Попытка создания унитарного государства Хунну
Кочевые государства в административной основе имеют не территории, а более пластичную структуру - кочевой Род. Поэтому, большинство правителей кочевых империй обычно не лезло в дела рода, требуя только лояльности и выставления воинов.
Так было и при Хунну. Но с падением могущества империи, а соответственно и 24-х родов её составляющих возникла необходимость реформирования государства в сторону унитарного - то есть с созданием системы государственной власти сверху донизу.
Первым эту попытку предпринял шаньюй Оян Гюйди, который пришел к власти в 60 году до нашей эры. В 59 году он попытался вместо сына умершего старейшины рода Югянь поставить своего сына. Это было неслыханное дело в степи и югянцы откочевали к ухуаням. За это пострадали несколько других хуннских родов, которые были свойственниками югянцев.
В конце-концов старейшины хуннских родов объединились и пошли против крамольника. Покинутый всеми Оян Гюйди покончил с собой.
Вассальная зависимость от Поднебесной
Хунну не захотели создавать унитарное государство и это был их выбор. Но государство или оно есть, или его нет. В державе хунну уже давно не было порядка в судебной системе, из-за чего обиженные роды уходили к китайцам на службу. Не было армии, которую развалили родовые старейшины не желавшие отдавать своих молодых родовичей в тумены шаньюя. Не было самого государства, в котором вместо централизованной системы воцарилась бессистемная родовая организация.
Поэтому, следующий шаньюй Хуханье в силу обстоятельств (а не потому что был китаефилом) был вынужден стать вассалом ханьского императора Сюань-ди в 53 году, лично поехав к тому на приём. В качестве аманата он оставил своего сына.
После этого часть хунну, оставшаяся верной Хуханье (было еще два шаньюя, которых избрала другая часть Хунну) поселилась у Великой Китайской стены и стала получать плату за её охрану.
Западное наместничество Хань
Резкое ослабление государства Хунну позволило Поднебесной к 59 году до нашей эры включить в свою зону оба караванных пути в современном Восточном Туркестане.
Туда был назначен китайский наместник, в задачу которого входило наблюдение за Уйсунями и Кангюем.
Уйсуням тесное сотрудничество с китайцами не принесло ничего хорошего. Доходов от караванной торговли они естественно не получили, зато китайская разведка затерроризировала уйсуньское общество фактически разделив его на две группы - китаефилов и хуннофилов, что поставило уйсуней в состояние гражданской войны.
Видя такое положение дел у соседних уйсуней Кангюйцы не горели желанием тесно сотрудничать с Поднебесной. Поэтому, кангюйцы придерживались традиционного союза с кочевыми хунну, которые делились с ними излишками своего кочевого хозяйства в обмен на фуражное зерно.
В 48 году до нашей эры кангюйцы приняли трехтысячный отряд во главе с принцем царского хуннского рода Чжичжи, который не захотел становиться китайским вассалом.
Этот отряд при поддержке кангюйцев разгромил столицу Уйсуней - Чигу и укрепился в ней. Есть сведения, что гарнизон крепости состоял из римских легионеров попавших в плен к союзникам кангюйцев парфянам. Легионеров отправили подальше на восток. Уйсуням пришлось уйти в свои восточные владения.
Но в следующем году китайский отряд западного наместника вернул уйсуням Чигу, а Чжичжу вместе с соплеменниками был убит. Кангюйцы после этого были вынуждены заключить торговое соглашение с Поднебесной.
В руках у китайцев оказался весь отрезок Великого Шелкового пути от Ганьсу до Парфии. То к чему так стремился император У-ди наконец было осуществлено.
Список статей по теме - История Хунну
Статьи канала "История и культура Евразии за февраль 2022 года"
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 31 января 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за январь 2022 года