Найти тему

Мы помним вас, учителя!

Г. Жиздра, Старое здание нашей школы.
Г. Жиздра, Старое здание нашей школы.

Древние философы разделяли первые годы жизни человека от рождения до взросления на три периода: детство, отрочество и юность. Каждому периоду отводилось по семь лет.

С годами я понял, что такое деление довольно условное. Например, мои старшие братья и их сверстники, пережившие фашистскую оккупацию, концлагерь, неволю на чужбине, очень рано повзрослели, минуя фактически и детство, и отрочество. Заметно отличаются своими подходами к жизни, отношением к существующей действительности выпускник средней школы с одной стороны и выпускник ремесленного училища, юноша, окончивший техникум с другой стороны, хотя их возраст может совпадать. У последних, как правило, отсутствует инфантильность, они быстрее вливаются в трудовые коллективы, практичнее смотрят на быт, на окружающую среду.

Итак, я, четырнадцать лет от роду, после сельской школы перешёл на новый уровень взросления – юность и в 1959 году стал учащимся восьмого класса Жиздринской средней школы №1.

Заметно было отличие городского учительского коллектива от прежнего, сельского. И это не значит, что один хуже или лучше другого. Просто сказывается несколько другой уклад городской жизни, да и требования к учителям средней школы поднимаются на более высокий уровень…

Наши учителя

К счастью, учителя иностранного языка нашей сельской школы Ларису Сергеевну Корнеёнкову (Максимову) перевели в Жиздру, и она стала нашим классным руководителем. И естественно, это ускорило безболезненную адаптацию нас, троих сельских ребят из Младенска, к новым условиям городской школы. Классные часы она проводила нестандартно: то устроит мастер-класс по приготовлению обеда из трёх блюд с вовлечением каждого ученика, то проведёт музыкальный конкурс, то организует велосипедную вылазку в деревню к одному из захандрившему однокласснику. И вскоре ребята с разными интересами стали единым дружным коллективом.

Много добрых слов можно сказать и о других учителях. Преподаватели русского языка и литературы Т.П. Орлова и А.В. Маркасова отличались и методикой ведения урока, и характерами. Тамара Павловна была представителем старой педагогической школы, а Анжела Викторовна пришла в школу по распределению еще из Московского пединститута - Калужский вуз тогда делал только первые шаги. Но ученики чувствовали их искреннее стремление дать нам хорошие знания.

Всегда оживлённо проходили занятия у преподавателей общественных наук Н.С. Шумкина (его жена, Валентина Ивановна, вела уроки алгебры, геометрии и тригонометрии) и Л.Р. Балакиной. Николай Сергеевич практически полвека проработал в школе, снискав любовь и уважение населения всего города. Как ветеран войны он много интересного повидал на свете и исподволь пытался передать накопленный жизненный опыт нам. Часто на его уроках по истории, чтобы не выходить к доске, кто-нибудь из учеников задавал вопрос не по теме. И тогда Николай Сергеевич надолго отвлекался, превращая урок в познавательную и поучительную беседу. И только гораздо позже мы стали понимать, какое большое значение он придавал этим беседам для нашего взросления.

А время было бурное и в мире, и в стране. Политическая карта мира менялась с такой быстротой, что типографии не успевали наносить новые государства. Если в школе- семилетке мы видели, например, на карте Африки только три-четыре страны, остальная территория представляла собой цвета колоний и протекторатов, то в начале шестидесятых годов в результате национально – освободительного движения народов на этом континенте стало более 30 государств.

Однажды на уроке астрономии мы услышали необычный шум и беготню в коридорах школы. Оказывается, кто-то принес весть, что в космос полетел впервые в мире советский человек Юрий Алексеевич Гагарин. Ради такого события Лидия Николаевна Мартынова нас тоже отпустила с занятия. На улице, куда к тому времени высыпала вся школа, был ясный солнечный день. Было понятно, что разглядеть мы ничего в небе не сможем. Да и космический корабль уже вернулся на землю. Но все еще долго продолжали заворожённо смотреть в безоблачное небо.

Но самое важное изменение в этот период было во введении обязательного политехнического образования с производственным обучением. Жиздринская средняя школа №1 была уже готова к этому в предыдущие годы. При школе располагался земельный участок гектара на полтора, на котором заложен сад, выращивались силами учащихся овощи, а школа по юннатскому движению входила в десятку лучших по области.

Руководила организацией работ на участке и преподавала «Основы дарвинизма» опытный биолог Татьяна Фёдоровна Губарева. До войны она была завучем в Жиздринском педтехникуме. Кроме того, она вела кружок школьных орнитологов. Я, пришедший из сельской школы, завидовал ребятам, которые уже несколько лет изучали повадки птиц, их маршруты перелётов, умели окольцовывать и расшифровывать надписи окольцованных особей, прилетевших из дальних стран и континентов. В тесном биологическом кабинете было много интересных и необычных экспонатов.

Для производственного обучения в старших классах в полуподвальном помещении школы была оборудована токарно-слесарная мастерская. Здесь В.С. Азаров учил нас работать напильником, ножовкой по металлу при изготовлении различных слесарных инструментов. Наиболее способным ребятам доверялся токарный станок. В одиннадцатом классе производственному обучению отводилось уже два дня в неделю, в которые мы практиковались на ремонте автомашин в гараже «Райпотребсоюза» и изучали правила дорожного движения по программе водителей.

Физкультурой с классом занимался брат Василия Семёновича Константин Семёнович Азаров. Он принимал участие в освобождении родного города от фашистских захватчиков. И пробивая лыжню за городом для школьных занятий и для лыжных соревнований, иногда рассказывал нам, какими тропами он с отрядом во время войны подходил к городу. А Вера Антоновна Азарова вела уроки пения, на которых мы наряду с хоровым, ансамблевым пением знакомились с азами классической музыки. Добрую память о себе Вера Антоновна оставила сочиненным ею «Жиздринским вальсом Вторым преподавателем физкультуры был Иван Афанасьевич Кубарев. Он вёл занятия с девочками и курировал гимнастику. В спортивных состязаниях Первая школа всегда соперничала со Второй. И благодаря Ивану Афанасьевичу чаще всего в районных соревнованиях по гимнастике становились победителями наши спортсмены.

В моду школьного образования стала входить кабинетная система. И мы впервые стали на каждый урок переходить из класса в класс. Конечно, первоначально лучше всего были оборудованы кабинеты физики и химии. Позже пополнились специфическими учебными пособиями кабинеты и по другим предметам. Наиболее эффективно кабинетная система использовалась на уроках химии. В эти годы в стране были разведаны большие запасы нефти, газа, на основе которых стали широко внедряться в производство новые синтезированные на основе неорганической и органической химии материалы. И Серафима Наумовна Дынкина убеждала нас, что будущее принадлежит химии. Видимо, благодаря интенсивной учёбе на уроках химии двое одноклассников поступили в институт имени Менделеева.

В кабинете физики Антонина Ивановна Никишина, как правило, занятия проводила с использованием демонстрационных приборов, и она тоже «налегала» на решение задач.

А вообще, я думаю, можно оценить труд и авторитет наших учителей хотя бы по такому показателю: все одноклассники после получения среднего образования продолжили свое обучение: два человека – в техникумах, остальные – в вузах.

Г. Жиздра, выпуск 1972г.  ЖСШ №1. Фото используется, чтобы показать учителей. В наши годы принято было фотографироваться только с классным руководителем. Кроме того, в этом выпуске учились моя сестра Нина и брат Н. Шамаров. Директор школы Н.С. Шумкин - в 1-м ряду, 4-й справа. Фото моего класса будет в следующей статье.
Г. Жиздра, выпуск 1972г. ЖСШ №1. Фото используется, чтобы показать учителей. В наши годы принято было фотографироваться только с классным руководителем. Кроме того, в этом выпуске учились моя сестра Нина и брат Н. Шамаров. Директор школы Н.С. Шумкин - в 1-м ряду, 4-й справа. Фото моего класса будет в следующей статье.

Досуг учащихся

В школе популярна была художественная самодеятельность. К каждому советскому празднику готовился концерт, как правило, в форме литературно – музыкальной композиции. Здесь был простор и для хора, и для солиста, и для чтеца. Режиссёрами выступали учителя литературы Тамара Павловна и Анжела Викторовна, а концертмейстером – учительница пения Вера Антоновна, а позже Тамара Никитична Ермакова, преподаватель музыкальной школы.

Сильное впечатление на зрителей производила постановка танцев учительницей истории Лидией Робертовной. Эффектно смотрелись на сцене наши ребята в строгих тёмных костюмах с девочками из следующего за нами класса в нарядных платьях, когда пары степенно шествовали под полонез Огиньского «Прощание с Родиной». А Элла Федосеева покоряла всех в «Лебеде» Сен-Санса. Популярен был мужской ансамбль, основу репертуара которого составляли песни Краснознамённого ансамбля имени Александрова: «Дороги», «Хотят ли русские войны?», «Вася Крючкин», «Я люблю тебя, жизнь», «Бухенвальдский набат» ...

В драмкружке каждый год готовили к постановке какую-нибудь сцену из театральной классики. Как-то раз наш класс «замахнулся» на постановку полноценного спектакля в двух действиях и нескольких картинах на сцене районного Дома культуры. Дом культуры построили недавно. До этого вся общественная жизнь района и города теснилось в деревянном здании кинотеатра. Там демонстрировали фильмы, проводили совещания, концерты, вели кружковую работу по интересам с населением. А теперь все культурно - общественные мероприятия переместились в просторные помещения. Сцена оборудована современной осветительной аппаратурой.

В подготовке новоиспечённых «артистов» помогали даже учителя ЖСШ №2. Они же предложили для солидности мероприятия сделать его платным и сами купили самые дорогие билеты при ценах 20, 30 и 40 копеек.

События в драме, кажется, Бориса Горбатова «Голос отцов» разворачивались на Украине, захваченной войсками Петлюры при содействии немцев, где молодые патриоты вели подпольную работу по освобождению родины. Художник для каждой картины подготовил декорации, которые вместе с регулируемой подсветкой рампы подчеркивали драматизм или романтику разворачивающихся на сцене событий. Наши литераторы для придания большей достоверности колдовали с гримом, подправляли костюмы, делали причёски с использованием щипцов для завивки волос. Самую яркую роль бескомпромиссной подпольщицы сыграла Тамара Кузьменко. Мне представляется, что Тамара и по жизни вобрала в себя характеры популярных актрис: мужество Извицкой, женственность Пилецкой, целеустремлённость Быстрицкой. Я представлял в спектакле наивного оптимиста Ефимчика.

Наш спортзал мог быстро превратиться в актовый зал. Для этого спортивные снаряды и маты убирали в подсобку, в пазы пола прятали крюки крепления снарядов, расставляли ряды стульев, которые быстро заполнялись зрителями – школьниками. А на сцене, в зависимости от мероприятия, устанавливались или столы для президиума школьного собрания, или декорации к концерту. И всё это на фоне расписанной задней стены сцены известным пейзажем Куинджи «Берёзовая роща».

Жиздринский край медленно отпускало дыхание войны. И через пятнадцать лет по Жиздре возвышались местами груды кирпича от разрушенных до основания домов. Поэтому школьниками серьёзно воспринимались литературные вечера на военную тематику: то ли это разговор о творчестве поэтов, погибших на фронтах, то ли история создания Моабитских тетрадей Мусы Джалиля, погибшего в фашистском концлагере, или история жизни пламенного борца с фашизмом Юлиуса Фучика.

И конечно, школьники выполняли основной объем работ по уборке картофеля в колхозах. За четыре года мы побывали в большинстве хозяйств района. Оплата школьникам тогда была не принята. Колхозы предоставляли жильё в крестьянских семьях и питание. Чаще всего за парты садились только в середине октября, навёрстывая потом учебную программу дополнительными уроками. Но никто из нас не роптал, осознавая, что кроме нас некому помочь обезлюдившей в результате войны деревне…

В очередной статье я расскажу о замечательных одноклассниках средней школы.