«СУЩНОСТЬ»
«Выше всех Оболочек находится Сущность».
Тайттирия Упанишада, II. 6
Как мы видели, восточная мысль основана на признании того, что у человека есть потенциал для достижения все более продвинутых состояний сознания, в том числе и за счет опыта тех, кто достаточно дисциплинировал себя, чтобы войти в такие состояния. Также утверждается, что большая часть разума обычно находится за пределами нашего сознания, и эта идея находит свои аналоги во фрейдовском понятии личного бессознательного и юнгианском понятии коллективного бессознательного. Эти различные области неизвестного ума, которые обычно лежат за пределами осознания, переживаются независимо друг от друга во сне и во сне без сновидений. Постепенное расширение бодрствующего сознания, включающее в себя все больше и больше этих областей, приводит к расширению собственной концепции «я» и резким изменениям в его концепции реальности. По мере того, как это продолжается, происходит повторяющийся процесс метаморфозы, когда сознание становится «выше» или более развитым. Что касается йоги, то именно этот процесс расширения сознания лежит в основе психологического роста, и в этом суть психологического развития.
Хотя оно иногда ограничивается подавлением подрывающего или деструктивного поведения с помощью, например, транквилизаторов или электрошоковой терапии, психотерапевт обычно заинтересован в восстановлении процесса роста. Если это его цель, то он должен не только понимать процесс роста и эволюции, но и уметь определять препятствия, которые могут помешать продвижению по этому пути. Если он хочет помочь, терапевт должен иметь четкое представление о ловушках и подводных камнях, встречающихся на пути и способных остановить естественный, радостный процесс исследования и самопознания.
С точки зрения психологии йоги именно удержание знакомой и, следовательно, относительно надежной концепции реальности рассматривается как самое основное препятствие на пути процесса роста. Когда человек отказывается отпустить узкий и ограниченный способ видения мира и других людей, он становится запертым в своего рода повторяющемся шаблоне. Чувство исследования и открытия прекращается, и процесс роста останавливается. Наступает застой, а эмоции, мысли и социальные отношения приобретают ощущение бесплодия и пустоты. В таком случае может начать проявляться любой из множества психопатологических синдромов.
Более тяжелые и невосприимчивые случаи «психического заболевания» — это просто более укоренившееся удерживание, которое продолжается, несмотря на множество столкновений с реальностью, из-за которых удержание кажется странным и неуместным. В психологии йоги меньше интереса отводится различию между человеком, который цепляется за свои укоренившиеся паттерны до степени причудливости, и человеком, который невротически или даже, как мы бы сказали, «нормально» цепляется за узкую конструкцию «реальности». В каждом случае принимается ограниченное определение реальности, которое Патанджали называет авидьей или «невежеством». Авидья означает «отсутствие видьи». Видья — это знание или мудрость, пронизывающая всю поверхностность и иллюзию.
Патанджали пишет, таким образом, с абсолютной точки зрения. «Йога-сутры» не похожи на современный учебник по психотерапии в том смысле, что дефицит психологического развития, описанный в сутрах, не преодолевается, когда человек достигает того, что обычно считается зрелостью. Скорее, они написаны как руководство по расширению сознания до его предела, а замечания Патанджали об авидье сформулированы так, чтобы быть применимыми к ограничениям человека, как бы сильно они ни были, как бы далеко они ни заходили по пути личной эволюции они могут произойти. Даже тот, кто активно движется по этому пути, все равно становится жертвой авидьи. Он полностью освобождается от этого только тогда, когда достигает высшего состояния сознания.
Застойная и ограниченная версия реальности подразумевает, по определению, застойное и узкое определение самого себя. Это ограниченное представление о себе называется асмита. В системе Патанджали авидья и асмита называются клешами, или «причинами страданий». Их пять штук. Помимо 1) авидьи и 2) асмиты, он перечисляет: 3) привязанность (рага), 4) отвращение (двеша) и, наконец, 5) страх смерти. С точки зрения психологии Патанджали, они являются причиной всех страхов, тревога и депрессия. Даже если они не действуют с достаточной силой, чтобы произвести то, что мы назвали бы психопатологией, они, тем не менее, мешают обычному человеку реализовать свою способность к высшему сознанию. Таким образом, клеши являются как препятствиями для роста, так и источниками страданий. Подробное и авторитетное описание клеш см. в «Философии йоги Патанджали».
Устранение переживаний дуккхи или боли является центральным направлением психологии как буддизма, так и санкхьи. Самкхья-карика вместе с комментариями представляет основные учения буддийской психологии о причинах боли и ее устранении посредством более глубокого понимания того, как человек вписывается в контекст природы и вселенной.
Йога контрастирует с современной психотерапией тем, что она была разработана не как система лечения неработоспособных, а скорее как метод обучения способных. Диапазон роста, на который делается упор, отличается. Психотерапия концентрируется прежде всего на областях роста, которые лежат непосредственно перед эго. Йога заинтересована прежде всего в развитии и росте пределов эго. Обучение йоге ориентировано на тех, кто уже прошел свой путь через более серьзные привязанности к точке «неудовлетворенной нормальности», т.е. которые ищут пути дальнейшего роста, несмотря на то, что в глазах общества они хорошо адаптированы и достаточно продуктивны. Те, кого мы на Западе назвали бы психически больными, в восточной традиции относятся к классу тех, кто еще не научился концентрировать ум и поэтому не может извлечь пользу из занятий йогой. Повседневные фрустрации, разочарования и опыт из внешнего мира воспринимаются как учителя, медленно способствующие развитию высших умственных способностей, подобно тому, как природа питает растение, растущее в дикой природе. Мир видится как ментальная лечебница, поле переживаний, которое обеспечивает ситуации, в которых необходима реалистичная реакция или более острое страдание. Благодаря полученным таким образом урокам они постепенно, но неизбежно нащупывают свой путь к более зрелому и менее нарушенному функционированию. Как система обучения, йога проявляет мало интереса к отслеживанию запутанности тех экстремальных психологических расстройств, которые необходимо преодолеть, прежде чем можно будет начать обучение.
Контрастные подходы йоги и современной психологии к содействию процессу роста можно прояснить аналогией: растение обучают, направляя его рост определенным образом — связывая ветки, обрезая или поворачивая его, чтобы использовать «притяжение» солнца. чтобы направить его рост, но следует также следить за признаками болезни и лечить по мере необходимости водой, почвой и удобрениями. И тренировка, и терапия имеют свое место в культивировании роста. Наша цель здесь — посмотреть, что происходит, когда концепции и методы обучения йоге смешиваются с теорией психопатологии и практикой психотерапии.
Было бы целесообразно взглянуть на синергетические отношения, которые могут возникнуть в результате синтеза глубокой системы и теории роста за пределами нормального (йоги) и высокоразвитой теории болезни (психопатологии) и ее системы психотерапии для достижения нормальности. Получившуюся интеграцию можно назвать йогатерапией. Традиционные различия между «больными» пациентами, приходящими к психиатру, чтобы стать нормальными, и подготовленными студентами, ищущими учителя, чтобы стать просветленными, сегодня разрушаются. Многие, кто не считает себя «пациентами», ищут встречи в поисках роста, выходящего за рамки того, что считается нормальным. В то же время многие из тех, кого психиатр назвал бы психотиками или невротиками, теперь обращаются за помощью к йоге и медитации. По мере того, как практика начинает переходить в уже другую область, интеграция йоги и психотерапии становится еще более многообещающей.
Современные психологи и психотерапевты изучили процесс роста при переходе от эмоциональности и психических расстройств к «адаптированному эго». Сейчас они пытаются осмыслить рост, поскольку он выходит за пределы эго. Психология йоги также включает концептуальные модели роста и эволюции. Однако акцент делается на достижении более продвинутых состояний сознания, а не на восстановлении эмоционального дисбаланса. Мы попытались, особенно в этой главе, синтезировать эти два подхода, идентифицируя и концептуализируя как можно более четко процесс, лежащий в основе движения от одного уровня роста к другому на всем протяжении континуума. Мы попытались выявить общий знаменатель, базовый опыт, который включает в себя каждый шаг роста, независимо от того, на каком этапе пути он происходит.
С точки зрения широкой и всеобъемлющей теории роста и эволюции можно увидеть взаимодополняющие отношения между подходом йоги и подходом современной психологии. Хотя они сосредоточены на росте в разных точках спектра, каждый из них может внести свой конструктивный вклад. Мы попытались обрисовать и осмыслить процесс роста и эволюции таким образом, чтобы продемонстрировать эту взаимодополняемость.