Найти тему
Гафуров Фергат

Величайшая афера в истребительной авиации или ошибка Сталина

Мы хорошо помним девиз великого Покрышкина "Высота, скорость, маневр, огонь" и немецкий истребитель, по совершенно непонятным причинам ставшим грозой советской авиации.

Впервые И-16 и Ме-109 встретились в небе Испании и эта встреча оказалась не в пользу немецкого самолета. Но уже следующая модификация, в конце той же войны , оказалась более скоростной и имела большую СКОРОПОДЬЕМНОСТЬ. Запомним последнюю характеристику, оно немаловажно в нашем повествовании. Были проведены испытательные полеты доставшегося "по случаю" немецкого истребителя и они подтвердили отчеты советских летчиков вернувшихся из Испании. Вердикт: И-16 морально устарел и требуется кардинальное обновление модельного ряда. Возможно этот вердикт и стал роковым, но все же продолжим.

Над небом Халхин-Гола идут упорные бои . И здесь произошло то , что похоже спутало карты многим в Москве. Прямо на полевом аэродроме на И-16 устанавливают , пришедший для И-153 "Чайка" , двигатель М-62. И обновленный истребитель вызывает восторг у летчиков, по словам очевидцев. И тут возникает первый вопрос. Те 15 км дополнительной скорости вызвали такой восторг? Или же зафиксированное ТТХ не совсем корректно? И почему биплан И-153, имевший огромное лобовое сопоотивление, выдал с новым двигателем прирост скорости по отношению к предшественнику И-15 бис целых 70 км.ч а прилизанный И-16 остался практически при своих, около 460 км.ч по документам. Или же восторг вызвал у летчиков увеличившаяся на 3 м.с СКОРОПОДЬЕМНОСТЬ до 17, и превосходя уже по данному компоненту немецкий современнейший Ме-109 эмиль(15.5 м.с). Почему в Москве не обратили на это внимание? Или не захотели?

Далее устанавливается еще более мощный двигатель М-63 мощностью 1100 л.с. но вот здесь опять непонятки. Устанавливается более мощный двигатель, а скорость прирост всего 10 км .ч и скороподьемность уменьшается до 15.5 м.с. и сравнивается с Эмилем.

Постепенно на вооружение принимаются новые самолеты Як-1, Лагг-3 и Миг-1. И тут стоит сравнить эти самолеты не только по скорости , но и по другим характеристикам с Ишачком. По документам И-16 уступал в скорости всем троим новичкам и уступал порядочно - около 60 км.ч, повторяю по документам . А вот на виражах переигрывал всех(17 секунд И-16) , у самого шустрого из новичков Як-1 на 7 секунд (24). По скороподьемности, за счет чего Ме-109 и переигрывал наши истребители , И-16 (15.5) превосходил Як-1 на секунду (14,6), а на следующих модефикациях вплоть до 43-го года на 2 секунды, это огромная цифра, по тем временам

То есть по двум основным критериям устаревший И-16 переигрывал новейшие советские истребители. Плюс его бешенная маневренность. Теперь по скорости. По официальным данным новички обгоняли И-16 , но это по бумагам , а на самом деле?

И тут опять возникают множество вопросов. Почему из всей четверки именно немецкое командование запрещало ввязываться в открытый бой только с "Крысой"(И-16). Второй вопрос, почему на И-16 не был установлен редуктор и трехлопастной винт, что значительно увеличивало скорость, а двигатель М-63 мощностью 1100 л.с позволял это делать и по многим сравнительным раскладкам с другими аналогичнымти двигателями, это увеличивало тягу, а значит и скорость.

Врзникает множество вопросов почему. Возможно все плюнули на И-16 , зная вердикт НКАП и имея возможность продвинуть свои машины и своих протеже. Возможно сказалось охлаждение Сталина к Поликарпову , после гибели Чкалова на И-180 и связываться с модернизацией не спешили. А сам он уже занимался самолетом будущего, под двухрядные движки воздушного охлаждения(И-180), которые во второй половине войны сделают наши самолеты одними из лучших в мире. Правда есть неподтвержденная версия , что Поликарпов предлагал НКАП в 39- м установить на И-16 трехлопастной винт с редуктором, но автор подтверждения этого не нашел. Но так или иначе войну мы начали с самолетами уступающими немецким и И-16, не выглядел бледным на фоне новичков. И только остается сожалеть , что модернизация И-16 так и не была сделана с учетом всех новшеств того времени. И так ли было бы важно летчикам крутят они рукоятку 58 раз , убирая шасси или нажимают конопку, имея в руках самолет превосходящий все отечественные по основным критериям и немногим уступая немецкому. А уступал бы он , если была бы проведена полная модернизация....???

И-185 Поликарпова читайте здесь:

И-185 Поликарпова-универсальный солдат не приглашенный на войну

Комментируйте, подписывайтесь на канал и голосуйте