Найти в Дзене
.name

Coca-Cola. История самой известной газировки в мире

Сейчас Coca-Cola знают все, от первоклассника до президента. Это один из символов Америки наряду с ковбоями, бургерами и горой Рашмор. Правда, не всё начиналось так гладко, а первый год продаж был убыточным. Но всё по порядку.

История Колы началась с этого человека. Джон Стит Пембертон. Фармацевт, окулист, армейский кавалерист американской Армии Конфедерации. Но после поражения конфедератов капитану Пембертону пришлось искать способы заработка. В Атланте он открыл фармацевтическую фирму и первым делом создал рецепт сиропа от головной боли на основе вытяжки из листьев коки (из них и правда делают кокаин) и воды, сахара, ореха колы, кофеина.

Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, который, также владея каллиграфией, и написал слова Coca-Cola красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка.

-2

После первых шагов, «Кока» продолжает свое развитие. К концу 1886 года Coca-Cola стала «шипучкой». Рассказывают, что некий страдающий от похмелья южанин заглянул в аптеку Джейкобса, где продавали Coca-Cola, и заказал стаканчик напитка. Продавец Уилли Венэйбл поленился идти в другой конец зала к водопроводу и спросил посетителя, не против ли он пропустить вместе с сиропом Пембертона немного содовой. Тот согласился, а выпив, пришел в такой восторг, что вскоре все аптеки Атланты стали подавать Coca-Cola только в сочетании с содовой.

Но в 1888 году Пембертон умирает. Перед смертью он решает продать формулу своему главному партнёру, иммигрант из Ирландии Аза Кендлеру. Тот, вместе с уже упоминавшемся Фрэнком Робинсоном, сосредоточился на развитии компании Сoca-Сola. И не прогадал.

Реклама упаковки из шести бутылок, с успехом дожившей до нашего тысячелетия.
Реклама упаковки из шести бутылок, с успехом дожившей до нашего тысячелетия.

А через несколько лет, когда достигла апогея антикокаиновая кампания, Coca-Cola переключилась на новую рецептуру с применением листьев коки, из которых экстрагировали кокаин.

Бизнес стремительно пошел в гору. И в 1916 году появляется оригинальная бутылка Coca-Cola, которая сейчас безошибочно выделяется из ряда конкурентов. Надо отметить, что Кендлер не видел особой выгоды в бутылочном розливе.

Изобретатель этой оригинальной бутылки «с талией» — Бенджамин Томас, выкупивший у создателей права на продажу бутилированной «Кока-Колы». Стремясь повысить свою прибыль, он искал нетривиальную форму, которая не ассоциировалась бы ни с каким другим продуктом, кроме его собственного. «Такую, — писал он впоследствии. — Чтобы ее можно было опознать в темноте, на ощупь, в разбитом виде, чтобы по осколкам можно было понять, что в ней была „Кока-Кола“». И ему это удалось. А идею подала… тогдашняя мода. В 1916 году женщины носили юбки-годэ с перехватом ниже талии. Эти пропорции и были выбраны для оригинальных бутылочек. И надо отметить, продажи сразу уверенно поползли вверх, не говоря уже о том, что Coca-Cola стала еще более узнаваемой буквально по нескольким чертам.

Изменение формы бутылки поспособствовало и повышению эффективности рекламных кампаний Coca-Cola: бутылку «вручают» Санта-Клаусу, который отныне становится частым гостем на рождественской рекламе этой газированной воды. Спаянность образа получилась настолько прочной, что многие американцы до сих пор уверены: сам образ Санты был придуман «Колой», и в этом есть доля истины: именно в рекламе Колы появился красно-белый костюм Санты. Также Кендлер применял и новые для того времени формы рекламной деятельности. Он начал рассылать по почте купоны на получение бесплатной порции Coca-Cola, а также разнообразные сувениры с изображением товарного знака Coca-Cola. Реклама «Кока-Колы» всегда отличалась яркими и заметными образами, которые были по душе каждому американцу. Напиток рекламировали наиболее известные артисты и спортсмены.

Перед Второй Мировой войной Coca-Cola продавалась уже в 44 странах. Вступление США в войну сопроводждалось приказом Роберта Вудраффа своей «армии»: «Я хочу, чтобы каждый человек в военной форме мог получить бутылку Кока-Колы за 5 центов. Где бы он ни был и несмотря на то, сколько это будет стоить Компании». Более 5 миллионов бутылок Кока-Колы было доставлено военным на протяжении войны.

В 1982 году появилась Diet Coke в которой вместо сахара используется сахарозаменитель. В одной баночке содержится всего 1 калория.

Конечно, американцы не могли обойтись без любимой «Кока-Колы» и в космосе. Так в 1985 году Coca-Cola отправилась в космос. Это была не обычная банка, а специальная, с трубочкой.

В 1988 году «Кока-Кола» вышла на рынок СССР, производство было налажено на Москворецком пивоваренном заводе.

Кстати, «Кока-Кола» была первой иностранной компанией, которая разместила рекламу своей торговой марки на Пушкинской площади в Москве.

На сегодняшний день товарный знак Coca-Cola является наиболее известным товарным знаком в мире, а компания Кока-Кола — известнейшей компанией на Земле. Торговую марку Coca-Cola знают 98% всего населения земного шара. Coca-Cola продается почти в 200 странах мира. Каждый день во всем мире продается около 1 миллиарда единиц продукции компании.