Челноки с огромными клетчатыми сумками уже стали частью отечественной истории, а ведь среди них было немало людей с высшим образованием. В 90-е годы бывшие советские граждане просто выживали за счет торговли ширпотребом, привезенным из Турции и Китая. Что ж, на этой торговле поднялись также эти две страны, которые ранее входили в число неуспешных.
Советское образование
Всем известно, что наша страна считалась самой читающей в мире. Образование открывало двери в счастливое будущее, появлялись перспективы высокооплачиваемой работы. «Учись, а то дворником станешь» - кто не помнит такие пугающие слова родителей?
К чему это приводило в итоге? К погоне за оценками, а не за знаниями. Были и такие дети, которых ругали даже за четверки в четверти или за контрольную работу. Порой доходило до абсурда: дети боялись идти домой с «неправильными» отметками, а родители возводили в культ отличную учебу своих детей. Правда, не все родители, а из интеллигентных семей.
Переломная эпоха: "Лучше быть собакой в спокойные времена, чем человеком во времена хаоса"
Китайцы правильно сказали об эпохе перемен: не дай бог никому такого счастья. А двум советским поколениям все же выпала такая доля. Не пригодились ни дипломы, ни хорошие оценки, ни грамоты за отличную учебу и участие в конкурсах.
Вчерашние врачи, инженеры, конструкторы и работники культуры оказались никому не нужными аутсайдерами. Тысячи обладателей высшего образования (иногда двух) остались без средств к существованию. Многие сразу ничего не поняли, а некоторые очень долго ничего не понимали и надеялись на чудо: государство должно позаботиться о своих гражданах. Но чуда не произошло, вместо него появился рекет и сомнительные группировки с большими претензиями к чужому имуществу.
Наши дни
А что происходит в наше время? Студенты продолжают получать образование, но редко кто работает по специальности. Мой двоюродный брат получил 2 высших образования по настоянию родителей, но хорошо устроиться в жизни не смог. Зато двоечник-одноклассник, его сосед по подъезду, успешно сдает в аренду помещения и ни в чем не нуждается. Помимо аренды он еще какой-то бизнес имеет, о чем не любит распространяться.
Как так получилось, что отстающий ученик вдруг вырвался «в люди», а хорошист работает по найму за копейки?
Психологи считают, что современное образование не поощряет креативный подход и творческое мышление: оно нацелено на решение стандартных задач стандартными методами. «Двоечники» просто нутром чуют «неладное» и пытаются от него защититься: не делают домашнюю работу, прогуливают уроки и т. д. Это стихийный бунт против посредственности.
Прогульщиком и неуспевающим был всемирно известный Билл Гейтс, Ричард Бренсон (владелец гиганта Virgin Group), Соичиро Хонда, Генри Форд, Томас Липтон, Дональд Трамп. Список можно продолжать и продолжать. Вывод здесь однозначный: диплом и успешная учеба в школе не являются гарантией успешности в жизни. Чаще успеха добиваются те, кто не успел или не захотел проникнуться нездоровым духом стандартного подхода к получению знаний и навыков.
Например, Соичиро Хонда вообще ничего не смыслил в маркетинге и финансовых стратегиях, а основам ведения бизнеса обучался уже в процессе становления этого бизнеса. Просто он мог нанять знающих людей (отличников), которые добросовестно и методично делали нужные дела. Они же привыкли делать домашнюю работу и получать за нее похвалу от родителей и учителей, вот и в фирме они так же себя ведут: заслуживают похвалу в виде зарплаты от босса.
Причины успеха двоечников
Психологи давно разобрались в причинах такого неравноправия. И вот что получилось:
1. Двоечники не пытаются никому нравиться, в отличие от отличников. Они с детства ощущают себя лидерами, и не нуждаются в хорошем отношении окружающих.
2. Двоечники позволяют себе быть неидеальными и не стремятся быть образцово-показательными. То есть, не страдают «синдромом отличника» и адекватно воспринимают взлеты и падения.
3. Двоечники с готовностью идут на риск, ведь они не боятся осуждения других людей в случае неудачи.
4. Двоечники умеют пользоваться результатами чужого труда, ведь они научились это делать еще в школе – списывали «домашку» и контрольные. Попутно они умеют максимально упрощать любые задачи (оптимизировать) и распределять работу между наемными сотрудниками.
Вместо того чтобы сидеть на скучных лекциях в институте, двоечник заработает деньги на стартап и откроет бизнес. Так как привык пользоваться результатами чужого труда, то доверяет бухгалтерию и маркетинг наемным служащим, приманивая их хорошим окладом и премиями. Главное, нанять на работу бывших отличников, и тогда дела фирмы пойдут в гору.