Древние философы разделяли первые годы жизни человека от рождения до взросления на три периода: детство, отрочество и юность. Каждому периоду отводилось по семь лет.
С годами я понял, что такое деление довольно условное. Например, мои старшие братья и их сверстники, пережившие фашистскую оккупацию, концлагерь, неволю на чужбине, очень рано повзрослели, минуя фактически и детство, и отрочество. Заметно отличаются своими подходами к жизни, отношением к существующей действительности выпускник средней школы с одной стороны и выпускник ремесленного училища, юноша, окончивший техникум с другой стороны, хотя их возраст может совпадать. У последних, как правило, отсутствует инфантильность, они быстрее вливаются в трудовые коллективы, практичнее смотрят на быт, на окружающую среду.
Итак, я, четырнадцать лет от роду, после сельской школы перешёл на новый уровень взросления – юность и в 1959 году стал учащимся восьмого класса Жиздринской средней школы №1.
Заметно было отличие городского учительского коллектива от прежнего, сельского. И это не значит, что один хуже или лучше другого. Просто сказывается несколько другой уклад городской жизни, да и требования к учителям средней школы поднимаются на более высокий уровень…
Наши учителя
К счастью, учителя иностранного языка нашей сельской школы Ларису Сергеевну Корнеёнкову (Максимову) перевели в Жиздру, и она стала нашим классным руководителем. И естественно, это ускорило безболезненную адаптацию нас, троих сельских ребят из Младенска, к новым условиям городской школы. Классные часы она проводила нестандартно: то устроит мастер-класс по приготовлению обеда из трёх блюд с вовлечением каждого ученика, то проведёт музыкальный конкурс, то организует велосипедную вылазку в деревню к одному из захандрившему однокласснику. И вскоре ребята с разными интересами стали единым дружным коллективом.
Много добрых слов можно сказать и о других учителях. Преподаватели русского языка и литературы Т.П. Орлова и А.В. Маркасова отличались и методикой ведения урока, и характерами. Тамара Павловна была представителем старой педагогической школы, а Анжела Викторовна пришла в школу по распределению еще из Московского пединститута - Калужский вуз тогда делал только первые шаги. Но ученики чувствовали их искреннее стремление дать нам хорошие знания.
Всегда оживлённо проходили занятия у преподавателей общественных наук Н.С. Шумкина (его жена, Валентина Ивановна, вела уроки алгебры, геометрии и тригонометрии) и Л.Р. Балакиной. Николай Сергеевич практически полвека проработал в школе, снискав любовь и уважение населения всего города. Как ветеран войны он много интересного повидал на свете и исподволь пытался передать накопленный жизненный опыт нам. Часто на его уроках по истории, чтобы не выходить к доске, кто-нибудь из учеников задавал вопрос не по теме. И тогда Николай Сергеевич надолго отвлекался, превращая урок в познавательную и поучительную беседу. И только гораздо позже мы стали понимать, какое большое значение он придавал этим беседам для нашего взросления.
А время было бурное и в мире, и в стране. Политическая карта мира менялась с такой быстротой, что типографии не успевали наносить новые государства. Если в школе- семилетке мы видели, например, на карте Африки только три-четыре страны, остальная территория представляла собой цвета колоний и протекторатов, то в начале шестидесятых годов в результате национально – освободительного движения народов на этом континенте стало более 30 государств.
Однажды на уроке астрономии мы услышали необычный шум и беготню в коридорах школы. Оказывается, кто-то принес весть, что в космос полетел впервые в мире советский человек Юрий Алексеевич Гагарин. Ради такого события Лидия Николаевна Мартынова нас тоже отпустила с занятия. На улице, куда к тому времени высыпала вся школа, был ясный солнечный день. Было понятно, что разглядеть мы ничего в небе не сможем. Да и космический корабль уже вернулся на землю. Но все еще долго продолжали заворожённо смотреть в безоблачное небо.
Но самое важное изменение в этот период было во введении обязательного политехнического образования с производственным обучением. Жиздринская средняя школа №1 была уже готова к этому в предыдущие годы. При школе располагался земельный участок гектара на полтора, на котором заложен сад, выращивались силами учащихся овощи, а школа по юннатскому движению входила в десятку лучших по области.
Руководила организацией работ на участке и преподавала «Основы дарвинизма» опытный биолог Татьяна Фёдоровна Губарева. До войны она была завучем в Жиздринском педтехникуме. Кроме того, она вела кружок школьных орнитологов. Я, пришедший из сельской школы, завидовал ребятам, которые уже несколько лет изучали повадки птиц, их маршруты перелётов, умели окольцовывать и расшифровывать надписи окольцованных особей, прилетевших из дальних стран и континентов. В тесном биологическом кабинете было много интересных и необычных экспонатов.
Для производственного обучения в старших классах в полуподвальном помещении школы была оборудована токарно-слесарная мастерская. Здесь В.С. Азаров учил нас работать напильником, ножовкой по металлу при изготовлении различных слесарных инструментов. Наиболее способным ребятам доверялся токарный станок. В одиннадцатом классе производственному обучению отводилось уже два дня в неделю, в которые мы практиковались на ремонте автомашин в гараже «Райпотребсоюза» и изучали правила дорожного движения по программе водителей.
Физкультурой с классом занимался брат Василия Семёновича Константин Семёнович Азаров. Он принимал участие в освобождении родного города от фашистских захватчиков. И пробивая лыжню за городом для школьных занятий и для лыжных соревнований, иногда рассказывал нам, какими тропами он с отрядом во время войны подходил к городу. А Вера Антоновна Азарова вела уроки пения, на которых мы наряду с хоровым, ансамблевым пением знакомились с азами классической музыки. Добрую память о себе Вера Антоновна оставила сочиненным ею «Жиздринским вальсом Вторым преподавателем физкультуры был Иван Афанасьевич Кубарев. Он вёл занятия с девочками и курировал гимнастику. В спортивных состязаниях Первая школа всегда соперничала со Второй. И благодаря Ивану Афанасьевичу чаще всего в районных соревнованиях по гимнастике становились победителями наши спортсмены.
В моду школьного образования стала входить кабинетная система. И мы впервые стали на каждый урок переходить из класса в класс. Конечно, первоначально лучше всего были оборудованы кабинеты физики и химии. Позже пополнились специфическими учебными пособиями кабинеты и по другим предметам. Наиболее эффективно кабинетная система использовалась на уроках химии. В эти годы в стране были разведаны большие запасы нефти, газа, на основе которых стали широко внедряться в производство новые синтезированные на основе неорганической и органической химии материалы. И Серафима Наумовна Дынкина убеждала нас, что будущее принадлежит химии. Видимо, благодаря интенсивной учёбе на уроках химии двое одноклассников поступили в институт имени Менделеева.
В кабинете физики Антонина Ивановна Никишина, как правило, занятия проводила с использованием демонстрационных приборов, и она тоже «налегала» на решение задач.
А вообще, я думаю, можно оценить труд и авторитет наших учителей хотя бы по такому показателю: все одноклассники после получения среднего образования продолжили свое обучение: два человека – в техникумах, остальные – в вузах.
Досуг учащихся
В школе популярна была художественная самодеятельность. К каждому советскому празднику готовился концерт, как правило, в форме литературно – музыкальной композиции. Здесь был простор и для хора, и для солиста, и для чтеца. Режиссёрами выступали учителя литературы Тамара Павловна и Анжела Викторовна, а концертмейстером – учительница пения Вера Антоновна, а позже Тамара Никитична Ермакова, преподаватель музыкальной школы.
Сильное впечатление на зрителей производила постановка танцев учительницей истории Лидией Робертовной. Эффектно смотрелись на сцене наши ребята в строгих тёмных костюмах с девочками из следующего за нами класса в нарядных платьях, когда пары степенно шествовали под полонез Огиньского «Прощание с Родиной». А Элла Федосеева покоряла всех в «Лебеде» Сен-Санса. Популярен был мужской ансамбль, основу репертуара которого составляли песни Краснознамённого ансамбля имени Александрова: «Дороги», «Хотят ли русские войны?», «Вася Крючкин», «Я люблю тебя, жизнь», «Бухенвальдский набат» ...
В драмкружке каждый год готовили к постановке какую-нибудь сцену из театральной классики. Как-то раз наш класс «замахнулся» на постановку полноценного спектакля в двух действиях и нескольких картинах на сцене районного Дома культуры. Дом культуры построили недавно. До этого вся общественная жизнь района и города теснилось в деревянном здании кинотеатра. Там демонстрировали фильмы, проводили совещания, концерты, вели кружковую работу по интересам с населением. А теперь все культурно - общественные мероприятия переместились в просторные помещения. Сцена оборудована современной осветительной аппаратурой.
В подготовке новоиспечённых «артистов» помогали даже учителя ЖСШ №2. Они же предложили для солидности мероприятия сделать его платным и сами купили самые дорогие билеты при ценах 20, 30 и 40 копеек.
События в драме, кажется, Бориса Горбатова «Голос отцов» разворачивались на Украине, захваченной войсками Петлюры при содействии немцев, где молодые патриоты вели подпольную работу по освобождению родины. Художник для каждой картины подготовил декорации, которые вместе с регулируемой подсветкой рампы подчеркивали драматизм или романтику разворачивающихся на сцене событий. Наши литераторы для придания большей достоверности колдовали с гримом, подправляли костюмы, делали причёски с использованием щипцов для завивки волос. Самую яркую роль бескомпромиссной подпольщицы сыграла Тамара Кузьменко. Мне представляется, что Тамара и по жизни вобрала в себя характеры популярных актрис: мужество Извицкой, женственность Пилецкой, целеустремлённость Быстрицкой. Я представлял в спектакле наивного оптимиста Ефимчика.
Наш спортзал мог быстро превратиться в актовый зал. Для этого спортивные снаряды и маты убирали в подсобку, в пазы пола прятали крюки крепления снарядов, расставляли ряды стульев, которые быстро заполнялись зрителями – школьниками. А на сцене, в зависимости от мероприятия, устанавливались или столы для президиума школьного собрания, или декорации к концерту. И всё это на фоне расписанной задней стены сцены известным пейзажем Куинджи «Берёзовая роща».
Жиздринский край медленно отпускало дыхание войны. И через пятнадцать лет по Жиздре возвышались местами груды кирпича от разрушенных до основания домов. Поэтому школьниками серьёзно воспринимались литературные вечера на военную тематику: то ли это разговор о творчестве поэтов, погибших на фронтах, то ли история создания Моабитских тетрадей Мусы Джалиля, погибшего в фашистском концлагере, или история жизни пламенного борца с фашизмом Юлиуса Фучика.
И конечно, школьники выполняли основной объем работ по уборке картофеля в колхозах. За четыре года мы побывали в большинстве хозяйств района. Оплата школьникам тогда была не принята. Колхозы предоставляли жильё в крестьянских семьях и питание. Чаще всего за парты садились только в середине октября, навёрстывая потом учебную программу дополнительными уроками. Но никто из нас не роптал, осознавая, что кроме нас некому помочь обезлюдившей в результате войны деревне…
В очередной статье я расскажу о замечательных одноклассниках средней школы.