Продолжаем серию публикаций о жизни и творчестве великих русских художников
Василий Суриков — русский художник, мастер исторической живописи. Его картины оживили мир ушедших эпох русской истории. Мастерство Сурикова как тонкого колориста и великолепно владеющего композицией художника (приятели даже называли его «композитором») сделало его одной из главных фигур отечественной живописи. Более 25 лет он состоял в Товариществе передвижных выставок.
Особенности творчества художника Василия Сурикова: полифоническая, всегда тщательно выверенная композиция; виртуозное умение писать скопление народа, при этом каждый персонаж индивидуален; тонкое чувство цвета и продуманная колористика картин; обращение к русской истории, воссоздание исторических ситуаций.
Художник-«композитор»
Василий Суриков родился в январе 1848 г. в Красноярске, его предки в XVI в. пришли в Сибирь с Дона с атаманом Ермаком. Он гордился своим происхождением, говорил: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем 200-летнее».
Двоюродный брат его деда по отцовской линии, Александр Степанович Суриков (1794–1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, в его честь назвали один из островов на Енисее. Мать Сурикова, Прасковья Федоровна Торгошина, также происходила из казачьего рода. Отец художника, Иван Васильевич Суриков, служил коллежским регистратором. Он рано ушел из жизни — маленькому Васе исполнилось всего 11 лет.
Рисовать начал рано, сперва «на стульях сафьяновых рисовал — пачкал», а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого. Его мундир юный художник раскрасил синькой, а отвороты — брусникой.
В 1858 г. Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. После окончания училища продолжать свое обучение он не мог — после смерти отца у семьи не хватало денег. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Помог случай: его рисунки увидел енисейский губернатор Павел Замятин, он захотел поддержать юношу. Замятин нашел ему мецената — золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.
В середине декабря 1868 г. Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Он ехал с обозом Кузнецова, поэтому дорога заняла два месяца. Будущий художник был не готов поступать в Академию, поэтому несколько месяцев занимался в школе Общества поощрения художников. В августе 1869 г. его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. Большое влияние на творчество Сурикова оказала музыка — как в прямом, так и в переносном смысле. В Академии ему дали очень музыкальное прозвище — «композитор», за мастерские композиции картин. Суриков очень любил оперу, играл на гитаре. Среди немногочисленных портретов, созданных художником, — портреты его друга и учителя музыки, гитариста Федора Пелецкого.
Талант Сурикова неоднократно был отмечен руководством Академии — его четыре раза удостаивали серебряной медалью и премировали деньгами. Однако Большая золотая медаль все никак не давалась, а позже Суриков сам отказался от пенсионерской поездки.
Первой его самостоятельной работой в академии стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» — позже ее приобрел для своей коллекции меценат Кузнецов. Полотно «Милосердный самаритянин» Суриков написал в подарок Кузнецову — за эту работу ему присудили Малую золотую медаль. В ноябре 1875 г. Василий Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени.
Живописец-историк
В 1877 г. Василий Суриков переехал в Москву — в то время он работал над четырьмя заказными фресками для храма Христа Спасителя. Изображения «Вселенских соборов» Суриков выполнял в течение двух лет. Больше на заказ художник никогда не писал.
Суриков остался в Москве, этот город был ему по-настоящему близок, здесь написаны самые знаменитые картины художника. Суриков вспоминал: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Художник начал заниматься тем, о чем давно мечтал — писать картины на сюжеты русской истории. Первым крупным произведением Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни» — художник изобразил казнь стрельцов после бунта 1698 г.
«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина» — написал Суриков.
Художник закончил полотно в 1881 г., после чего он вошел в состав Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1878 г. он женился на Елизавете Шаре — внучке декабриста Петра Свистунова. В браке у Сурикова родились две дочери — Ольга и Елена (старшая впоследствии вышла замуж за художника Петра Кончаловского). Преждевременная смерть жены стала для Сурикова настоящей трагедией, два года он не брал в руки кисть, и лишь в поездка в родной Красноярск подарила утраченное вдохновение: картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» — словно фото его собственного беззаботного детства.
Василий Суриков умел говорить «нет». Он отказался от пенсионерской поездки за счет Академии художеств в Европу (правда, предложенной ему не сразу после выпуска, а спустя полгода), предпочтя заниматься росписью храма Христа Спасителя. Европа от него никуда не делась, но сначала Суриков захотел обрести финансовую независимость (она началась с того, что картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» Павел Третьяков купил за 8 тысяч, огромные по тем временам деньги). Трижды отказывался от преподавания в Академии художеств и Московском училище живописи, зодчества и ваяния. И есть история, что зачастившего «поговорить о смерти» с его умирающей женой Льва Толстого Суриков спустил с лестницы.
На картине «Меншиков в Березове» Суриков изобразил Александра Меншикова, фаворита Петра I, которого за государственные интриги отправили в ссылку под Березов. Впервые картину показали в 1883 г. на XI выставке Товарищества передвижников. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи.
В 1887 г. Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Каждого из персонажей картины художник тщательно прорабатывал, продумывал жесты и костюмы, и долгое время не мог найти типаж для главной героини полотна. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.
«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще» — сказал Стасов.
«Великий художник, воинствующий реалист»
В апреле 1888 г. умерла жена Сурикова. Художник вместе с двумя дочерьми уехал в Красноярск — там он написал картину «Взятие снежного городка». За эту работу на Международной выставке в Париже в 1900 г. Суриков получил именную медаль.
В Красноярске художник начал работу над полотном «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — этюды для картины Суриков писал на реке Обь, а завершил свое произведение на Дону.
В 1893 г. он стал действительным членом петербургской Академии художеств. Следующими историческими работами Сурикова стали «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря» и другие. В 1907 г. Василий Суриков вышел из состава Товарищества передвижников и стал членом Союза русских художников.
Суриков никогда не преподавал, но всегда много общался с молодыми художниками, охотно давал им советы. В 1910 г. вместе с архитектором Леонидом Чернышевым он открыл в Красноярске школу рисования. Специально для ее воспитанников художник присылал учебные пособия из Петербурга.
Красноярск Суриков вновь посетил в 1914 г. Там он написал несколько акварелей и пейзажи «Старый Красноярск», «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви». В следующем году художник поехал на лечение в Крым.
Василия Сурикова не стало в марте 1916 г. Он умер в Москве от болезни сердца. Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю».
Василия Сурикова похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с женой. Его имя носит Московский художественный институт, а в Красноярске — на родине художника — открыт музей-усадьба.
По информации из открытых источников, artchive.ru, culture.ru
Материал подготовила Варвара Титова