Лондон, 1888 год, крайне неблагоприятный район Ист-Энд - место, где живут и работают одни из самых бедных слоёв общества. Устав от нечеловеческих условий труда работницы одной спичечной фабрики Брайанта и Мэя устроили массовую забастовку против опасных условий труда, которые угрожали их здоровью, при весьма скромной заработной плате, одной из самых низких в Лондоне.
Условия работы на спичечной фабрике Брайанта и Мэя.
Женщины на этом заводе начинали свою смену в 6:30 утра, которая длилась 14 часов. Многие работницы начинали там работать уже с тринадцати лет.
Всего за одну 14-часовую смену запланировано только два перерыва. Любой незапланированный перерыв вычитается из заработной платы, которая итак была очень низкой. Зарплаты едва хватало спичечницам на жизнь, в то время как завод процветал.
Правление фабрики было склонно налагать ряд штрафов в случае проступков на работе: за неопрятное рабочее место, за разговоры. Большинство девушек работало босиком, а потому их облагали штрафами и за грязные ноги.
Руководство завода старалось постоянно обходить какую-либо технику безопасности, включая даже то, что в инструкциях по обращению с опасным оборудованием была рекомендация "не обращать внимание на состояние пальцев".
Пожалуй, главным последствием работы в таких условиях - это так называемый "фосфорный некроз". Фосфорный некроз - это чрезвычайно болезненный тип рака костей, который вызван постоянной работой с белым фосфором, который использовался для создания спичек. Типичными признаками фосфорного некроза является деформация нижней челюсти. Хотя, красный фосфор, который был более безопасен, открыли в 1840-х годах, его применяли далеко на всех спичных заводах, так как это было дороже
Тогда техника производства спичек заключалась в погружении палочек, сделанных из дерева тополя или сосны, в раствор состоящий из сульфида сурьмы, хлората калия и других ингредиентов, включая и белый фосфор, пары которого пагубного сказывались на здоровьем девушек. При вдохе пара от нагретого фосфора начинает развиваться некроз челюстной кости, и по сути она начинала отмирать.
Чтобы предотвратить последствия "фосфорной челюсти", руководство завода решило начать удалять зубы у работниц, после первых же жалоб на боль. В случае отказа - работницу увольняли, что только подливало масло в огонь будущей забастовки.
Не желая кардинально менять систему производства спичек руководство завода продолжало принимать на работу сотни и тысячи бедных девушек, у которых также в последствии стал развиваться фосфорный некроз.
Забастовка.
Время идёт, недовольство условиями труда продолжают расти. Последней каплей перед началом забастовки является незаконное увольнение одной из работниц в июне 1888 года. Причиной увольнения является отказ работницы написать опровержение к статье известной журналистки и борца за права женщин Анни Безант. Статья была посвящена ужасным условиям работы на спичечных фабриках и последствиям работы с белым фосфором, в том числе и некрозу костей.
К несчастью для начальства фабрики у девушек-спичечниц кончилось терпение и началась забастовку при поддержки Анни Безант и Гербертом Берроузом, который был соавтором статьи "Белое рабство в Лондоне". После посещения фабрики Брайанта и Мэя она опубликовала разоблачение, согласно которому условия существования на этой фабрике сопоставимы с условиями существования в тюрьме, где девушки являются "белыми рабынями".
Данное заявление имело своё последствие и вызвало существенный резонанс среди общественности. Потому, руководство фабрики, которое не имело опыта с заявлениями такого характера, принуждало своих собственных работниц опровергнуть эти факты. В конечном итоге одна девушка отказалась выступать с опровержением и её уволили, о чём уже было сказано.
В поддержку этой девушки выступили примерно 1500 девушек-спичечниц, что быстро переросло в полномасштабную забастовку и демонстрацию. Большую роль сыграли Герберт Берроуз и Анни Безант, которые активно помогали с организацией этой кампании. Руководство фабрики сразу же восстановило уволенную сотрудницу, но забастовщицы на этом не ограничились. Они требовали повышения заработной платы и улучшений условий труда, а также отмену несправедливых штрафов. Руководство фабрики эти условия не приняли, а потому работа на фабрике остановилась.
Не имея средств к существованию, часть девушек-спичечниц обратилась за помощью к Анни Безант, которая начала сбор пожертвований в нескольких газетах для оказания материальной помощи забастовщицам.
Забастовка получила сильное сочувствие со стороны общественности и в конечном итоге этим заинтересовался парламент и Лондонский трудовой союз, которые устроили несколько встреч с представителями забастовщиц, где обсуждали способы поддержки девушек-спичечниц.
В конечном итоге, под напором общественного давления, правление фабрики было вынуждено пойти на компромисс с забастовщицам. Так часть штрафовая система была сильно смягчена, появилась возможность подачи жалобы руководству фабрики в обход мастеров и бригадиров, повышена были и заработная плата и выделены дополнительные помещения под приём пищи. Тем не менее, белый фосфор по-прежнему продолжал использоваться в производстве спичек на этой фабрике. Только через 10 лет спичечная фабрика Брайанта и Мэя смогла перейти на использование красного фосфора вместо белого
Это была крупная победа девушек-спичечниц над жадными капиталистами, которым было плевать на их беды. Получив общественную поддержку они смогли смягчить свою кабалу, работая на той фабрике. Забастовка оказала влияние не только на изменение условий труда на этой фабрике, но и на принятие Палатой общин в 1908 году Закона о запрете использования белого фосфора в производстве спичек, а также появились профсоюзы, в которые вступали женщины. Кроме того, забастовка девушек-спичечниц побудила других представителей рабочего класса, которые были вынуждены работать в нечеловеческих условиях, к борьбе за улучшения своих условий труда.
А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!