Кольцевую линию московского метро задумывали еще до войны, рассчитывая проложить ее полностью под Садовым кольцом. Однако строить ее начали лишь в 1950 году, четвертой очередью. В 1954-м кольцо замкнулось. Неудивительно, что главными темами кольцевой стали триумф и процветание страны.
Курская (1950)
«Курская» – вторая после «Маяковской» станция глубокого заложения колонного типа. Вместо массивных пилонов опорами для сводов здесь служат тонкие колонны, создающие легкое единое пространство станции.
Для оформления этих колонн архитекторы Григорий Захаров и Зинаида Чернышева использовали каннелированные полуколонны. Эти колонны лишь в общих чертах напоминают о классических формах, переосмысляя их в духе ар-деко. Например, вместо традиционной капители верхнюю часть колонны составляет абака – плоская плита-пластина, подчеркивающая стремительную и современную геометрию станции.
Зато павильон станции выполнен в подчеркнуто классической манере. Он отсылает к триумфальной арке и храмовой архитектуре. Монументальная колоннада вестибюля завершается плеядой скульптурных женских фигур, напоминающих античных Фам – богинь молвы. В восточной стене устроена ниша, почти как алтарная апсида, в которой до 1960-х годов размещалась статуя Сталина.
Новослободская (1952)
«Новослободская» – пятая по счету станция московского метро, спроектированная Алексеем Душкиным. Один из пионеров советского метростроения, автор новаторских инженерных решений, здесь он воплощает свою давнюю мечту – включает в список отделочных материалов цветное стекло.
Применить стекло в дизайне метрополитена Душкин хотел еще до войны и даже специально ездил в Ригу на завод цветных стекол. Проект «Новослободской» 47-летний архитектор разрабатывал совместно с 29-летним учеником Александром Стрелковым. Тридцать два эскиза витражей создал художник Павел Корин – уроженец Палеха, выпускник МУЖВЗ, автор росписей собора Марфо-Мариинской обители и реставратор «Сикстинской мадонны» Рафаэля. По воспоминаниям коллег, при создании эскизов витражей он вдохновлялся рисунками парчовых тканей.
Корин выполнил и эскиз мозаики на торцевой стене станции. Изначально он хотел изобразить женщину с тремя детьми, однако в процессе работы женщине оставили одного ребенка, а композиция стала напоминать Богоматерь с младенцем. Первоначально над ребенком, протягивающим руки вверх, размещался медальон с портретом Сталина. После развенчания культа личности вместо него появились голуби.
Белорусская (1952)
«Белорусская» – трехсводчатая станция с опорой на пилоны. Ко времени ее открытия это был уже привычный тип для московского метро, поэтому станции требовалось дополнительное украшение. Тем более что эпоха архитектурных излишеств была в самом разгаре.
Облик подземного дворца «Белорусской» придает множество деталей: гранитная чаша фонтана под золочеными решетками парадного входа, венецианские окна-серлианы в арках эскалаторного зала, бра, увитые мраморными листьями аканта. Архитекторы Иван Таранов и Надежда Быкова украсили свод кессонами с пшеничными и цветочными орнаментами, а на полу выложили разноцветную плитку, имитирующую рисунок белорусской вышивки.
Своды украшают панно, созданные по эскизам художника Григория Опрышко. Они выполнены в технике флорентийской мозаики. Один из плафонов тоже был изменен после развенчания культа личности: на одной из мозаик мастерицы вышивали профиль Сталина – его заменили на орден Трудового Красного Знамени.
* * *
Подробнее о послевоенных станциях 1950-х и довоенных 1930-х мы расскажем на экскурсии «Архитектура московского метро».
Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.
Подписывайтесь на наши соцсети: Facebook, Instagram, ВКонтакте, Телеграм, YouTube, TikTok.