Огромные счета за отопление, необоснованные начисления за общедомовые нужды (ОДН) на электроэнергию и холодную воду, нереальные сроки ожидания капитального ремонта многоквартирного жилого дома
Если сказать, что томичи были шокированы счетами за отопление, которые они получили в январе этого года, то и это не в полной мере передаст все эмоции жителей Томска. Суммы в квитанциях за декабрь оказались в два-три раза больше обычных, и с учетом доначисления доходили до 8-10 тысяч рублей. Томичей крайне возмутила эта ситуация, жители требовали разъяснений.
В связи с этим в администрации Октябрьского района Томска была организована рабочая встреча с участием жителей, представителей ресурсоснабжающей организации АО «ТомскРТС», областных департаментов тарифного регулирования и ЖКХ и государственного жилищного надзора, экспертов Народного фронта в Томской области.
«У томичей возникло много вопросов по поводу декабрьских доначислений за отопление. Мы считаем, что необходимо принимать конкретные меры для того, чтобы суммы в платежка за тепло не шокировали людей. Так, в многоквартирных домах, где вышел из строя общедомовой прибор учета тепла, «ТомскРТС» обязан уведомить собственников дома и департамент ЖКХ. По закону, есть 2-3 месяца для решения вопроса о замене прибора учета, так как начисления будут производиться по среднему значению. Тем самым жилищные организации (УК или ТСЖ/ЖК) не смогут скрыть от собственников поломку», — отметил член регионального штаба Народного фронта, член общественного совета при Томском УФАС России Роман Клясюк.
Также общественники направили запрос в профильные инстанции со следующими вопросами:
— Сколько Гкал заложены в потери при расчете тарифа для населения?
— При расчете тарифа, какой температурный график был применен с учетом того, что на каждый дом он должен быть индивидуальный, учитывая отдаленные районы от ТЭЦ и оголенные участки теплопроводов?
Рабочая встреча в администрации Октябрьского района
В теплосбытовой компании АО «ТомскРТС» пояснили, что большие суммы за тепло за декабрь пришли к тем, кто платит по 1/12. Минувшая зима была холоднее, да и топили в прошлом году дольше. По словам энергетиков, отопительный сезон оказался на 19 дней длиннее, что и создало такую ситуацию, когда прибор учета показал суммарно за 2021 г. расход тепловой энергии значительно больше, чем за 2020. И поэтому начисления по факту за 2021 отличаются в большую сторону от начислений по 1/12, которые были посчитаны, исходя из теплого 2020 г. Отсюда образовались доначисления.
Как отметили эксперты Народного фронта, по каждому дому нужно разбираться индивидуально, но в то же время есть общий алгоритм действий проверки правильности начислений за тепло.
«Для того, чтобы проверить правильность начисления платы за тепло в многоквартирном доме, где есть общедомовой прибор учета, нужны четыре документа: акт включения отопления в доме, акт ввода счетчика в эксплуатацию, показания прибора учета за проверяемый период, квитанция на оплату за отопление. Проверку можно провести самостоятельно либо с привлечением специалистов. При работающем приборе учета применяются формулы из постановления правительства РФ № 354. В случае подтверждения фактов незаконного начисления подается претензия на перерасчет в ресурсоснабжающую организацию либо управляющей организации (управляющей компании, жилищному кооперативу, ТСЖ) в зависимости от наличия либо отсутствия прямых договоров, способа управления. При непосредственном способе управления и прямых договорах исполнителем является, как правило, ресурсоснабжающая организация. Если претензия не удовлетворена, то необходимо обратиться в суд», — пояснил член регионального штаба ОНФ в Томской области, юрист в сфере ЖКХ и жилищного законодательства Владимир Фурсин.
Рабочая встреча в администрации Октябрьского района
В многоквартирных домах, где нет общедомовых приборов учета, начисление за тепловую энергию производится по 1/9 вместо 1/12, независимо от количества месяцев, в котором было отопление, пояснили эксперты ОНФ. Этот норматив также установлен постановлением правительства РФ.
В многоквартирных домах, где отсутствуют общедомовые приборы учета, эксперты ОНФ рекомендуют проверить правильность начисления за тепловую энергию по нормативу следующим образом. Необходимо получить данные по объему тепловой энергии по группе многоквартирных домов за предыдущие три года, а также произвести расчет с учетом корректировки на тариф (меняется раз в год — 1 июля). Далее также может быть подана претензия на перерасчет.
Эксперт Народного фронта юрист в сфере ЖКХ и жилищного законодательства В. Фурсин периодически консультирует граждан по вопросам ЖКХ на площадке Народного фронта.
Во время консультации в январе этого года большая часть вопросов касались взаимоотношениям жильцов с управляющими компаниями, плате за общедомовые нужды (ОДН) на электроэнергию и холодную воду, проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Как выяснилось, жители верхних этажей уже много лет мучаются из-за протечек кровли: портится имущество, электропроводка, появилась плесень. Несмотря на это, в планах на капремонт в рамках региональной программы этот дом стоит только на 2032–2035 гг. На сегодняшний день с проблемой протекающей крыши и отдаленных сроков проведения капремонта столкнулись порядка 200 многоквартирных домов в областном центре. Поэтому мы разработали алгоритм действий для жителей проблемных домов, как можно ускорить проведение капремонта, какие действия для этого следует предпринять.
В. Фурсин посоветовал жильцам проблемных домов провести собрание, на котором собственники должны принять решение о переносе сроков проведения капремонта крыши на ближайшие годы. Помимо проведения инструментального технического обследования крыши и направления результатов экспертизы в районную администрацию, не лишним будет также обратиться в прокуратуру — что конструкции дома представляют угрозу для здоровья и имущества граждан.
«Как показывает практика, областная комиссия при департаменте ЖКХ принимает решение о включении в краткосрочный план капремонта, когда образуется экономия средств по итогам проведения конкурсных процедур. И когда такой шанс появится, нужно быть готовым и иметь на руках все принятые решения», — подчеркнул В. Фурсин.
Отвечая на вопросы, касающиеся ОДН на воду, эксперт заявил, что собственникам необходимо сделать письменный запрос в управляющую компанию и «Водоканал» с просьбой предоставить информацию за предыдущий месяц об объеме поквартирного потребления воды и водоотведения и начислениям. Таким образом, можно будет определить, откуда берется общее потребление за воду и водоотведение, просчитать разницу между потреблением воды на общедомовые нужды и индивидуальное потребление суммарно всех квартир в многоквартирном доме. Второе. Необходимо на общем собрании жителей многоквартирного дома принять решение об оплате за ОДН по факту, то есть по счетчикам, а не по нормативу. Третье. На общем собрании собственников жилья следует принять решение о том, что показания по воде собираются со всех квартир одновременно со снятием показаний за электроэнергию.
«Что касается электричества, то жителям следует платить за ОДН по факту, а не по нормативу. Соответствующее решение нужно принять на общем собрании жителей многоквартирного дома. Необходимо одновременно снимать поквартирные данные счетчиков, то есть начальные и конечные показатели за определенный период. Необходимо также обратить внимание на сторонние подключения, воровство электричества. Как показывает практика, там, где домом управляет ТСЖ или жилищный кооператив, подсчет ОДН ведется корректно. Например, в случае с электроэнергией показания индивидуальных приборов учета снимаются в один день, суммируются, разница между общедомовым потреблением и индивидуальными и есть ОДН, который раскидывается на все квартиры, согласно квадратным метрам», — сообщил эксперт.
Варвара Титова