Вся эта история про стратегический союз с Китаем, в условиях имеющихся у нас проблем, качества элит и их крайне низкого уровня субъектности, является столь же опасной, как и тридцатилетний курс на то, чтобы хоть тушкой, хоть чучелом пролезть на Запад. Столь же опасная стратегическая ошибка, только уже в другую сторону. Дело тут не в каком-то особо плохом отношении к Китаю, - нет, я тут всецело разделяю позицию одного из лучших наших китаистов Н. Вавилова о том, что России необходимо налаживать сотрудничество с КНР. Но он же, вполне справедливо указывает на необходимость отстаивания именно своих интересов, прагматического использования этого сотрудничества для развития и укрепления России, без всех этих наивных мечтаний об искреннем братстве. Китаю Россия нужна, крайне нужна в условиях противостояния с США. И России крайне нужен сильный Китай, иначе оставшись в одиночестве коллективный Запад сожрет Россию очень быстро. Дело тут не в общей слабости России как государства, хотя без сомнения выдержать такое противостояние будет сверхсложно (но я верю, при правильном руководстве сил бы хватило), а в том, что наша элита готова будет тут же капитулировать, если РФ останется в одиночестве.
Однако, данная ситуация и свойства отечественной элиты, пороки отечественной системы управления уже породили огромную опасность. Сближение с Китаем только началось, а мы уже слышим голоса и открытые разговоры о том, что нужно чуть ли не лечь под Китай. Можно даже смело утверждать, что у нас формируется пока очень слабая, но вполне себе явная прокитайская колонна в элите. Я опять же ничуть не верю в разговоры о планах Китая на прямой захват Сибири и Дальнего Востока. Суть не в этом, а в том, что Китай уже набрал достаточно веса, чтобы экономически и политически взять под контроль Россию, также как это делали США и Европа в 1990-е гг. И явно не видать какого-либо стремления со стороны китайцев к равноправному и взаимовыгодному союзу с Россией. Они очень четко отстаивают исключительно свои интересы и продавливают исключительно свою повестку. Тут яркий пример - мы (Россия) встаем на позицию КНР в вопросе о Тайване, в свою очередь Китай отнюдь не встает на сторону России в вопросе о Крыме. Также весьма неоднозначна роль Китая на постсоветском пространстве - КНР активно вторгается в сферу жизненных интересов России, в Казахстан, другие государства Средней Азии, Беларусь. Пока, что в российско-китайском партнерстве, Китай явно наступающая сторона, а Россия отдает больше, чем получает от этого сотрудничества.
Даже при самом лучшем развитии событий - Китай будет нашим временным союзником.
Что еще тут можно сказать. Конечно, России нельзя допустить, того чтобы наша страна была втянута в Западную коалицию против Китая. Очевидно, что Россию попробуют при случае использовать в качестве пушечного мяса против Китая. Также, надо учитывать, что России выгоден сейчас сильный Китай во главе именно с Си Цзиньпином, - в качестве устойчивой анти-американской силы, создающей определенный баланс на мировой арене и дающей России шанс на какое-то маневрирование.
Однако, России следует сохранить очень четкую дистанцию и ориентироваться только на свои национальные интересы. Убежден, что всякие попытки Китая утвердить свое влияние на постсоветском пространстве должны не то, что жестко, а жестоко пресекаться. Китай должен быть поставлен перед фактом, что его присутствие на пространстве бывшего СССР возможно только через посредничеством и допуск за соответствующую плату, со стороны Москвы. Также, российское руководство должно воспользоваться ситуацией, когда Китай ищет обходные пути для потока своих товаров в Европу (при угрозе перекрытия основного морского трафика по южным морям и Индийскому океану). Россия должна взять под свой контроль любые направления альтернативных путей по проекту нового Шелкового пути и конечно, жестко обозначить свое доминирование и коммерческий интерес по пути через Арктику.
Россия должна выжать из союза с Китаем максимум возможного, но для этого, говорить с руководством этой страны надо с жестких и прагматичных позиций. Условно: сырье (нефть, газ) в обмен на инвестиции и в промышленное и высокотехнологичное производство.
Более того, Россия должна пытаться найти пути некоторого отхода от вероятности прямой конфронтации с Западом (естественно, предварительно закрепив, если понадобиться любыми средствами свои интересы и позиции на Украине). На одном Китае свет клином не сошелся и нельзя рушить мосты для каких-то контактов с Западом. В стратегической перспективе, чем бы нынешний полу-дипломатический-полувоенный тяни-толкай на Украине не закончился, даже если там пройдет ограниченная война, России следует как-то обозначить свой отход от политики роста военной напряженности напрямую с США и НАТО и затем постепенно дистанцироваться от Китая, выходя на позицию силы не примыкающей ни к китайскому блоку, ни к Западному. Повторюсь, для России союз с Китаем должен носить исключительно среднесрочный, временный характер.
Россия в стратегической перспективе должна стать "третьим радующимся" в конфликте США (Запад)-Китай. Как когда-то таким был сам Китай в конфликте Запад-СССР. Это должен быть стратегический курс российского государства, суть которого должна заключаться в балансировании - поддержке той стороны, которой грозит поражение и разрушение и действиях на последующее восстановление равновесия.
Никаких плотных союзов предполагающих, что русские будут воевать за Китай при конфликте в том же Тайване, быть не должно. Потому-что, Китай за нас в случае войны на Украине, если к ней по дурости вдруг напрямую подключатся страны НАТО, тоже воевать не станет.
Все то, что я описал, это конечно же, идеальная или скажем, оптимальная стратегия. Боюсь, что в реальности, мы опять будем метаться из крайности в крайность.