Когда училась в институте, приехали как-то к нам на занятия незнакомые люди и стали приглашать сниматься в кино, в массовке. Киностудия им. Горького. Съёмочный день стоит три рубля, вам как студентам подспорье будет в бедной студенческой жизни. Записывайтесь! Мы с подругой записались сразу. Не из-за трёх рублей, а потому что решили - это интересно. Как снимают, как там внутри на киностудиях всё устроено, сами всё увидим и оценим.
Съёмки проходили в Институте физкультуры, ехать было далеко, куда-то за Сокольники, а приехать сказали с утра. Мы прибыли без опозданий, вошли в современное просторное здание, нас встретили и присоединили к остальным. Массовка состояла в основном из пожилых женщин, очень экзальтированных, подвижных, многие были между собой знакомы, и все пребывали в приподнятом настроении, желали общаться, было заметно, что все они люди бывалые, и знают всю процедуру. Лица у них были обмазаны чем-то белым. С нами сразу разговорились, объяснили, чтобы хорошо выглядеть на экране, надо вымазать лицо такой белой мазью, в жизни выглядит дико, а на экране скрывает все огрехи. Мазь нам тут же вручили, но мы мазаться не стали и ждали главного.
Ждали долго, подходила ответственная, объясняла, что надо ещё подождать. Через какое-то время нам сообщили, что пока что мы можем спуститься вниз в буфет, поесть, кофе попить, а потом вернуться сюда, и нас пригласят на съёмку. Мы тут же пошли вниз, в буфете оказалась длинная очередь, мы отстояли очередь, получили кофе, бутерброды, булочки и уселись за столик. В этот момент влетела наша ответственная с перекошенным лицом и с выпученными глазами, и завопила на весь буфет: вы где? вы что? скорей, немедленно, вас ждут, быстро. Мы, бросив кофе и похватав булочки, понеслись за ней.
Она привела нас в большой спортивный зал, показала на скамейки, где уже сидели знакомые обмазанные дамы и другой народ - садитесь и ждите! Мы сели и стали оглядываться вокруг. По залу бегал какой-то мужчина, давал указания, как выяснилось, режиссёр, со всех сторон тащили штативы, устанавливали аппаратуру. Потом появился главный герой - высокий усатый парень. Держался он как мировая звезда.
В общем мы провели там целый день в бесконечном ожидании неизвестно чего. Сам процесс съемки был очень коротким и не запомнился. Запомнилось другое - тетрадь режиссёра, оставленная им случайно на соседнем стуле. Она была открыта, обе страницы были расчерчены на квадратики от руки, в каждом квадратике нарисованы схематичные фигурки в разных позах с разговорными пузырями. В пузырях мелко написан текст дословно. Увидев это, мы поразились. В этой тетради весь ещё не снятый фильм был заключён в эти квадратики, нарисован, записан. Оставалось воспроизвести. В этот момент все киноактёры в моих глазах упали, потому что эта тетрадь не оставляла им никакой возможности для творчества.
Нам рассказали, что мы принимали участие в съёмках фильма "Центровой из поднебесья". Фильм был про баскетбол. Название мне не понравилось. Фильмы на спортивную тему я не люблю, и за всю жизнь так и не удосужилась посмотреть этот фильм, видимо, хватило съёмок. Но недавно с помощью Википедии выяснила, что сценарий к нему написал Василий Аксёнов, а песни, созданные Александром Зацепиным на стихи Леонида Дербенёва, исполнила Алла Пугачёва.
Возвращаясь домой с этих съёмок, я думала о том, что более пустого и тупого дня не было в моей жизни, что больше никогда, ни за какие три рубля меня никуда не заманишь.
Но женщина, которая на киностудии отвечала за подбор актёров, оказалась дамой упорной, звонила нам регулярно в течение года и даже дольше, и приглашала на разные съёмки, и уговаривала, и ещё два раза помимо первого, мы ездили и наблюдали везде всё то же самое. Второй раз съёмки были на Новом Арбате, в самом начале Калининского проспекта, мы ходили по кругу и по команде махали руками в разные стороны - зачем, почему, не помню. И название фильма, в котором снимались, тоже не помню. Потом ещё куда-то ездили, обеспечивали массовку, понимая, почему нас не отпускают.
Дело было в возрасте. Мы были молодёжь, ценный материал, а в массовку шли пенсионеры, которые хотели почувствовать себя нужными, хотели новой жизни и новых знакомств. Многие из них мечтали увидеть живьём известных актёров. А мы ничего этого не хотели, у нас была своя интересная и наполненная жизнь, а актёров мы видели разных в коридорах киностудии, когда приезжали за своими трёхрублёвыми гонорарами, но ни один из них не запомнился.
Со временем стала понимать, какую важную роль в создании фильма играет сценарист. К этому привёл меня один из самых любимых фильмов - "Зеркало для героя" режиссёра Владимира Хотиненко. Сценарий к нему написала Надежда Кожушаная, талантливый сценарист, писатель, кинодраматург, ушедшая в 1997 в 44 года. Фильм снят в 1987 году, в период перестройки, по мотивам повести Святослава Рыбаса. По мотивам - то есть примерно. А в точности - это по сценарию. Это Кожушаная придумала петлю времени, которую потом стали называть Днем сурка, это у неё этот фильм про «время - оно придумано человеком, и только им. Для того, чтобы имитировать несколько миллионов жизней. День - жизнь. Час - жизнь. В детстве это естественно и неосознанно. Время - это придуманная условность.» Времени нет, говорила она. В сценарии все события фильма происходят в один день, 8 мая, в "День повышенной добычи». Этот день равен жизни.
Мы с подругой получили редкий опыт про съёмки в кино на всю жизнь, и составили своё представление. А вы соприкасались с изнанкой кинопроизводства?
Всем спасибо!