В 838 году багдадский халиф аль-Мутасим Биллах собрал внушительную армию и двинулся в поход на Византию. Захватить Константинополь он не рассчитывал - о столицу империи до этого сломали зубы куда более крупные и сильные арабские армии. Это была экспедиция мести - халиф намеревался ответить ромеям за опустошительный рейд по приграничным арабским эмиратам, который император Феофил совершил годом ранее. Причем месть должна была получиться крайне жестокой: Феофил и его наемники-хуррамиты частью вырезали, частью пленили жителей Созопетры - малой родины халифа. Поэтому аль-Мутасим подготовил симметричный ответ - он нацелился на крупный и богатый город Аморий во Фригии, на западе Малой Азии, откуда вела свой род правящая в Византии Аморейская династия и в том числе, разумеется, сам Феофил.
Как говорится, око за око.
Война для Византии сложилась, мягко говоря, не очень удачно. Возле Дазимона на севере Анатолии войска Феофила были разбиты (несмотря на то, что имели численный перевес), и вскоре арабы осадили Аморий. Город был неплохо укреплен, имел приличные запасы продовольствия (недаром же - родовое гнездо василевсов), но осада продолжалась всего 12 дней. В рядах защитников Амория нашелся человек, который показал врагам слабый участок стены, туда подвели тараны и дальше все было делом техники. Аль-Мутасим сровнял Аморий с землей, жители, как ранее жители мусульманской Созопетры, были либо убиты, либо отправились на невольничьи рынки. Широкую известность получила история 42 высокопоставленных горожан, преимущественно чиновников, которых арабы привели в свою столицу Самарру, и после того как пленники отказались принимать ислам, всех до единого обезглавили на берегу Евфрата. Так появился сюжет о 42 аморейских мучениках, впервые рассказанный монахом Еводием.
Преемники Феофила, конечно же, Аморий восстановили, и город просуществовал еще более двухсот лет. Окончательно ромеи оставили его после тяжелого поражения от турок-сельджуков при Манцикерте в 1071 году.
Обнаружили остатки города в конце XVIII века, а в 1988 году на месте Амория начались археологические раскопки, которые периодически прервались. С тех пор ученым удалось буквально "поднять из земли" сетку улиц верхнего и нижнего города, обнаружить остатки донжона, церквей, жилых домов и даже бань, построенных еще в римское время (Аморий был основан во II веке до нашей эры). Немало было найдено и разного рода артефактов - преимущественно фрагментов керамики и монет. Особенно же интересные находки, как представляется, подстерегали археологов в середине 1990-х годов, когда на свет божий из красной анатолийской земли извлекли два византийских меча, причем весьма необычных. Им посвящена недавно опубликованная научная работа.
Один меч был найден среди фундамента церкви, другой - недалеко от стены, окружавшей нижний город. От первого, того что из церкви, сохранилась лишь верхняя часть с рукоятью, зато второй меч дожил до наших времен целиком. Он имеет узкое обоюдоострое лезвие длиной 61 сантиметр. Вряд этими мечами сражались защитники Амория во время осады города полчищами аль-Мутасима, оружие появилось на свет позже - примерно в X или XI веке, то есть относится к последним десятилетиям жизни Амория.
Чем же интересны мечи? Они имеют, как минимум, одну общую выразительную черту - кольцевое навершие. По словам ученых, мечи подобной конструкции были не характерны для Византии, хотя иногда и попадались во время раскопок. Возможно, самый известный образец византийского "кольцевого" меча хранится сегодня в Эрмитаже - меч с золотой рукоятью VII века, сделанный в мастерской Константинополя, и найденный в 1912 году под Полтавой в захоронении знатного и богатого кочевника.
Как предполагают ученые, первые мечи с кольцом на конце рукояти появились в Китае в эпоху династии Хань (III век до нашей эры - III век нашей эры). Из Поднебесной это оружие, вероятно, распространилось на кочевые народы Великой степи - на гуннов, скифов, сарматов, тюрок. Так, найдены образцы сарматских мечей с кольцевым навершием длиной около 60 см, изготовленных в период с I века до нашей эры до I века нашей эры. Наиболее ранние изображения подобных мечей встречаются на крымских надгробиях I века нашей эры (Боспорское царство), а также на сарматских серебряных пластинах.
От сарматов во времена императора Траяна "кольцевые" мечи пришли в римскую армию (первоначально ими пользовались, скорее всего, те же сарматы, служившие в качестве наемников). Что интересно римские "кольцевые" мечи отличались от сарматских: в них кольцо, как правило, крепилось к рукояти, а сарматские были цельные. Из Рима этот тип оружия перекочевал в Византию, а, кроме того, в раннем Средневековье им по-прежнему используется кочевниками. Например, благодаря данным археологии, мы знаем, что подобное оружие было распространено в VII - VIII веках у аваров.
Однако есть одна особенность, которая отличает найденные в Амории византийские мечи от тех, которыми пользовались "дети степей", - форма гарды, то есть перекладины, защищающей руку от удара неприятеля. Она не крестообразная, как в ранее найденных "кольцевых" мечах, а закругленная, плавная. Как будто оружие не боевое, а церемониальное. Все это позволило специалистам отнести аморейские мечи к отдельному типу: "гибридные византийские мечи с кольцевым навершием".
- Возможно, именно в Амории находилась оружейная мастерская, где делали подобные мечи, - предполагает соавтор последнего исследования мечей, археолог Зелиха Демирель-Гёкальп.
Любопытный момент: как меч, - тот, который сохранился хуже, - оказался в церкви? Ведь вооруженным людям был категорически запрещен доступ в храмы. На этот вопрос существует, как минимум, два ответа. Но оба, как вы понимаете, из области предположений.
Во-первых, оружие могло быть своего рода подношением (подобная практика встречалась в Византии).
- Оружие, которое находится в церквях, обычно ассоциируется с реликвиями, связанными со святыми воинами, - поделился мнением с изданием Live Science соавтор исследования, историк Эррикос Маниотис из университета Салоник. - Скажу больше, у нас имеются запасы вооружения в афонских монастырях, например кольчужная рубашка, которая хранится в Иверском монастыре. Так что и этот меч из Амория мог иметь вотивный характер, его владелец мог поднести его храму вместе с другими предметы.
Вторая версия более романтична и жестока. Меч мог оказаться оружием одного из последних защитников Амория, который обнажил его во время взятия и разграбления города сельджуками после катастрофы у Манцикерта, то есть после 1071 года. Этот отчаянный человек, точно загнанный зверь, хватался за соломинку и пытался спастись в церкви. А где еще? Он отбивался до последнего, обагряя пол и фрески кровью неверных.
Но бой был неравный, а потому продлился недолго. И узкий клинок с кольцом на рукояти остался единственным свидетелем той схватки.
Алексей Денисенков
Подписывайтесь на канал История и истории!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Два бронзовых шлема в жертву богине: поразительные находки на юге Италии
Невероятное везение археолога-любителя: вначале нашел боевые топоры, потом – рыцарский меч