Найти тему
Автофильтры

ВАЗ-рождение или «копейка» на итальянский манер

Через два месяца исполнится 52 года с момента выхода первого серийного автомобиля «Жигули». История этого раритета Советского автомобилестроения началась на самом деле чуть ранее и при довольно интригующих обстоятельствах.

В 1966 году новинка итальянского автопрома ФИАТ-124 был признан «автомобилем года». Модель действительно оказалась весьма удачной во всех отношениях. Обзор, места для пассажиров, объемный багажник и моторный отсек — по достоинству были оценены экспертами со всей Европы. Так уж совпало, что именно в это время в СССР сложилась ситуация, когда накопления граждан стали ускоренно расти, а тратить их по большому счету — было некуда. Как вариант было предложено массово производить современные авто, за реальные деньги, которые советский человек обязательно захочет купить. На то время данная задача для Советского Союза была практически неразрешима.

Решить ее помогло бы новое современного высокотехнологичное производство. Все понимали, что без участия иностранного капитала построить и оснастить такое предприятие — было невозможно. В тоже время, политика СССР напоминала собаку на сене. Все попытки иностранного капитала выгодно вложить деньги в промышленность Страны Советов и при этом заработать упирались в страх и нежелание сотрудничества КПСС со странами капитала.

Страху и нежеланию вопреки

В качестве инвестора рассматривались три кандидата: итальянский «ФИАТ», немецкий «Фольксваген» и французский «Рено». Выбор на итальянцев пал не случайно. В те времена влияние коммунистов в Италии было весьма ощутимо, да и братские партии весьма стремились к укреплению дружбы. Уже в мае 1966 года было подписано соглашение о намерениях сотрудничества.

Дальнейшее продвижение проекта остановилось из-за финансового вопроса. Государственный Банк Италии не захотел предоставить кредит Внешторгбанку по среднеевропейским процентным ставкам. Многочисленные переговоры ни к чему не приводили. Италия имела шанс заработать, а Советский Союз никак не хотел терять лишние деньги.

-2

Вот тут-то и было принято решение пойти на хитрость. Агентами контрразведки в нужных кругах была распространена информация, что Советский Союз из-за неуступчивости итальянцев намерен перезаключить договор, но уже с французским «Рено». Была запущена так же информация о якобы уже достигнутых предварительных соглашениях с Парижем. Провокация, как говорится, сработала. Рим пошел на уступки Москве.

Сегодня доподлинно известно, что Франция даже не догадывалась о существовании подобных намерений. В конечном счете, в августе 1966 года, все документы, дававшие старт строительству автогиганта по производству современных легковых автомобилей, были подписаны. Так в апреле 1970 года миру явился первый советский ВАЗ 2101.

-3

Как уже было сказано, за прототип была принята модель «ФИАТ-124. Однако с конвейера в Тольятти сошла машина, в которой силами и трудом конструкторов, испытателей и инженеров было произведено более 270 изменений от итальянского образца. Здесь учитывались и отечественные дороги, и климатические особенности, и тогдашний уровень сервиса. Конструкционные изменения коснулись, практически, всех узлов и механизмов: от тормозной системы до кузовных деталей, от внутренней отделки до подвески.

Пройдут годы и ВАЗовские модели обретут и более современный вид, и новые двигатели, и дополнительные опции, и любовь народа. А пока... Пока это были только первые шаги. И тогда это оказалось абсолютно правильным решением. Достаточно отметить, что сегодня, 40 - 50 -летние «копеечки» - далеко не редкость на наших дорогах, а вот встретить их предшественника - «ФИАТ-124» - задача архисложная.