в конечном итоге привело к росту стоимости например ЛМДФ в 3 раза по отношению к 2019 году, а ЛДСП подорожало почти в 2 раза.
Мебельный бизнес оказался в шоке, а потом уже в шоке стал и потребитель. Ведь рост стоимости коснулся не только мебельного рынка, он коснулся и строительного рынка и другие сегменты экономики при практической стагнации заработной платы у населения. Разрыв увеличился и в 2021 году.
Давайте посмотрим на потребителя мебельной продукции. Это прежде всего новоселы и люди, делающие у себя ремонт в квартирах и домах. Это люди, которые приобрели жильё до 2019 года или ранее и приступили к обустройству (ремонту). У них была смета на ремонтные работы и была смета на благоустройство ( мебель, техника, декорирование). Рост стоимости материалов, даже без увеличения стоимости работ, привело к тому, что работы пришлось дофинансировать из бюджета "Благоустройство", т.е. в нашем случае из бюджета на мебель. Некоторые вообще заморозили ремонт до лучших времён, а значит и покупку мебели отменили на данном этапе. Всё это привело к резкому снижению спроса на мебель, а также смещению в ценовом сегменте у потребителя, в более экономный сегмент мебели. Я уже ранее писал, что мебельный рынок приобрёл грушевидную форму, вместо яблочной. Исходя из этих условий, мебельный бизнес вынужден искать пути выживания. И самый простой путь, который выбрал бизнес, это демпинг и сокращение издержек (оптимизация налогов и ЗП). Других вариантов, о которых я писал ранее, в голову собственникам пока не приходит. А в это время другие игроки, при чём из других секторов, ведут анализ рынка и ищут возможности залезть в другие сектора, где они смогут применить свои избыточные капиталы. Отсутствие капиталов у мебельщиков, делает их неконкурентно способными и с теми, у которых этих денег валом. А потребителю в принципе, кто ему будет продавать мебель и услугу, сам мебельщик и какой-нибудь агрегатор. Глобализация рынков уже чётко просматривается и это также коснётся и мебельного рынка. Цифровизация бизнесов идёт фантастическими скоростями. А это огромные деньги и перспективы подмять под себя большую часть рынка (мебельного). Что будет делать мебельный бизнес и как адаптироваться под Новый Мебельный рынок #НМР) , увидим в ближайшее будущее. А пока на дворе начало 2022 год и всё интересное впереди. Будем следить, анализировать, обобщать и делать выводы на этом канале.
Кому интересно мебельная тематика могут подписываться на мой канал здесь и в телеграм-канале https://t.me/comdreg2021