Эта картина принадлежит к жанру сюрреализма и была написана художником в 1794 году.
Картина “Великий Архитектор” выражает яркую гамму религиозных чувств Блейка – этот живописец являлся одним из сторонников теории креационизма.
Загадочная картина принадлежащая английскому поэту-мистику, как и все его создания, сначала была забыта, а сейчас она вызывает много догадок, ее анализируют и интерпретируют. Хранится эта картина в Британском музее.
В этом произведении искусства прежде всего поражает необычный образ, который художник использует для интерпретации своего замысла. А называется эта картина «The Ancient of Days», что в буквальном переводе с английского означает «Ветхий днями». Этими словами обозначали имя Бога в разных мировых религиях.
Главным персонажем этой картины является Бог, а изображен он в момент творения, он не устанавливает порядок, а ограничивает свободу и пределы воображения.
Религия и вера, законы и порядок, которые они устанавливают всегда присутствовали в творчестве этого поэта, они являлись предметом для его размышлений.
И в этой картине Блейк коснулся религии. Больше всегочерт в этой картине от ветхозаветного Яхве. Ветхий днями означает бессмертный. Чаще всего это имя в мире христиан ассоциируется с Богом-отцом, но иногда этим именем обозначали и Бога-сына.
Ветхий днями Блейка не является традиционным для ортодоксальных христиан. Художник изобразил его на фоне Солнца, заставляя вспомнить о языческих богах-демиургах, он сосредоточен, а его черты лица показывают гнев.
Кроме Ветхозаветного Яхве, этот образ также ассоциируется с демиургом гностиков. Но понять это становится труднее из-за высказываний самого Блейка: «Все религии одинаковы». Видимо, он хотел сказать, что все они являются проявлением лучших качеств человека. Может быть потому, и Ветхий днями изображенный на его картине творит левой рукой неспроста.
Но наиболее вероятным является то, что на этой картине Блейк изобразил Уризена, которого изобрел сам Блейк, это был плод его собственного мифологического воображения. Уризена он часто описывал или изображал в образе старца с белыми волосами, иногда у него были инструменты архитектора: Уризен является творцом мира. Об этом говорит и перевод названия картины на русский язык: ее в нашей стране больше знают под именем «Великий архитектор».
Блоха превращается в кошмарное человекоподобное создание, блуждающее по коридорам ночи с чашей для сбора людской крови. Сгорбленная и покрытая чешуей блоха несет свой кинжал и чашу с какой-то ужасающей целенаправленностью; эта тварь крупней своего собрата из класса насекомых. По свидетельству друга художника, Джона Варли, Уильяму Блейку пришло видение: блоха рассказала ему, что души слишком кровожадных людей переселяются в ей подобных.
Частная коллекция
Символизм
Иоанн Лествичник обобщил духовные и аскетические традиции египетских монастырей. «Лествица» в переводе с старославянского буквально означает «лестница». Книга Иоанна «Лествица» (варианты — «Лествица райская», «Скрижали духовные») была написана в середине VI века. Книга почитается православными христианами как откровение или боговидение, подобное тому, что было открыто древнему пророку Моисею, и была названа в Житиях Святых «назиданием новых Израильтян».
«Лествица» представляет собой руководство к нравственному самосовершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы.
«Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!»
(Книга Бытие 28:10-16)
На земле распростерта безжизненная женская фигура. Две другие проносятся мимо на конях, и ветер развевает их длинные волосы. Одна из них наклоняется, придерживая в руках крошечного ребенка. Это произведение иллюстрирует отрывок из шекспировского Макбета, где герой размышляет о последствиях убийства Дункана: И состраданье, как нагой младенец — Несомый ветрам, или херувим — На скакуне незримом и воздушном… Блейк отрицает традиционную композицию и перспективу, его изысканные линеарные формы вызывают представление о потустороннем мире. Сам стиль отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором слипаются воедино реальность и воображение. Гравер и книжный иллюстратор по профессии, Блейк выразил свой талант в поэзии и поразительных по воздействию символических картинах. Духовный мир представлялся ему более важным, чем мир материальный, а истинный художник виделся ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей.
Блейк умер, оставив незавершенными несколько художественных замыслов, в том числе и серию иллюстраций к Божественной комедии Данте, для которых характерна философская аллегория. По содержанию поэмы, Вергилий проводит автора сквозь ад, описываемый Данте в виде ряда кругов, в которые помещены категории грешников, осужденных на вечные мучения. Акварель иллюстрирует стихи 112-143 главы 31 Ада, где Данте и Вергилий приближаются к последнему кругу ада — месту пребывания титанов, восстание которых против Юпитера представляет грех гордыни. В отличие от своих братьев титан Антей не участвовал в этом мятеже. Он был непобедим, пока соприкасался со своей матерью Землей, но Геракл сумел одержать над ним победу, оторвав его от Земли и задушив в своих объятиях. На представленной картине Антей осторожно опускает двух поэтов на край пропасти. Его огромные формы подчеркиваются несопоставимостью размеров фигур и причудливостью позы титана.
Описание работы «Ньютон»
«Ньютон» – это монотипия Уильяма Блейка, завершённая в 1795 году, а затем переработанная и переизданная в 1805-м. Она входит в серию из двенадцати «Больших цветных гравюр», созданных между 1795-м и 1805 годами и включающих также ряд изображений библейского царя Навуходоносора.
Художник был ярым противником Просвещения, считая, что «искусство – это Древо жизни, а наука – это Древо смерти». Особую неприязнь он испытывал к теории оптики Ньютона, которая чётко разделяла то, что видно «телесному глазу» и «духовному». Деистическая философия, признающая Бога как далёкого творца, но отрицающее сверхъестественные и мистические откровения, была ненавистна Блейку. Он утверждал, что регулярно переживает видения духовной природы. Он противопоставляет свое «четырёхсоставное зрение» «единственному зрению» Ньютона, чью естественную религию научного материализма называл «стерильной». Художник включил учёного вместе с философами Фрэнсисом Бэконом и Джоном Локком в «адскую троицу».
В своей цветной монотипии Блейк скрывает яростную критику под собственным символическим языком, разработанным как для живописи, так и для поэзии, и непонятным для непосвящённых. Первое, что видит зритель в блейковском Ньютоне, – это абсолютное несходство героя с прототипом (как и в картине «Духовная форма Нельсона, укрощающая Левиафана», где национальный герой предстаёт с двумя глазами и руками). То, что изобразил Блейк – это идеализированная сущность Ньютона.
Учёный предстаёт обнажённым, сидящим согнувшись на покрытой водорослями скале, очевидно, на дне моря. Его внимание сосредоточено на диаграммах, которые он рисует с помощью циркуля на свитке из белого плаща, символизирующего небесную природу, ниспадающего с левого плеча. Его рай – мир чистой геометрии без жизненных сложностей. Он настолько увлечён своим занятием, что не замечает красоту природы за своей спиной. Блейк выражает своё презрение льстивому поклонению Ньютону, которое воплощено в эпитафии Александра Поупа:
«Природы строй, её закон
В извечной тьме таился
И бог сказал: «Явись, Ньютон!»
И всюду свет разлился».
Сатира Блейка проявляется в том, что Ньютон сидит над своими расчётами на холодной каменой скамье, имеющей явный вид биде или стульчака. На этом престоле бог знаний являет миру жемчужины мудрости, занимаясь отправлением естественных потребностей, и не обращает внимания на то, что прекрасный волшебный мир вокруг превращается в материалистическую уборную.
Стоит отметить, что Ньютон – и об этом знал мало кто из его современников – посвятил около 30 лет своей жизни алхимическим исследованиям. О существовании огромного архива его рукописей религиозного и алхимического содержания стало известно лишь в 1936 году. Среди бумаг есть множество переписанных им молитв о даровании философского камня, обещаний не употреблять его для собственного обогащения и охранять секрет от грешников. У историков и биографов нет единого мнения о причинах, побудивших учёного заниматься подобными экспериментами.
«Большие цветные гравюры» Блейка, в число которых входит «Ньютон», были нарисованы на медных досках, а затем отпечатаны в прессе на листах смоченной бумаги. Оттиски, как правило, не содержат сопроводительного текста, но, судя по всему, Блейк задумал их как противопоставление пар. В таком случае «Ньютон», как предполагают искусствоведы, – это противоположность «Навуходоносору». Художник видел в учёном символ подавления воображения и творческого, художественного духа разумом, а Навуходоносоре, которого бог превратил в животное за неверие и гордыню, – человека, ставшего рабом чувств. Чистую чувственность, как и чистый разум, Блейк воспринимал как антитезу Воображению.
В 1995 году гравюра «Ньютон» Блейка послужила основой для бронзового монумента, созданного шотландским скульптором итальянского происхождения Эдуардо Паолоцци. Памятник установлен на площади перед Британской библиотекой.