Найти в Дзене
Путеводитель

Сможет ли Украина производить Байрактары?

Украинское руководство задалось целью полностью локализовать на территории страны производство турецких ударных беспилотников Bayraktar. В ходе недавнего визита президента Турции Эрдогана в Киев было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере высоких военных технологий, которым в том числе предусмотрено строительство завода по выпуску дронов. Кроме того, предусмотрено создание учебного центра по подготовке специалистов по управлению беспилотными дронами. Турецко-украинское сотрудничество также предполагает, что следующее поколение Байрактаров будет использовать украинские двигатели производства "Мотор Сич". Для чего вообще локализуют оружейное производство? Во-первых, ради снижения его конечной стоимости, но это не главное. Во-вторых, для повышения уверенности страны-покупателя в том, что в решительный момент она не останется без жизненно важной продукции. Понятно, что изначальному изготовителю это невыгодно. Поэтому такие сделки – всегда компромисс. Продавец фактически отк

Украинское руководство задалось целью полностью локализовать на территории страны производство турецких ударных беспилотников Bayraktar.

В ходе недавнего визита президента Турции Эрдогана в Киев было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере высоких военных технологий, которым в том числе предусмотрено строительство завода по выпуску дронов. Кроме того, предусмотрено создание учебного центра по подготовке специалистов по управлению беспилотными дронами.

Коллаж из открытых источников
Коллаж из открытых источников

Турецко-украинское сотрудничество также предполагает, что следующее поколение Байрактаров будет использовать украинские двигатели производства "Мотор Сич".

Для чего вообще локализуют оружейное производство? Во-первых, ради снижения его конечной стоимости, но это не главное. Во-вторых, для повышения уверенности страны-покупателя в том, что в решительный момент она не останется без жизненно важной продукции.

Понятно, что изначальному изготовителю это невыгодно. Поэтому такие сделки – всегда компромисс. Продавец фактически отказывается от части рынка, да еще передаёт покупателю технологии. Покупатель взамен делает заманчивое предложение, а заодно берёт на себя некие дополнительные обязательства, например – не продавать произведённые по лицензии машины другим государствам.

Если Киеву удастся развернуть сколь-нибудь значимое серийное производство турецких дронов, это станет крупным успехом администрации Зеленского. Вот только вероятность этого "если" – очень невелика.

Первый момент, который позволяет усомниться в достижении заявленной украинцами цели, заключается в том, что даже продавшие им "Байрактары" турки не владеют всеми необходимыми для их создания технологиями.

Поставщики комплектующих для Байрактара. Рисунок из открытых источников
Поставщики комплектующих для Байрактара. Рисунок из открытых источников

Все ключевые элементы Bayraktar TB2 импортированы из США, Канады и стран Западной Европы.100-сильный бензиновый двигатель Rotax 912 – закупается у австрийской компании Rotax, "дочки" канадского производителя Bombardier. Именно качественный двигатель позволяет беспилотнику забираться на восьмикилометровую высоту и совершать 24-часовые полёты.

Гиростабилизированная оптическая система обнаружения и подсветки целей – тоже канадская: CMX-15D от компании Wescam стоимостью в миллион долларов за комплект. Она позволяет Байрактару рассматривать цели на расстоянии в десятки километров и мерить расстояние до них лазером на удалении до 20 км. В настоящий момент Турция ничего подобного сама произвести не может, хотя её корпорация ASELSAN не жалеет сил, чтобы заткнуть этот технологический пробел. Между тем оптика – это ключевой элемент дрона, без которого и высота полёта, и продолжительность патрулирования теряют смысл: ведь оператор просто не увидит целей с большой высоты либо будет вынужден подставить машину под огонь войсковых ПВО противника, снижая высоту полёта.

Ещё один критически важный элемент Байрактаров – система спутниковой связи американской компании Viasat. Но после того, как США и Канада ввели эмбарго на поставки военной продукции в Турцию за проведение военных операций против курдов, ASELSAN вроде бы смогла создать свой аналог этой системы.

Сборка дронов в Турции. Фото из открытых источников
Сборка дронов в Турции. Фото из открытых источников

Американские комплектующие составляют значительную часть начинки турецкого дрона: гироскоп, стабилизирующий машину в воздухе – LN-200 от корпорации Northrop Grumman, навигационный приёмник – GARMIN GNC 255A. Среди не столь критичных компонентов тоже хватает американо-европейского железа: топливный насос – от британской компании Andair Precision Aircraft Components, тормозной диск – от британо-американской Beringer Aero.

Украина локализует у себя производство Байрактаров явно не в целях достижения технологического уровня Турции, а в попытке встать вровень с ведущими зарубежными компаниями. Цель запредельна для нищей и почти ликвидированной украинской промышленности.

Компоненты можно попросту купить на рынке, как это делала сама Турция. Не исключено, что украинцы, на которых антитурецкое эмбарго не распространяется, намерены из-под полы перепродавать полученные таким образом системы туркам и в этом тайный смысл соглашения.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Киев стоит перед выбором: закупать качественные комплектующие у тех же поставщиков, у которых ранее отоваривался Baykar Defence, или заняться "импортозамещением". В первом случае Киеву придётся довольно дорого платить за оригинальные комплектующие, а потому беспилотников не будет много, во втором – украинские дроны будут собираться из сомнительных компонентов. И вот между этими двумя возможностями очень органично встаёт знаменитая украинская "пилорама", когда деньги из бюджета будут выделяться на закупку агрегатов от Wescam и Bombardie, а в реальную сборку пойдёт то, что Aliexpress прислал.

Подобный опыт уже имеется: в 2016 году фирма АВИКОС (в то время числившаяся в перечне "Квалифицированные поставщики" ГК "Укроборонпром") за полтора миллиона гривен установила на экспериментальный танк "Азовец"… видеокамеры от китайских домофонов.

Скандальный образец танка. Фото из открытых источников
Скандальный образец танка. Фото из открытых источников

Однако некоторые элементы украинская промышленность при большом желании произвести может. Например, предприятие "Мотор Сич" способно производить двигатели, вроде бы подходящие для замены австрийских, а "Изюмский приборостроительный завод" не так давно сообщал о создании оптико-прицельной станции ОПС-3, которая позволяет наводить ракеты на цель с дистанции до 15 км. Но как эти изделия украинской оборонки будут работать на практике – пока сказать никто не может. По опыту целой серии скандалов последних лет – скорее всего, никак.

Волноваться стоило бы, заяви Украина о намерении и дальше закупать турецкие "Байрактары". Желание же взять производство чего бы то ни было в свои руки практически гарантированно означает, что начинание превратится в очередную кормушку и никакого реального выхлопа иметь не будет.

#беспилотники #украина и россия #донбасс война #армия #байрактар #авиация #война на донбассе