Найти тему
Глазами инженера

Ар-деко, витражи и мозаики: о чем говорят станции московского метро 1950-х

Кольцевую линию московского метро задумывали еще до войны, рассчитывая проложить ее полностью под Садовым кольцом. Однако строить ее начали лишь в 1950 году, четвертой очередью. В 1954-м кольцо замкнулось. Неудивительно, что главными темами кольцевой стали триумф и процветание страны.

Курская (1950)

«Курская» – вторая после «Маяковской» станция глубокого заложения колонного типа. Вместо массивных пилонов опорами для сводов здесь служат тонкие колонны, создающие легкое единое пространство станции.

Фото mosmetro.ru
Фото mosmetro.ru

Для оформления этих колонн архитекторы Григорий Захаров и Зинаида Чернышева использовали каннелированные полуколонны. Эти колонны лишь в общих чертах напоминают о классических формах, переосмысляя их в духе ар-деко. Например, вместо традиционной капители верхнюю часть колонны составляет абака – плоская плита-пластина, подчеркивающая стремительную и современную геометрию станции.

Зато павильон станции выполнен в подчеркнуто классической манере. Он отсылает к триумфальной арке и храмовой архитектуре. Монументальная колоннада вестибюля завершается плеядой скульптурных женских фигур, напоминающих античных Фам – богинь молвы. В восточной стене устроена ниша, почти как алтарная апсида, в которой до 1960-х годов размещалась статуя Сталина.

Новослободская (1952)

«Новослободская» – пятая по счету станция московского метро, спроектированная Алексеем Душкиным. Один из пионеров советского метростроения, автор новаторских инженерных решений, здесь он воплощает свою давнюю мечту – включает в список отделочных материалов цветное стекло.

Применить стекло в дизайне метрополитена Душкин хотел еще до войны и даже специально ездил в Ригу на завод цветных стекол. Проект «Новослободской» 47-летний архитектор разрабатывал совместно с 29-летним учеником Александром Стрелковым. Тридцать два эскиза витражей создал художник Павел Корин – уроженец Палеха, выпускник МУЖВЗ, автор росписей собора Марфо-Мариинской обители и реставратор «Сикстинской мадонны» Рафаэля. По воспоминаниям коллег, при создании эскизов витражей он вдохновлялся рисунками парчовых тканей.

Корин выполнил и эскиз мозаики на торцевой стене станции. Изначально он хотел изобразить женщину с тремя детьми, однако в процессе работы женщине оставили одного ребенка, а композиция стала напоминать Богоматерь с младенцем. Первоначально над ребенком, протягивающим руки вверх, размещался медальон с портретом Сталина. После развенчания культа личности вместо него появились голуби.

Белорусская (1952)

«Белорусская» – трехсводчатая станция с опорой на пилоны. Ко времени ее открытия это был уже привычный тип для московского метро, поэтому станции требовалось дополнительное украшение. Тем более что эпоха архитектурных излишеств была в самом разгаре.

-5

Облик подземного дворца «Белорусской» придает множество деталей: гранитная чаша фонтана под золочеными решетками парадного входа, венецианские окна-серлианы в арках эскалаторного зала, бра, увитые мраморными листьями аканта. Архитекторы Иван Таранов и Надежда Быкова украсили свод кессонами с пшеничными и цветочными орнаментами, а на полу выложили разноцветную плитку, имитирующую рисунок белорусской вышивки.

Своды украшают панно, созданные по эскизам художника Григория Опрышко. Они выполнены в технике флорентийской мозаики. Один из плафонов тоже был изменен после развенчания культа личности: на одной из мозаик мастерицы вышивали профиль Сталина – его заменили на орден Трудового Красного Знамени.

* * *

Подробнее о послевоенных станциях 1950-х и довоенных 1930-х мы расскажем на экскурсии «Архитектура московского метро».

Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.

Подписывайтесь на наши соцсети: Facebook, Instagram, ВКонтакте, Телеграм, YouTube, TikTok.