Найти тему
Позитивная старость

Пародия – легальная форма литературной перепалки

«Продолжаю продолжать», как говорил классик.

Напомню, что моя цель показать вам образцовые примеры острой литературной дискуссии в рамках приличий. Кто-то скажет – обойдусь и без тебя. Не возражаю. Но ради тех, кто сохраняет интерес, продолжу.

Уже вышло четыре текста. Перечислю их.

Литературная перепалка в рамках эстетики

Пря между Есениным и Маяковским

Литдискуссия за пределами художественного вкуса

И вновь о пользе чтения

Это будет пятый текст – юбилейный.

До сих пор я ограничивался прозой. Поэты начинают обижаться на меня. Поэтому вспомню, как в острую минуту стихотворцы отзывались друг о друге. Здесь главенствует жанр пародии.

Вот несколько примеров.

Пример 1. Как известно, Иван Бунин недолюбливал всех своих литературных собратьев. Многих он отругал в прозе. Но есть и стихи. Вот пародия на поэта-декадента Константина Бальмонта:

Собака я, когда с собакою,
Я с лесом лес, со зноем зной,
Я Титикака с Титикакою,
Но я не муж, когда с женой.

Согласитесь, остренько )). И без похабства.

Пример 2. Корней Чуковский не только самый издаваемый детский писатель, но и превосходный литературный критик. В дореволюционную пору он вовсе не знал удержу. Его рецензии были убийственными. Один эпитет «символочь» в отношении некоего поэта-символиста чего сто́ит. Но и ему спуска не давали тогдашние соперники.

Когда Чуковский написал «трескучую и моветонную» статью о Сергее Городецком (как он сам выразился в своём дневнике), появилась эпиграмма:

Сергей воспел стихами «Ярь»,
Корней покрыл его хвалою.
Поверьте, други, вас бы встарь
Одною высекли лозою.

Как вам? Мне это «одной лозою» очень понравилось.

Пример 3. У молодой Мариэтты Шагинян есть такая строчка (1910-е года, Серебряный век):

Девы нет меня благоуханней.

В то время таких вещей мимо не пропускали. Столь же молодой Александр Куприн попросил её:

Благоухни мне, как бутон.

Вот конь! ))

Пример 4. Поэтесса Вера Ибнер написала стихотворение и показали его Маяковскому. Стих изобиловал неудачными метафорами. Маяковский ругать не стал, а немедленно придумал литературную экзекуцию:

Ах, у Инбер, ах, у Инбер
Что за глазки, что за лоб!
Всё глядел бы, всё глядел бы
На неё б, на неё б…

Фонетическое звучание этого стишка очень веселило простую публику.

Пример 5. Маяковский в своем стихотворении «Юбилейное» назвал Есенина «балалаечником», и однажды вечером, после игры в бильярд, Есенин решил ему ответить:

Мне мил стихов российский жар.
Есть Маяковский, есть и кроме,
Но он, их главный штабс-маляр,
Поет о пробках в Моссельпроме.

Маяковский язвить не стал: «Квиты», – улыбнулся он. Но Есенин не остановился и, сделав грустное лицо, продолжил: «Да... что поделаешь, я действительно только на букву Е. Судьба! Никуда не денешься из алфавита!.. Зато вам, Маяковский, удивительно посчастливилось, всего две буквы отделяют от Пушкина. Только две буквы! Но зато какие – НО!»

***

И, напоследок, не могу удержаться от того, чтобы не привести одну из пародий Александра Иванова. Она называется «После сладкого сна». Первоисточником послужила такая строфа:

Непрерывно,
С детства,
Изначально
Душу непутевую мою
Я с утра кладу на наковальню,
Молотом ожесточенно бью. (Анисим Кронгауз)

Вот что получилось у Иванова:

Многие (Писать о том противно;
Знаю я немало слабых душ!)
День свой начинают примитивно —
Чистят зубы,
Принимают душ.
Я же, встав с постели,
Изначально
Сам с собою начинаю бой.
Голову кладу на наковальню,
Молот поднимаю над собой.
Опускаю…
Так проходят годы.
Результаты, в общем, неплохи:
Промахнусь — берусь за переводы,
Попаду —
Сажусь писать стихи…

Последнее четверостишие – просто финиш. Никакой анекдот вам не напоминает?

Мне напоминает )).