Городское благоустройство – одна из ведущих тем «Крымских новостей». Не потратив на поездку ни копейки бюджетных денег, мы отправились изучить опыт других российских городов. У Ростова-на-Дону (не путать с Ростовом Великим в Ярославской области) интересная история и множество достопримечательностей. Город покоряет своей многогранностью. Множество сохраненных исторических зданий, известные россияне – ростовчане, прекрасные парки и скверы, гармония прошлого и настоящего, подземелья и призраки, загадочное НЛО, за которым охотились немецкие спецслужбы, таинственные истории и борьба со снегопадом – всё это в нашем материале.
Ростов-на-Дону – крупнейший город на Юго-Западе России, административный центр Южного федерального округа и Ростовской области, с 2008 года – Город воинской славы. Расположен по двум берегам реки Дон, на юго-востоке Восточно-Европейской равнины. По численности населения – десятый город России - более 1,1 миллиона человек, а если взять всю Ростовскую агломерацию, то более 2,16 миллионов.
Город молодой, ему всего 272 года, берет свое начало с основания Темерницкой таможни по указу императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Сохранилось много зданий XIX века, вторая половина которого – период расцвета ростовских промышленников и купечества. Эти двух-трех-четырехэтажные здания в центре города придают Ростову особый колорит.
«Южная столица России», «Донская столица», «Ворота Кавказа», «Ростов-папа» - неофициальные названия Ростова-на-Дону. Более 1100 км к югу от Москвы, до Керчи 500 км на юго-запад. По широте Ростов всего на 2 градуса северней Крыма. Город донских казаков и донских армян. Район Нахичевань – армянское поселение в границах города. Сюда стекались армяне во времена Османских гонений, из Крыма перед присоединением Крыма к России в 1783 году, во время краха Советского Союза, из Нагорного Карабаха.
В 1779 году Екатерина II выпустила указ о переселении крымских армян в низовья Дона. Как такового Ростова-на-Дону здесь еще не было. Была только крепость святого Дмитрия Ростовского, небольшое поселение Полуденка и голая степь. За фактически принудительное переселение армянам были дарованы земли, право свободно торговать и вести дела, их освободили от государственной подати, службы и воинской повинности. Так появился Нахичевань-на-Дону. Ростов стал лидером экономического роста только после строительства железнодорожного вокзала, от которого нахичеванцы отказались из-за страха этнического размытия. Шло время, и Ростов поглотил Нахичевань, превратившийся из города в городской район.
Наше знакомство с Ростовом-на-Дону началось традиционно – от Главного автовокзала. Рядом Главный и Пригородный ж/д вокзал. На Привокзальной площади на вечной стоянке настоящий паровозик.
Лучше всего плюсы и минусы благоустройства заметны зимой. Два дня накануне нашего приезда шел снег, снежный покров до 25 см. Для Крыма, с редкими снегопадами, это стало бы причиной транспортного коллапса, а точку в вялотекущей борьбе со снегом поставила бы наступившая вскорости оттепель. В Ростове-на-Дону всё не так, во всяком случае город чистят, стараются чистить, транспорт ездит, пешеходы ходят. Коллапса нет.
Идем по городу, присматриваемся, попутно знакомимся с достопримечательностями. Всё замечательно, несмотря на мороз. Во второй половине дня проглянуло солнце, потеплело. Настроение поднимают недорогие мини-кофейни с аппетитной вкусной сдобой и горячим кофе. Цены вполне лояльные, как и отношение к кюарам и маскам.
Прошли вдоль и поперек всю центральную часть правобережья – от вокзала до парка им. Октябрьской Революции вдоль Театрального проспекта, километров 18-20. Параллельно Дону тянутся основные магистрали: улицы Красноармейская, Пушкинская, Большая Садовая, пересекаемые множеством улочек и переулков. От Дона поднимаются на север проспекты Сиверса, Буденновский, Ворошиловский, Театральный. Из-за такой планировки улиц Ростов иногда сравнивают с Чикаго – параллельные основные магистрали со множеством пересекающих их улочек. Или с Сан-Франциско, изобилующим спусками-подъемами. С Чикаго, в том числе, из-за всплеска деловой активности со второй половины XIX века. Флагманами экономического развития стали порт и строительство железнодорожного вокзала.
Кроме торговли купечество вкладывало деньги в доходные дома. Многие зажиточные горожане богатели за счет сдачи их внаем, как, впрочем, и некоторые наши современники. И сейчас эти доходные дома, разнообразной и изящной архитектуры, украшают городские улицы: И.С. Леванидова, Сариевых, К.А. Ворожеина (позже - купчихи П.К. Масалитиной), Е.Я. Костина, А.М. Штрома, братьев Веселовских, Л.Г. Каралли, К.И. Шапошникова, И.А. Риттенберга, наследников В.Р. Максимова, М.Л. Черновой и др. Большинство этих зданий бережно охраняется государством и имеет вполне презентабельный вид.
Многие из этих, почти двухсотлетних строений имеют статус историко-культурного наследия, пережили гражданскую войну, оккупацию времен Великой Отечественной войны. Улочки с двух-трехэтажной старинной застройкой кажутся светлыми и просторными. И каждый дом имеет свою историю, иногда таинственную, жуткую и мистическую.
«Нехороший дом» мукомола Солодова на Газетном 47. Его фабрика была рядом, сгорела, мукомол разорился, сошел с ума и стал бродить по руинам. Некоторые утверждают, что до сих пор здесь можно встретить стенающего призрака.
Дурная слава и у «Астраханских гостиничных номеров» в доме Исаева (Большая Садовая 7), где в 1914 году покончил с собой, приняв яд, крестьянин Коровой.
Есть в Ростове аномальные современные многоэтажки. Жители пятиэтажек на перекрестке ул. Лермонтова и просп. Кирова жаловались на появления призрака возле домов – мужчины средних лет, при приближении он таял в воздухе, проходил через стену здания или исчезал в сторону частного сектора.
Печальная репутация у нового красивого двухэтажного особняка на ул. Малиновского. Здесь арендаторы не задерживались надолго, стараясь поскорей избавиться от «нехорошего дома». Они жаловались, что в пустых комнатах постоянно кто-то ходит и стонет. Рассказывают, что это дух девушки, изнасилованной, убитой и замурованной в стену одним из рабочих во время длительного строительства дома.
Возможно, все эти истории связаны с тем, что Ростов построен на геомагнитной аномалии – разломе тектонических плит. К этому можно добавить и таинственные легенды о ростовских подземельях, Кобяковом городище, Храме Семи Теней и НЛО, севшем на Зеленом острове в черте города в 1940 году. Сначала им занималось НКВД, засекретив всю информацию об НЛО, а во время оккупации сюда спешно прибыли сотрудники германских спецслужб. Исследования взяли под особый контроль специалисты спецподразделения «Аненербе» (те самые, что вели изыскания на Бойкинском массиве над Большим каньоном Крыма) и лично Генрих Гиммлер. Результаты изысканий видимо еще долго будут спрятаны под грифом «Совершенно секретно».
Идем по Пушкинской, на здании табличка: «В этом доме жила знаменитая ученица К.Г. Юнга и З. Фройда психоаналитик Сабина Шпильрейн 1885-1942гг». Основоположница детского психоанализа Сабина Шпильрейн была пациенткой Карла Густава Юнга, позднее, когда ее психическое состояние значительно улучшилось, его ученицей и возлюбленной. Сабина, увлекшись психоанализом, работала с Зигмундом Фрейдом. В 1912 году вернулась в Россию. Здесь, в Ростове, она жила в доме 83 по Пушкинской улице. Сабина Шпильрейн была расстреляна в Змиёвской балке вместе с 24 тысячами ростовчан в годы оккупации Ростова гитлеровцами.
Конечно, есть и романтические истории, связанные с ростовскими зданиями. Идем по Большой Садовой. Взгляд привлекает изящное здание с черной луковкой на верху – особняк ростовской красавицы Маргариты Черновой, подаренный ей богатым купцом Парамоновым (владельцем знаменитых Парамоновских складов на берегу Дона, о которых речь ниже).
Ростов-на-Дону развивается, растет, строится, появляются новые современные высотки. Но делается это, на наш взгляд, осторожно и продуманно, чтобы не уничтожить особую атмосферу города с прошлым.
Несколько лет ростовчане борются за сохранение знаменитых Парамоновских складов на берегу Дона. Коммерсанты планируют в лучшем случае разобрать их и отстроить заново, а в худшем – снести ради новых отеля, спа-комплекса, ресторана. Пока достопримечательность спасает активность жителей и статус федерального культурного наследия. Склады XIX века интересны тем, что через них протекают термальные источники со склона донского берега, зимой и летом температура воды +18. Много интересного о складах и городских источниках рассказала случайная собеседница, «дама с собачкой», обрадованная тем, что мы из Крыма, где у нее живет родная тетушка в Ялте.
Впечатлили подземные переходы, не захламленные торговыми точками, с красочными, яркими мозаичными панно, посвященными нашей истории.
На улице Станиславского внезапно оказываемся в прошлом. Узкая улочка, невысокие дома, трамвайчик (правда, современный) и самая настоящая барахолка! И никто не разгоняет. Точка притяжения туристов и охотников за антикварными раритетами. А вот на подходе к Центральному рынку прохожий предупредил о других «охотниках», обратив внимание на наши, свисающие с плеча, камеры: «Вы поаккуратней с фотоаппаратом». Но ни одного жулика-грабителя за весь день, к счастью, так и не удалось встретить, ни на центральных улочках, ни в глухих переулках. Сложилось впечатление о ростовчанах, как о симпатичных и доброжелательных людях.
Любой, мало-мальски образованный гость Ростова, путешествуя по его улицам, поразится огромному количеству известных и не очень известных персоналий, чья жизнь, в тот или иной момент, была связана с этим городом, чьи имена снискали любовь ростовчан. Писатели и поэты Александр Сергеевич Пушкин, Антон Павлович Чехов, Михаил Шолохов, Александр Солженицын. Классик отечественного джаза Ким Назаретов, музыканты и исполнители Юрий Башмет, Вася Обломов, Ирина Аллегрова, Изабелла Юрьева, композитор Михаил Гнесин, поэт-песенник Николай Доризо, актеры Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Сергей Жигунов, художники Мартирос Сарьян, телеведущий Дмитрий Дибров, киносценарист Виктор Мережко, режиссер Сергей Бондарчук, режиссер и сценарист Александр Ханжонков – основатель Ялтинской киностудии – те, кто родился здесь или провели часть своей жизни. А также офтальмолог Святослав Федоров, микробиолог Зинаида Ермольева, трижды Герой Советского Союза, маршал Семён Иванович Буденный и ряд других, более или менее известных личностей.
Ростовчане считают свой город джазовой столицей России. Здесь есть детская джазовая школа, специальные отделения в Ростовском колледже искусств и Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова, джазовый клуб ESSE, куда приезжают музыканты со всех краев нашей страны и из-за рубежа. Кстати, джазовые музыканты из Ростова-на-Дону - частые гости крымских джазовых фестивалей в Коктебеле.
Ростов – город яркий, насыщенный разными объектами, привлекающими внимание, город множества достопримечательностей: памятники, исторические и современные сооружения, мемориальные объекты, скульптурные композиции. Да и сами ростовчане вносят свой вклад в колорит города. Будь то необычная подворотня, граффити, оформление небольшого магазинчика или просто окна дома.
Но, несомненно, главным украшением города является Дон, широкий, лениво несущий к Азовскому морю свои воды. Поэтому и называют его уважительно – Дон Батюшка. Под стать реке мощные мосты, переброшенные через реку – Ворошиловский, Темерницкий. Просторная, протянувшаяся на несколько километров красавица набережная со множеством скульптурных композиций, порт, пришвартованные корабли, обилие высоких деревьев, кустарников, газонов. Всё это создает неповторимую атмосферу праздничного города.
И на набережной, и повсеместно, где проходили, обилие зеленых насаждений. Даже зимой можно представить летний Ростов, утопающий в зелени. Деревьев множество, особенно тех, которым лет по 50-70. И нигде ни одного с «обрубленной головой», как это можно увидеть в Симферополе, и, особенно, в Феодосии. Много высаженных и уже подросших молодых деревьев, по виду примерно десяти- двадцатилетних.
Поражает обилие скверов, бульваров, парков, их размеры. Ростовские скверы и скверами трудно назвать. По крымским меркам – настоящие парки. Ничего лишнего: аккуратно вписанные скульптуры и памятники, удобные лавочки, урны, изредка туалеты – и всё. Ростовчанам повезло, что у них нет своего Церетели, местные скульпторы не страдают увлечением гигантизмом за бюджетные средства. Никаких будок, палаток, коммерции. Место отдыха ростовчан, зеленые легкие города. Вместо тротуарной плитки в скверах и на тротуарах добротный асфальт. Его не нужно перекладывать каждые пару лет, он долговечнее плитки, а это экономия, пример хозяйского подхода. За состоянием зеленых зон бдительно следят местные активисты.
Обратили внимание на обилие детских площадок, внутри дворов, в скверах, на набережной, а вот изобилия всяческих коммерческих аттракционов нет. И повсеместно хорошее освещение: вдоль улиц, в парках и скверах, вдоль Дона, на мостах, на детских площадках.
На следующий день после обильного снегопада город активно убирают. Дворников меньше, чем в Москве, но больше, чем в крымских городах. К обеду тротуары либо полностью расчищены, либо прочищены хотя бы дорожки. В скверах даже с лавочек убирают снег. Работают в основном женщины, слишком не напрягаются, но результат заметен. Дороги подчищены, работает техника там, где уборка еще не завершена.
Возвращаемся в Крым через Керчь, в Феодосию. Нечищеный, тощий, затоптанный снежок, гололед, грязь, разбитые тротуары, разваливающиеся исторические здания, изуродованные деревья.
Святослав Каверин
Фото Веры Поляковой и автора
#Ростов-на-Дону #Дон #благоустройство #снегопад #зеленыенасаждения #историяРостова #достопримечательности #БольшаяСадовая #Пушкинскаяулица #путешествия