Найти тему
Из жизни инженера

Модели железных дорог. Эра пластмассы.

Эта мысль не приходила мне раньше: мои модели просто обязаны пластмассе. Без нее Nка была бы дорогой занятной игрушкой для избранных.

Я пытался вспомнить свое детство: в начале 60-х в доме были две пластмассовые вещи: ящик для деталек у отца и пластина, на которой был установлен электросчетчик. Это были черные или темно-коричневые вещи с закругленными углами, очень тяжелые. Эта пластмасса вроде бы называлась эбонитом, но, боюсь ошибиться - это может быть другая пластмасса. :)

Эра пластиковых пакетов еще не наступила. Когда появились шариковые авторучки, то первые стержни для них тоже были металлические.

Я буду упоминать вагон Пико, технологию изготовления которого я разбирал немного раньше. Чтобы не рыться, смотри здесь

А вам я предлагаю познакомится с моделями компании MiniTrix, изготовленными где-то в 1964-66 годах.

Если верить уважаемому справочнику почтово-багажный вагон выпускался с 1964 по 1968 год под номером 1901. После этого, что-то в нем изменилось и он получил другой номер, потом третий и т.д.

И выпускали его до 1986 года - всего лишь двадцать с хвостиком лет и теперь он стал глубокой историей моделизма в типоразмере N.

Давайте глянем на него со всех сторон.

01
01
02
02

Основание, рама вагона, оказалось полностью металлическим! Причем это не штамповка, как у Пико, а полноценное литьё.

Понятно откуда это взялось: самые первые вагоны Арнольда, еще в масштабе 1:200, имели литой металлический корпус. (1:0 в пользу Пико, который использовал пластик для корпуса. Я всё удивлялся, почему Пико использовал металлическую штамповку, чтобы держать колесные пары. Причина проста: все так делали.

Но! Пико использовал именно штамповку, которая имела свою гибкость - деталь можно было раздвинуть и вставить колпару).

Штамповка Трикса это не позволяла и пришлось делать паз, чтобы вставлять колпары. И пришлось придумывать скобочки, которые не дадут выпасть колпарам. Плюс пришлось подумать как закрепить эти скобочки, чтобы они не перемещались. То есть Трикс создал себе такой большой гемморой, что по сравнению с ним, приклеивание на металл пластиковых имитаций рессор кажутся детской шалостью (2:0 в пользу Пико).

03
03

04
04
05
05

Пико приклеивала перила, ограждение, вагонных площадок. Пластмасса к пластмассе - всё логично и технологично. Но Трикс этого делать не могла! До сих пор клеи на такой паре материалов держат не слишком хорошо. И пришлось Трикс делать новую деталь - штамповка для ограждений площадок, которая легла уже третьим слоем металла (3:0). Караул!

06
06

Но, давайте перейдем к корпусу, который сделан из пластика. Все четыре стенки и крыша сделаны заодно, одной деталью. В противопоставлении к ним выполнена единая деталь для окон. Задача была решена идеально - они встают в распор, придается жесткость корпусу и "стёкла" не вылетают. Конструкция получилась столь удачной, что в версии 1998 года модель продолжает выпускаться с таким же решением (3:1). У Пико - это пять разных деталей, которые должны склеиваться, и это - ручная операция, с достаточно большим браком перелива клея.

07
07

Обратите внимание на вентиляцию на крыше и на буфера: Трикс поставил пластиковые детали. Это был "понт" или "фишка" - "Помотрите, насколько мы крутые". Буквально через тридцать лет всё стало наоборот: рама стала пластмассовой, а буфера и вентилятор - металлическими. Это стало фишкой целой серии вагонов Трикса. Ситуация примерно такая же как было с алюминием в свое время:когда он только появился, алюминий был безумно дорогой и во дворце была алюминиевая посуда, потому что только короли могли ее позволить.

08
08

09
09

А это на более позднем вагоне Минитрикса 18030.

Еще раз посмотрим на пластиковые детали. Видите, на "оконной" части есть пазы (прорези), которые совсем не нужны сейчас, на этой модели. Но они очень будут нужны, когда вся модель будет из пластмассы и необходимо будет сделать защелки.

Ответ очевиден, конструкторы модели спешили быть вторыми/третьими и понимали, что металлическая рама это - временное решение (3:2).

Для окон Пико использовал целофановую ленту, а не пластик. Это было решение, но оно не могло перерасти в пластик - для пластика нужны были другие посадочные места, то есть надо было переделывать формы для стенок (3:3).

10
10

А в более позднем вагоне (18030) появились защелки, для которых еще в первой модели подготовили пазы.

11
11

Еще раз вернемся к модели Трикс. Обратите внимание на надписи. Вернее на их отсутствие.

Проблема пластмассы состоит в том, что она достаточно легко окрашивается в массе, но очень трудно краску закрепить на поверхности. Вспомните первые пластиковые пакеты. В то время их хранили и ими гордились. Но не да бог их подольше подержать в руке, или смять, или подложить его посидеть. Вся краска с пакета моментально переходила на руки, на попу или просто стиралась. Поэтому здесь Трикс не мудрил: кто-то кисточкой нанес белую и желтые краски. Видно даже направление мазка. У Пико вагоны какое-то время выпускались без надписей, а потом с достаточно четкими надписями (4:2).

12
12

Однако, Трикс подготовил для них места! Это, как в футболе - мяч подвели к воротам, он уже тёпленький, дай только забить. И потом Трикс выдала и надписи, а выпуклостями создался объем табличек, стали хоть и страшненькие, но перила на площадках со всех сторон. То есть Трикс просчитал разработку этой модели не на шаг, а на десяток шагов вперед.

13
13

У Пико вагон-модель не имел продолжения. Никакого... Вы можете сказать, вот, потом было решение затормозить, а потом похоронить 9ку.... Но это было потом, через 30 лет. А модель как была выпущена, так кроме сцепки ничего не менялось.

Вы видите в чем технологическая разница: Минитрикс работал с объемом, а Пико - с плоскими деталями.

Возможно, это было связано с возможностями технологического оборудования, которое было у компаний.

Но, то что Трикс планировал на бОльшую глубину это несомненно.

Сейчас, я имею ввиду последние лет пять, а то и меньше, технологическое оборудование поменялось.

Обратите внимание на REE. Да и старички не отстают: детали стали очень тонкими, порой деталировка на таком высоком уровне, что не поймешь, где N-ка, а где Н0.

3D производство. И хотя сейчас 3D принтеры больше похожи на старинные печатные машинки, кто знает какие будут у них возможности через пять-десять лет.

Мы до сих пор учимся работать с пластмассой :)

ЗЫ: кто мне подскажет? На коробке модели 18030 гордо красуется надпись Trainer. Это, извините, для кого? для профессионалов или для начинающих?

14
14

С уважением,

Читать дальше >>>

<<< Предыдущий

К сожалению, в настоящее время алгоритм Дзена устроен так, что без Ваших лайков и комментариев статья совсем не показывается в ленте. Да и я буду знать, что пишу не зря. Если есть чем поделиться, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций!