Найти тему
Чек-лист

Чек-лист выбора первой электрогитары

Оглавление

В начале маленький тест!

Сколько нот в октаве?

Если 7 не читаем дальше.

Если 12 то продолжаем читать дальше.

В октаве 12 нот и человек с острым слухом может услышать звуки в диапазоне до 10 актав
В октаве 12 нот и человек с острым слухом может услышать звуки в диапазоне до 10 актав

Речь пойдёт об условно классической шестиструнной электрогитаре. Так уж традиционно сложилось что её освоение вызывает наименьшее сопротивление человеческого организма. Про бюджет покупки не ведём разговор у каждого он свой. Новая или б/у? Я считаю, что новая новичку ни к чему в принципе, хотя если позволяет бюджет лучше конечно новую, её можно будет потом продать с минимальными потерями.

Да и электрогитара и акустическая гитара — это разные инструменты вообще нельзя их сравнивать лучше иметь обе тогда поймёшь.

1. Внешний вид (постановка рук)

Инструмент должен нравиться. Он должен манить к себе. При взгляде на гитару должно появляться желание взять её в руки. Иначе вы никогда не начнёте играть на гитаре.

Есть несколько основных типов форм корпусов и так называемых гитарных «формул»:

- леспол (LP);

- телекастер (TC);

- страктокастер (SC):

- эсджи (SG);

- эксплорер (E);

- флайнг –ви (FV);

- суперстрат (SS);

- арк-топ (AT), она же полу акустика.

Естественно форм всяких уйма. Мне лично нравятся Rickenbaker,ы они например тоже полуакустические в основном, но при этом не арк-топы нифига, а именно рикенбакеры. В общем выбор огромный от просто палки со струнами до какой-нибудь «кракозябры» типа Dean Razorback или Warlock.

Берём ту форму что нравиться внешне и гармонирует с покраской и цветовой схемой металлических частей. На звук форма не влияет. Форма влияет на постановку рук на инструменте, а, следовательно, на звукоизвлечение. То есть длина ваших рук и ваших пальцев — это приоритет при выборе формы и размера гитары. Нет никаких школ и правильных постановок рук, у всех руки разные, есть только одно правило Вам должно быть удобно, если Вам удобно, то и играть будет комфортно в течении многочасовых занятий. Также пробуйте гитару обязательно как сидя в разных положениях, так и стоя чтоб она висела на ремне. Для Вашей спины лучше будет если ваши многочасовые репетиции буду проходить стоя, глядя в окно, а не сидя на диване.

Да и первая гитара должна быть обязательно чёрная. Покупая следующую гитару первую Вы будете продавать такому же как Вы недавнему новичку, поэтому гитара должна быть чёрная, Вы же такую хотели первую? Хотя если Вы девочка может быть розовая…

2. Конструкция гитары (мензура)

Основные конструкции гитары это:

- цельная, это когда взят кусок чего-то и из него вырезана гитара целиком вся за раз;

- клееная, это когда в основном гриф вклеен в корпус, или иногда гриф склеен из нескольких кусок дерева или голова грифа приклеена к нему или всё вместе сразу, ну или так называемый сквозной гриф;

- сборная, это когда гриф с корпусом соединены с помощью какого-либо предмета или нескольких предметов имеющих резьбу (например,шурупы);

- комбинированная, это, например, когда гриф клееный, а корпус и гриф соединены шурупами.

Нам вообще параллельно как собрана гитара если мы не коллекционеры, для нас важнее мензура гитары. Мензура, грубо говоря это длина грифа. Чаще всего мензуру определяют по количеству «играбельных» ладов – классика диапазон от 21 до 24 ладов. Но из любого правила есть исключения. Гитары (бас гитары кстати аналогично) по мензуре бывают:

- коротко мензурные;

‑ классические;

- баритоны.

Если мы не знаем, что такое баритон, что такое мензура как её определять, для чего делают коротко мензурные гитары, то берём классику 24 лада (две полные октавы). Есть ещё мультимензурные гитары, но это уже больше для профи.

Колки (как ни странно от слова кол, ударение на первый слог) должны быть смазаны (чуть-чуть), все легко крутиться в обе стороны. Порожек смазан графитом (если он конечно не роликовый).

Сорванных винтов и шурупов визуально недолжно быть нигде.Остальное железо без сильных вмятин и изменений геометрии, не ржавое, патина допускается. Анкер (при его наличии) обязательно проверять на возможность регулировки (для этого обязательно снять струны).

Способ закрепления струн в гитаре — это просто механическое устройство для их удержания оно должно быть и всё. Какое оно именно по большому счёту без разницы хоть с ручкой (механизмы типа «тремоло» или «вибрато») хоть без. На начале пути ручка вам точно не понадобиться только для баловства, а потом опять мучительно настраивать гитару…В общем вы её вскоре потеряете! Есть ещё безголовые гитары, но это на любителя, хотя для «тревэл» гитар самое то.

3. Электрическая схема (экранирование)

В бридже должен стоять звукосниматель типа «хамбакер» (не шумит). Остальная схема гитары может быть любая. Но чем проще, тем легче для освоения. Не должно быть фонового шума при включении гитары в усилитель («комбик») для этого на старых советских гитарах использовался пяти штырьковый разъём с отдельной «землёй» (хотя это скорее «зануление») в современных гитарах выполняют схему так что бы не было земляных «петелечек» и экранируют всё что только можно.

Гнездо включения шнура не должно иметь люфтов, должен быть один чёткий щелчок при втыкании«джека». Ручки все крутятся легко, без шумов, переключатели все работают, щелчки чёткие.

4. Состояние (новая или б/у)

А внешне новая есть новая, муха не сидела чтоб. Поддержанная гитара чем старше, тем естественно она будет иметь больше «коцак».Тут как говориться если нет критичных трещин дерева, а «коцки» только по краске брать можно. Кто и новые гитары переделывают в так называемые «релики» (искусственно состаренные гитары, по мне так жуть, но на вкус и цвет все фломастеры разные).

5. Геометрия (качество гитары)

Основа основ гитары — это геометрия, т.е., гитара хорошая если она вся прямая где надо и немного изогнута там, где надо (гриф). Для покупки берем с собой инструментальную линейку (металлическая), нитку или верёвку и калибры по толщине ну и хороший глазомер (желательно ещё брать с собой хорошего товарища, который мало-мальски разбирается в гитарах). Размеры где какие смотреть должны знать сами, ищите в «интернетах». Ведь не одну же эту вы статью будете читать перед такой ответственной покупкой. Обязательно убедиться в плоскостности ладов путём прикладывания к ним линейки, после снятия струн их всё равно надо снимать для замены (в магазины гитары приходят с так называемыми демонстрационными струнами самыми дешёвыми, а на б/у гитаре старый владелец новые естественно не захочет перед продажей ставить). Ещё лады не должны царапать ладонь, но это не сильно критично почти все новые гитары после транспортировки и хранения на складе имеют данные проблемы, решается полировкой самостоятельно или к мастеру.

6. Материалы (древесная теория)

Касательно гитарных формул и древесной теории разглагольствовать не будем перейдём прямо к сути. Гитара может быть сделана из любых материалов. Дерево, не дерево — это не важно. Основа гитары — это отсутствие резонирующих дефектов в структуре материала (точки внутренних напряжений), а также сохранение геометрии гитары под влиянием агрессивных факторов воздействия (температура, влажность, ультрафиолет) на протяжении максимально длительного времени. Дерево для гитар — это просто традиционный материал, который можно легко (технологично, дёшево) обрабатывать. Дорогое дерево в основном это плотные сорта, с минимальными дефектами, которые хорошо держат свои геометрические размеры. Т.е оно не набухает при влажности, не усыхает сильно на жаре, не крутит по направлению волокон в винт после снятия толщины. Собственно, поэтому традиционно для гитар используют в основном дерево. Существует множество гитар, сделанных не из дерева, по мне так они много лучше, а звук дают как минимум такой же (но дороха богато). Всякие там призвуки во второй гармонике это скорее не материал гитары, а прочие составляющие электрогитары как инструмента. Да-да электрогитара как инструмент состоит не только собственно из гитары, но из комплекса электромеханических средств звукоизвлечения таких как:

- шнур (который является фильтром первого порядка, если Вы понимаете о чём я);

- комбик или усилитель, ну или гитарный кабинет (если надо громко).

7. Струны (тонкие, новые)

Струны всегда должны быть только новые. Новичку точно нужно брать комплекты, начинающиеся с 8 ну или с 9, в независимости от рекомендаций и мензуры (берегите пальцы), потом по мере огрубления кожи на пальцах можно увеличить толщину струн (через полгода нормальных занятий они как раз попросятся на замену тогда можно будет взять 10 или 11).Что бы ни говорил продавец либо просите их сменить, либо покупайте свой комплект и ставьте перед покупкой.

Струны являются частью магнитного контура (а точнее магнитопроводом) в колебательном контуре, который рождает звук. Поэтому струны должны иметь высокую магнитопроводность, а лучшую магнитопроводность имеет никель (из всех материалов из которых делают струны) поэтому струны должны быть никеле содержащие (ИМХО).

После замены струн и предварительной проверки работоспособности анкера настраиваете гитару либо сами, либо товарищ (продавцу особо доверять не стоит) либо мастер отстраивает гитару при Вас. А далее смотрим пункт 8.

8. Звуковые дефекты (страна производитель)

Не бывает ничего идеального. Если гитара хорошая совершенно глубоко фиолетово (см. и слушай «Deep Purple») кто, где, когда и из чего её сделал. Либо это музыкальный инструмент, либо поделка внешне похожая на инструмент. Ваша задача при покупке определить именно это.Гитара — это струнный инструмент. Струна — это резонатор. Любой резонатор имеет частоты собственного резонанса. Струна натянута на гриф и корпус гитары которые имеют собственные резонансные частоты. Они четко определены основными параметрами материалов, из которых изготовлены, а также дефектами этих материалов. Дефекты могут быть как микро (трещины и неравномерности), так и макро (например, сучки в дереве). При совпадении резонансов на определённой частоте они друг друга гасят. Это затухание ноты и есть «волчок». Всё это и определяет так называемый «сустейн» - длительность звучания чистых нот. Если в инструменте мало дефектов, то все ноты звучат чисто и долго. В реальности чтобы все ноты имели полный «сустейн» такого не бывает. Поэтому выбираем инструмент проигрывая все ноты без исключения на грифе и слушая каждую. На хороших гитарах глухих нот (волчков) обычно одна две, это не мешает нормально играть весь музыкальный спектр произведений, так как хороший гитарист знает свой инструмент и нужную ноту может извлечь несколькими различными способами. Так же ноты могут не звучать из-за неправильной настройки гитары, решается это передачей гитары мастеру и опять же заменой струн.

9. Комплектация («комбик»)

Брать лучше сразу полный комплект. Гитара, шнур, «комбик» (усилитель), чехол (если хотите сберечь гитару она должна храниться только в чехле), ремень (чем шире он будет, тем лучше).

Можно сэкономить. Взять полуакустическую гитару на ней можно учиться играть без «комбика».

Второй путь самый «дешманский», купить переходник (моно в стерео) с «джека»толстого (6,5) на «джек» тонкий (3,5), а наушники к «мобилке» у вас наверняка есть и вот уже можно играть (если гитара нормальная, то усиления схемы гитары должно хватать для прокачки наушников затычек).

Ещё как вариант экономии на покупке «комбика», это покупка специального гитарного усилителя для наушников и покупка накладных наушников (чем больше мембрана динамика, тем лучше, или изодинамические наушники «вааще кайфец» но дорого).

Ламповый «комбик» Вам точно не нужен просто поверьте и все, когда придёт опыт вы со мной, согласитесь.

Не покупайте новые дешёвые «комбики», они все шумят в фоне, а шум довольно скоро вас утомит и придётся продавать, а продать это говно нельзя все в курсе что это говно, значит это выброшенные деньги. Лучше подкопить и купить нормальный «комбик» позже, а на первое время обойтись схемой с наушниками, да и соседи Вам скажут спасибо.

Ну и основной способ сэкономить не покупать всё это новым, на первых порах надо брать бывшее в употреблении, может Вам не зайдёт гитарная тема (по американской статистике после первой гитары вторую покупает только 30 % покупателей первой). Правда всегда есть риск что хорошее б/у никто не продаёт. Ну на то Вам и голова чтобы оценивать много предложений и выбрать лучшее и главное не покупать ничего без «прослушки». Все остальные навороты типа педалей (эффекты) купите по ходу накопления опыта на чужих «приблудах» (в стиле дай погонять). Всякие там музыкальные карты и игра через ноутбуки — это всё для ненормальных гиков. Музыкант играет для ушей (своих и чужих), а не для аппаратуры.

Есть масса прочих нюансов касающихся гитар. Например, скорее всего где-то через годик Вам захочется поменять что-то в своей гитаре. Обычно начинают со «звучков» или схемы, ну а так-то «проапрегрейдить» можно всё в гитаре, вплоть до замены грифа или корпуса. Но поверьте новичку не нужен даже крутой медиатор (из панциря черепахи) чтобы начать играть. Чтобы начать нужен инструмент и желание, больше ничего, остальное отговорки. Даже если гитара будет говно, то тренироваться можно всё равно. Но лучше, чтобы гитара была «играбельна» и «звучала» не придётся переучиваться и тренировать слух сызнова на правильное звучание.