Сегодня День российской науки. И мы хотим искренне поздравить не только самих учёных, но и учителей. Ведь за каждым большим учёным стоят талантливые педагоги – те, кто сумел заинтересовать человека наукой и вдохновить на собственные исследования.
Науке, как и любви, покорны все возрасты. И лучше развивать научное мышление с самого раннего детства. В каждом ребёнке живёт неутомимый исследователь, и важно это любопытство поддержать, а не погасить.
А как это сделать? Предлагаем несколько идей, которые подойдут как малышам, так и старшим школьникам.
Опыты
Научные «фокусы» – лучший способ удивить и заинтересовать ребенка, а заодно объяснить ему физические законы. Причём многие опыты не требуют специального оборудования. Поднимайте кусочки бумаги наэлектризованной расчёской, переворачивайте картинки с помощью стакана воды, лопайте шарики цедрой апельсина, показывайте поверхностное натяжение воды с помощью стакана и марли.
Мир вокруг нас
Наука – это не просто законы и формулы, а отражение окружающего мира. Всегда показывайте ребёнку эту связь. Особенно это актуально для маленьких почемучек: вопросы «почему трава зелёная, небо голубое, а во время грозы мы видим молнию?» – отличный повод знакомить детей с законами физики. Школьникам тоже нужно напоминать про эту связь. Например, книга Александра Фаркова «Такая нужная геометрия» показывает, как много практических задач можно решить с помощью этой науки. Книга «Физическая одиссея» – сборник настоящих загадок окружающего мира, отгадать которые можно с помощью маленьких и больших исследований. А «Космическая одиссея» увлечёт тех школьников, чьи интересы простираются за пределы нашей планеты.
Задачи-головоломки
Решение нестандартных творческих задач помогает заинтересовать ребёнка, поднять его мотивацию к обучению. Каждая задача – это азартное соревнование с самим с собой. «Смогу ли разгадать эту загадку?» Найти интересные задачи для младших школьников можно в сборниках Дружинина и Левитаса, для детей постарше – у Александра Крижановского.
Диалог
Не просто выдавайте детям информацию, а предлагайте им самим делать предположения и выводы. «Как ты думаешь это устроено? Почему так думаешь?» Умение выдвигать теории и обосновывать их – это и есть научная деятельность. А радость от верных предположений вдохновит ребёнка на новые успехи. Идеи для таких учебных диалогов можно найти в сборниках «Качественные задачи по физике» Леонида Кирика и в новой книге Льва Генденштейна «Вся геометрия в учебных диалогах».
Конечно, не каждый ребёнок должен стать учёным, когда вырастет. Но любопытство, познавательный интерес и умение решать сложные нестандартные задачи помогут ему добиться успеха в любой профессиональной области. А ещё сделают его жизнь более интересной и насыщенной.
А как вы развиваете познавательный интерес у своих детей или учеников?
#наука и образование
#наука
#образование
#школа
#математика
#математика для детей
#физика
#учеба
#учиться интересно