Наряду с понятием роль существуют такие понятия как должность, звание и квалификация. Данные понятия помогают лучшим образом описывать человеческую деятельность.
Квалификация и звание — это характеристики исполнителя роли. Квалификация показывает уровень мастерства человека в исполнении какой-то роли. Данную оценку вводит какая-то организация[1], сообщество или государство. Звание также присваивается какими-то компетентными органами, и оно отражает положение человека в какой-то иерархии. Например, в науке, в армии, в компьютерных играх и т. п.
Должность определяет возможность и обязанность играть определенные роли, а также задаёт полномочия по распоряжению ресурсами (деньги, время исполнителей). Например, в должностных инструкциях записываются обязанности, которые можно перевести как обязательства играть одни роли и возможность играть другие роли. А ещё в кадровых и должностных документах определяется какими финансовыми, материальными и людскими ресурсами может распоряжаться человек на определенной должности. На должность человека назначают, и он подписывает соответствующие документы в части своих прав и обязанностей. Например, назначают на должность руководителя предприятия.
Обыватель будет говорить, что после назначения на должность человек обязан соблюдать должностные инструкции, а с точки зрения системного мышления можно говорить, что на должности человек имеет возможность и обязанность играть соответствующие роли. Руководитель предприятия — это должность, которая обязывает человека, как минимум, играть роли менеджера и лидера[2]. Он отвечает за ресурсы предприятия. И у него есть возможность сыграть любую роль на своём предприятии. А кто ему может запретить?
Некоторые руководители пользуются такой возможностью, и замыкают решение всех вопросов на себе. Таким образом, они сами играют все роли, а сотрудники только готовят документы[3], но не принимают решение по своей профессиональной роли, не ставят «шкуру на кон». Это все равно, что делающий операцию человек пойдет к главврачу с предложением утвердить то, где было бы правильно сделать надрез.
В личной жизни можно тоже выделять должности. Например, муж — это должность. На неё сначала «назначают», а потом из этого следуют обязанность и возможность играть определенные роли. Например, добытчика, защитника, воспитателя, любовника и т. п. По обоюдной супружеской договоренности к должностям «муж» и «жена» привязываются полномочия по распоряжению семейными ресурсами. Жизнь постоянно вносит изменения в семейные ролевые модели. Мужчина в XXI веке может выйти в декретный отпуск, и исполнять роль заботящегося за новорожденным. Этой новой роли придётся научиться.
Готовность человека занять должность означает, что претендент способен исполнить роли, которые закреплены за этой должностью. Чем ниже должность, тем меньшее количество ролей, меньше ответственности, и тем конкретнее обязанности. Но при этом меньше возможностей по распоряжению ресурсами: финансовыми, материальными, человеческими. Размер вознаграждения и степень ответственности также привязаны к должности. Долгое пребывание в определенной должности подразумевает, что человек накопил опыт в исполнении соответствующих ролей.
Обучаются не должностям, а ролям. Молодой человек, движимый инстинктом, желает жениться и в итоге получает должность мужа. Молодожёна «роднит» с карьеристом наличие рефлексов, которые заставляют двигаться и того, и другого. Амбициозные люди, движимые желанием власти и признания, жаждут быть большими начальниками. Однако, стремление к карьерному росту редко сопоставляется с умением исполнять профессиональные роли. Карьеристы мыслят должностями, то есть возможностями и ресурсами, но находятся на стадии неосознанной некомпетентности в части требуемых должностью профессиональных знаний.
Молодожена, как и новоиспеченного начальника дальше учит жизнь, но не все способны учиться прикладным ролевым практикам, если недостаточно развит интеллект (мыслительное мастерство)[4]. Часто непрофессионализм в исполнении ролей и нежелание учиться новым ролям выражается в воспроизведении простых моделей типа «я — начальник, ты — дурак». То есть за «сильной рукой» или авторитаризмом «мачо-лидера» скрывается банальный непрофессионализм, неспособность меняться и учиться новым ролям.
______
Понятия и модели: должность; звание; квалификация.
- [1] Про квалификацию на примере ШСМ подробнее в главе 12
- [2] Хороший руководитель предприятия отличает предпринимательскую, инженерную и менеджерскую деятельности. На разных стадиях развития бизнеса руководитель может в большей степени выполнять одну из этих ролей, хотя преимущественно руководитель исполняет роль менеджера. При этом сама роль менеджера разделяется на две важные подроли: организатора и операционного менеджера. Организатор проводит развитие предприятия, а операционный менеджер отвечает за текущую деятельность
- [3] Становятся писцами и аналитиками, которые собирают необходимые материалы
- [4] Добившиеся должности недоучившиеся обыватели часто не способны освоить необходимые ролевые практики
#САМОРАЗВИТИЕ