Всем привет! Одна из крупнейших стриминговых платформ мира Netflix продолжает публиковать официальные чарты просмотров еженедельно, а мы продолжаем перестаём удивляться лидерам этих списков. Кажется, "Игра в кальмара" прочно укрепила флаг ЮК на вершине хит-парада, и теперь сериалы из этой страны получают сотню очков вперёд, так что следом за "Зовом ада" на вершину взгромоздилась толпа зомби в зелёной униформе старшей школы. Сериал с фаталистическим названием "Мы все мертвы" не пытается переосмыслить тему зомби с точки зрения работ Бодрийяра, а просто делает хорошую работу в старом добром жанре.
Часть 1. Южнокорейский и социальный
Итак, в этот раз компания Netflix взяла под патронаж производство сериала на зомби-тематику. Казалось бы, что нового можно сказать в этом жанре? А ничего нового никто говорить в этот раз не собирался - перед нами классический survival horror в духе "Рассвета мертвецов" и "28 дней спустя".
Надо сказать, Южная Корея далеко не новичок в постановке и поставке фильмов про зомби - все знают и многие любят "Поезд в Пусан".
В новом сериале главные герои, как и в выше означенном фильме, оказываются в замкнутом пространстве, в самом эпицентре, в очаге зарождения и распространения зомби-вируса.
И этим эпицентром становится старшая школа города Хесан, в которой один из преподавателей приковывает старшеклассницу к батарее после того, как её кусает подопытный хомяк, носитель вируса, только вот старшеклассница, превратившись в зомби, легко срывает оковы и начинает разносить вирус.
Следуя традиции, авторы сериала прикрутили к сюжету остросоциальную тематику, и в данном случае это буллинг. Помимо того, что одна из ветвей сюжета рассказывает о двоих изгоях, подвергающихся нападкам местных хулиганов, а один из этих хулиганов становится в итоге суперзлодеем, социальная подоплека подтянута к самой теме возникновения вируса.
Часть 2. Быстрые зомби и медленные решения
Само собой, для создания эпичных сцен и помещения героев в безвыходные ситуации, авторы сделали зомби-антагонистов быстрыми и свирепыми - побег из школы, заполненной медленными зомби, которые не особенно пытаются кого-то догонять (какими они были в кино раньше) вряд ли кого-то впечатлил бы.
Так что местные зомби - не ведомые вуду-колдуном создания, а уже привычные нам жуткие живчики, появляющиеся в результате укуса и распространения вируса, лишенные речи и охваченные одним желанием - догонять и кусать.
Местный вирус, произведенный тем самым школьным учителем для "омужествления" собственного сына, отличается молниеносной скоростью распространения в организме, так что укушенный становится ходячей проблемой для всех остальных почти мгновенно. Суммируя это с выбранной в качестве локации школой, мы получаем полноценный локальный зомби-апокалипсис уже к концу первой серии. То есть, заражены уже практически все ученики за очень редким исключением, основную часть которого и составляет компания главных героев.
В отличие от зомби, главные герои здесь отличаются крайне медленным...как бы это назвать...метаболизмом что ли. Нет, тема поиска съестного здесь как раз появляется, а созданию туалета вообще отведено значительное количество экранного времени. Но вот о решениях, о каких-то выводах, касаются они зомби или внутригрупповых отношений, всё очень медленно. До героев туго доходит, и вообще, говоря проще, они тупят. Нет, в сообразительности в плане решений, как отвлечь зомби или найти телефон, им не откажешь, но порой в самые ответственные моменты они откровенно тупят, например, просто стоят и смотрят на происходящую драку, когда понятно, что необходима помощь коллектива.
Часть 3. Кринж & эпик
Таким образом, получается, что многие потери и связанные с ними печальные моменты прямо связаны с глупыми поступками персонажей, так что здесь будет шанс не раз повозмущаться на эту тему. Герои порой необоснованно рискуют жизнью, но при всем при этом очень медленно продвигаются в сторону выхода из оккупированной школы.
Конечно, самые странные моменты - это проговаривание персонажами понятных истин, словесное описание происходящего в духе капитана-очевидность, присущее, например, некоторым аниме-сериалам. Также герои порой повторяются, пытаясь утешить друг друга или рассказывая о своих ощущениях, и тут возникает ощущение, что авторы пытаются выдавить слезу планомерным нажатием на одну и ту же педаль.
Отдельная тема для разговора - межличностные конфликты и любовные треугольники. Хотя, некоторые ситуации действительно неплохо прописаны и добавляют интереса, как например, жестокий поступок высокомерной девушки по отношению к бедняку, история с влюблёнными Чен-саном и Он-джо явно излишне затянута в плане раскрытия карт.
При некоторой кринжовости (смотри эпизод с многократным повторением с разных ракурсов обрушивания межкомнатной двери на группу зомби) сцены боёв и погонь выглядят очень недурно. Именно этого и хочется от зомби-сериала, и авторы отлично разворачиваются в этой теме, начиная с эпичных сцен бегства и попыток выжить в эпизоде, когда зомби врываются в столовую, когда герои ещё разделены, и заканчивая бесчисленными вылазками, перебежками в другие аудитории, спуске из окна на пожарном шланге и т.д.
Особенно значительную часть повествования занимает изготовление самодельных баррикад и сдерживание толп зомби, так что сериал можно смело назвать ярким представителем жанра "tower defence" в мире зомби-кино.
Часть 4. Всё любят зомби...или мыло
Что ни говори, а вторая (если не главная) причина популярности нового корейского фаворита в том, что авторы завернули в зомби-хоррор обычную корейскую драму-дораму о старшеклассниках. Кто-то влюбляется, кому-то отказывают в ответных чувствах, кто-то мечется между тем и тем, кто-то влюблен заранее безответно, кого-то обижают, прессуют, кто-то предаёт.
Есть и своеобразный изгой в компании главных героев - девушка Нам-ра, которая учится лучше всех, держится особняком и ходит в наушниках, погружаясь в музыку и в свои размышления. По ходу сериала, героиня раскрыается (не могу сказать, что это очень интересная трансформация) и её номинальный статус старосты превращается в реальный статус лидера. Её принимают даже после того, как она становится полу-зомби (да, такие тут тоже есть, мутация вируса).
Вообще, возникает ощущение, что для южнокорейских зрителей именно Нам-ра является главной героиней. Индивидуалистка, держащаяся в стороне от толпы, но при этом не подвергающаяся нападкам в силу статуса и уважаемая из-за высокого интеллекта, она получает признание и любовь одного из видных героев. Не зря, именно она становится носителем новой формы вируса, и она играет важную роль в финале.
Так что чем сериал хорош - можно смотреть дораму про старшеклассников, маскируясь под ценителя хоррора, мол, "не могу пропустить сериал про зомби, уж простите". Вот вам и первое место.
Часть 5. Разветвленный и затянутый
Несмотря на то, что описание "зомби-апокалипсис в старшей школе" уже способно привлечь внимание, авторы не ограничились событиями в школе Хесана. Одного из"пациентов зеро" отправляют в первом эпизоде в госпиталь, так что заражение начинается и в самом городке.
Мы же можем наблюдать за распространением вируса с нескольких точек зрения, помимо наших школьных героев - тут есть героический пожарник и по совместительству отец одной из школьниц, который спасает важного политика и сбегает из карантинного центра на поиски дочери, есть полицейский, получивший информацию от создателя вируса и разыскивающий его ноутбук, а также залётный блогер, приехавший за сенсацией, парочка изгоев на крыше, мать школьника Чон-сана, аутсайдер школьной команды по стрельбе из лука и многие другие.
При этом многих побочных героев очень быстро "сливают" после выполнения важной миссии, а чьи-то следы вообще теряются навсегда. Так что возникает ощущение, что все это сделано лишь для того, чтобы подольше потянуть "жвачку" о группе школьников в зелёной униформе.
А тянуть её будут целых 12 серий по часу - неприличный, я бы сказал, оскорбительный хронометраж для эпохи клипового мышления. Так что будьте готовы отдать 12 часов своего времени. Так или иначе, статистика говорит о том, что люди готовы на такой подвиг - всё же первое место.
Есть явные промашки с соединением ветвей - тот же главный хулиган, ставший носителем мутировавшего вируса и суперзлодеем, в голливудской постановке пережил бы трансформацию с обязательным объяснением причин, по которым он стал негодяем, либо столкнулся бы с одной из своих жертв из "прошлой жизни". Здесь этого нет.
Вообще, южнокорейский кинематограф то ли в естественном своем развитии то ли уже подстраиваясь под западного зрителя, теряет в своей самобытности, но при этом не добирает до стандартов Голливуда (я не говорю, что эти стандарты - идеал), так что немного застревает посередине.
Часть 6. Старые трюки в новой подборке
Поговорим о новшествах, находках и технической реализации проекта. Что касается поведения зомби, здесь всё по классике - они не наделены интеллектом, подчиняются пищевому инстинкту, реагируют на громкие звуки. В целом, этого уже вполне хватает для реализации на экране всяких трюков по отвлечению и так далее, правда новаторства в этом нет, ставка делается на эффектность сцен.
Что касается так называемых альфа-зомби, носителях мутировавшего вируса - они почти не отличаются от людей, их интеллект не снижается (правда, не все альфа обладали им изначально)), и у них появляются дополнительные способности - их почти невозможно убить и они имеют острый слух и обоняние. Подобные штуки также проделывали в кино, например, в "Новой эре Z" главная героиня принадлежит к числу зомби нового поколения, также отличающихся от обычных ходячих мертвецов, но страдающих жаждой поедания плоти.
А, например, интересный трюк с коптером мы уже видели в прошлогоднем "Жить" из той же ЮК, кстати, коридорные сцены погонь там очень похожи.
К технической реализации претензий нет - спецэффекты вполне на уровне, масштабности декораций можно позавидовать, детализация тоже на уровне. Картинка нигде не проседает, всё чётко и хорошо. Над обликом зомби художники также поработали на славу.
Саундтрек не блещет, звуковая инструментальная подложка очень смахивает на демо-записи репетиций группы, играющей гаражный рок.
По итогу имеем очень недурную мыльную оперу в жанре школьной драмы, завернутую в обложку зомби-муви, достаточно затянутую, чтобы не решиться на просмотр, но вполне ладную, чтобы втянуться и досмотреть. Некоторые проблемы с логикой и поведением персонажей есть, как есть вопросы к решениям авторов по выкидыванию героев за борт лодки выживших, и к продуманности побочных веток сюжета. Несмотря на отсутствие каких-либо революционных решений в плане механики, динамика боевых сцен вполне доставляет, а продолжительность сериала позволяет прикипеть к персонажам и сопереживать им.
Занимательно, что сеть пестрит статьями на тему "почему сериал о зомби из ЮК не удался", где среди причин, помимо вполне объективных указывают невероятную затянутость проекта, а также общую заезженность темы зомби - мол, ну кто будет смотреть сериал про зомби о 12 сериях? Ну кто, скажите? Кто? Очень интересный вопрос, учитывая, что сериал за неделю посмотрело рекордное количество человек.