Найти тему
media.az

«Сын башмачника» писателя Джавида Алакбарли о великом Гаджи Зейналабдин Тагиеве

В московском издательстве «Художественная литература» вышла из печати книга Джавида Алакбарли с повестью «Сын башмачника», посвященной Гаджи Зейналабдину Тагиеву.

Автор, получивший в прошлом году премию имени Сергея Есенина «Русь моя» в номинации «Зарубежная книга года», привлек к созданию образа известного мецената неизвестные ранее архивные материалы.

В центре сюжета этой повести находится малоизвестный факт того, что по клеветническому доносу своего собственного управляющего, господин Тагиев был осужден бакинским судом и лишен всех своих прав и привилегий. Вместе с ним так же были осуждены шесть человек, входящих в его самый близкий круг общения. Процесс этот был таким громким, что о нем заговорили даже Ленин и Троцкий.

Автор, в художественном контексте, использует оценку этого процесса в периодических изданиях того времени, чтобы раскрыть причины этой чудовищной несправедливости.

В то же самое время, когда в Баку шел суд над Тагиевым, в Санкт-Петербурге судили группу тех лиц, кто в разгар, так называемой, первой русской революции, был причастен к убийству бакинского губернатора. И левая пресса обвиняла одного из тагиевских адвокатов, что тот, польстившись на гонорар нефтебарона, оставил без защиты этих революционеров.

Но наряду с этим в редакционной статье газеты «Московские ведомости», называющей Тагиева патриархом закавказских мусульман и безупречным русским патриотом говорится:

«Мы, конечно, не отрицаем, что даже революционеры не должны лишаться в суде защиты, которой левая пресса хотела бы лишить миллионера. Но дело в том, что причина преследования этого бакинца, несомненно, кроется в этих революционерах…

Как защитник порядка и безупречный русский патриот он заслужил жгучую ненависть всякого рода революционеров, терзающих Россию. Забывчивая публика, которую можно направить в любую сторону визгом прессы, очевидно, уже не помнит, что все эти «обедневшие революционеры» были отчаянными экспроприаторами и под угрозой смерти взимали дань за «наше дело». Общественность, видимо, уже забыла, что у этих социалистов была организованная армия, оснащенная всевозможным оружием, которая захватила все районы Закавказья, лишила людей их земель и свободы.

Итак, этот миллионер, теперь раздавленный, как червь, российским судом, был человеком, который встал на пути этих социалистов и нанес тяжелый удар их революции, оказав этим огромную услугу своим соотечественникам и России. Это и есть причина ненависти, которую испытывают к нему революционеры».

В конечном счете, все же Тагиев победил. Нашел все скрытые пружины коварной интриги, задуманной против него. Апелляционный суд вынес окончательное, не подлежащее обжалованию решение, и признал его невиновным.

Вместе с тем в повести раскрываются весьма важные детали образа Тагиева. Автор называет его самой оклеветанной в нашей истории личностью. Ведь его нередко называли неграмотным или полуграмотным человеком. Но в то же время признавали, что его предприятия находятся на уровне самых передовых компаний своего времени. И в период нефтепромышленного кризиса, именно Ему доверили выступить с докладом и выяснить, то, как же преодолеть эти трудности.

В условиях, когда вывоз керосина из Баку не достигал каких-то значимых объемов, Тагиев утверждал, что бакинской нефти надо включаться в борьбу за овладение международными рынками. По существу, благодаря его позиции, керосиновая война с американскими фирмами завершилась тем, что с внутреннего рынка России был вытеснен американский керосин.

Затрагивается и такой важный эпизод деятельности Тагиева как создание им в Лондоне общества «Олеум» и передача ему всех прав на его нефтяные промысла. Тогда он оставил себе лишь часть акций этого общества. А вырученные средства направил на развитие ненефтяного сектора экономики. Строил фабрики, засевал хлопковые поля… Много чего делал, стараясь обеспечить успешное развитие страны и новое качество человеческого капитала.

Несмотря на всю информативность материала, повесть очень легко читается. Недаром автор предисловия к этой книге, руководитель Государственного музея Сергея Есенина, поэт Влад Маленко пишет: «Но книгу еще очень интересно читать в силу большого количества встреч с подлинными историческими событиями, определившими судьбу не только героев книги, но и жизнь огромной страны, в которой Санкт-Петербург и Баку, Стамбул и Москва – тоже живые персонажи, внутри которых болит и торжествует время великих потрясений и перемен».

В этой повести образ Тагиева впервые представлен как образ подлинного мудреца, пронизанного духом суфийских идей. Ведь на Востоке всегда считалось, что мудрости нельзя научить. Ее можно только постигнуть. А Гаджи был весь пронизан этой мудростью.

Памятник великому Тагиеву уже воздвигнут. К нему несут цветы. Наверное, и эту повесть надо считать одним из букетов, возложенных к ногам этого замечательного человека.

Повесть «Сын Башмачника» доступна по ссылке: https://www.litres.ru/dzhavid-alakbarli/syn-bashmachnika/

Биография автора:

Джавид Алакбарли родился 11 января 1990 года в городе Баку. Закончил гимназию в Германии. Стал выпускником медицинского факультета Стамбульского университета. Был стипендиатом Кардиоваскулярного центра Гарвардского Университета. Закончил резидентуру по медицине Корнуэльского университета. В настоящее время является исследователем (феллоушип) Техасского института сердца. Проводит исследования в области кардиологии, публикуется в научных журналах. Владеет азербайджанским, английским, немецким, русским, турецким языками.

Литературную деятельность начал с публикаций в различных периодических изданиях. За книгу рассказов «Дамский коктейль» был удостоен премии имени Сергея Есенина «Русь моя» за 2021 год в специальной номинации «Зарубежная книга года».

#тагиев #книга #mediaaz #писатель #новостиазербайджана